Почему Кравцов снижает минимальные баллы ЕГЭ для педвузов

Категории: Статьи

Тэги: ,

Министр просвещения Сергей Кравцов в начале октября подписал приказ, согласно которому минимальные баллы ЕГЭ, необходимые для обучения в педвузах в 2022/23 учебном году, по большинству общеобразовательных предметов опустятся ниже пороговых значений этого года. Почему по физике, химии, биологии, информатике, обществознанию, литературе минимальные баллы для поступления в педвузы ниже, чем в вузы, находящиеся в ведении Минобрнауки? Почему будущему учителю русского языка необходимо набрать всего лишь 40 баллов по профильному предмету, в то время как обязательным условием получения студенческого билета МФТИ является сдача ЕГЭ по русскому языку на 70 баллов? На эти и другие вопросы ищет ответы наш обозреватель. 

Конкурс растет – минимальные баллы падают

Глава Минпросвещения Сергей Кравцов любит рисовать благостные картины и произносить красивые фразы об учителях будущего поколения России, обладающих инновационным мышлением. По словам министра, в последние годы растет престиж и востребованность профессии учителя, повышается конкурс и качество приема в педвузы, подведомственные Минпросвещения.

Удивительно, что при таком состоянии дел Сергей Кравцов продолжает снижать минимальные баллы ЕГЭ, необходимые для подачи документов на обучение в образовательных организациях, находящихся в ведении Минпросвещения.

В таблице приведены минимальные баллы ЕГЭ, установленные приказами Минпросвещения №517 от 23 сентября 2020 года на 2021/22 учебный год и №688 от 4 октября 2021 года на 2022/23 учебный год, а также приказом Минобрнауки №713 от 5 августа на 2022/23 учебный год. Первые два приказа регулируют прием в 33 педвуза, подведомственных Минпросвещения, а приказ Минобрнауки устанавливает минимальные баллы для вузов, находящихся в ведении этого министерства.

Общеобразовательный предмет Минимальное количество баллов ЕГЭ
Минпросвещения на 2021/22 уч. год Минпросвещения на 2022/23 уч. год Минобрнауки на 2022/23 уч. год
Русский язык 40 40 40
Математика 39 39 39
Физика 40 36 39
Обществознание 44 42 45
История 40 35 35
Информатика и ИКТ 42 40 44
Иностранный язык 40 30 30
Литература 40 32 40
Биология 40 36 39
География 40 40 40
Химия 40 36 39

Примечание. На 2021/22 учебный год Минпросвещения установило минимальное количество баллов ЕГЭ отдельно для каждого из 33 подведомственных педвузов. В таблице приведены минимальные баллы, ниже которых вузы не имели права опускать планку. Исключение было сделано лишь для «Воронежского государственного педагогического университета». На направлении 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» для этого вуза были установлены следующие минимальные баллы: русский язык – 38, математика – 27, литература – 32, физика, химия и биология – по 36, остальные предметы – как в таблице. Возможно, это было тестирование будущих изменений в масштабах всей страны.

К филологу и учителю литературы разные требования

Реальная картина приема в педвузы Минпросвещения представлена в статье «Качество приема в педвузы по Кравцову: 24 балла ЕГЭ будущего учителя». Низкие проходные баллы на бюджет некоторых педагогических вузов страны ярко иллюстрируют весьма печальное состояние дел, которое кардинально отличается от того, что представлено в бодрых и оптимистичных рапортах министра.

Этим летом в педвузы, причем не только на платное обучение, но и на бюджет, зачисляли абитуриентов, набравших 40 баллов на ЕГЭ по физике, химии, биологии, литературе, иностранному языку. Казалось, что ниже опускать планку приема просто некуда, но в начале октября Сергей Кравцов подписал приказ, согласно которому следующим летом студентом педвуза можно стать, набрав всего лишь 30 баллов по иностранному языку, 32 балла по литературе и 36 баллов по физике, химии и биологии.

Еще один удивительный факт: по 6 из 11 общеобразовательных предметов минимальные баллы для обучения в педвузах ниже, чем в вузах, подведомственных Минобрнауки. Почему будущий химик или, скажем, биолог при подаче документов в обычный университет должны предъявить результат ЕГЭ по профильному предмету не ниже 39 баллов, а будущему учителю химии или биологии достаточно 36 баллов? Как объяснить, что студентом филфака или журфака в классическом университете нельзя стать, если результат ЕГЭ по литературе меньше 40 баллов, а в педвузе будущий учитель литературы может предъявить всего лишь 32 балла?

Разумеется, речь не идет о педвузах Москвы, Санкт-Петербурга и нескольких крупных городов страны, в которых минимальных баллов явно недостаточно для поступления на бюджет. Но выпускники столичных педагогических университетов не поедут в провинцию, а с какими баллами можно поступить в педвузы Бийска и Благовещенска, Комсомольска-на-Амуре и Ульяновска, Шадринска и Армавира, читайте в нашей статье о результатах приема этого года.

Конечно, на минимальные баллы можно было бы вообще не обращать внимания, поскольку гораздо важнее другое: как студент осваивает учебную программу. Но в том-то и дело, что из большинства вузов страны в настоящее время практически невозможно вылететь из-за неуспеваемости. Студента, обучающегося по договору об оказании платных услуг, не исключают, потому что он приносит образовательной организации стабильный доход, а исключение не справляющихся с программой бюджетников чревато снижением в будущем контрольных цифр приема (КЦП) и, как следствие, объема бюджетных средств, выделяемых вузу.

Преподаватели, которые на экзаменах ставят студентам, не справляющимся с программой, честные оценки, слышат от чиновников и администрации вуза традиционный набор высказываний из серии «учить не умеете» и «это вы не студенту, а себе “неуд” ставите». На эти пустые высказывания можно не обращать внимание, но зачастую принимаются и чувствительные меры материального воздействия.

Русский язык для МФТИ и педвуза

Бывает ли иначе? Да, бывает. Очень многое зависит от администрации вуза. Вот фрагмент правил приема по образовательным программам бакалавриата и специалитета в Московский физико-технический институт (МФТИ) в 2022 году: «При поступлении на все конкурсные группы минимальное количество баллов по результатам вступительных испытаний (в том числе по результатам ЕГЭ) по каждому общеобразовательному предмету устанавливается равным: по русскому языку – 70 баллов, по математике, физике, химии, информатике и ИКТ, биологии – 85 баллов, что соответствует успешному прохождению вступительных испытаний».

Если планка в 85 баллов ЕГЭ по профильным предметам в сильнейшем вузе физико-технического профиля не удивляет, то требование как минимум 70 баллов по русскому языку для будущих физиков, айтишников, специалистов по радиотехнике и электронике, аэрокосмическим технологиям, биофизике и биоинформатике, признаться, не только удивило, но и обрадовало.

Не можешь набрать на ЕГЭ по русскому языку 70 баллов – не сможешь учиться в МФТИ даже по договору об оказании платных услуг. Какой разительный контраст с провальным подходом Сергея Кравцова, считающего, что учителю русского языка и 40 баллов ЕГЭ достаточно.

Кстати, что такое 40 баллов из 100? Речь идет о так называемых баллах ЕГЭ. В 2021 году на ЕГЭ по русскому языку можно было получить максимум 59 первичных баллов (34 за первую часть и 25 за сочинение), которые и соответствовали 100 баллам ЕГЭ. Для получения же 40 баллов ЕГЭ нужно было набрать всего лишь 19 первичных баллов. 19 из 59, то есть меньше трети. Сочинение, к примеру, можно было вообще не писать. Вот такое требование у министра Кравцова к будущему учителю русского языка: можно сказать, чуть выше уровня «читаю и перевожу со словарем».

Кравцов и его команда

Не стоит думать, что во всех бедах школьного образования виноват исключительно министр, но нельзя и полностью отрицать влияние на состояние дел управленческого стиля Сергея Кравцова и его способности подбирать квалифицированных исполнителей.

В недавнем прошлом на посту заместителя Кравцова трудился доктор психологических наук Виктор Басюк. Сейчас он возглавляет факультет педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова и помогает Сергею Кравцову – в ранге советника министра – руководить школьным и педагогическим образованием в стране. Этот ученый муж заявил как-то, что дети в школе «осваивают образовательный процесс», а контрольные работы только отвлекают учащихся от этого увлекательного занятия.

Андрей Корнеев, один из нынешних заместителей министра, он же статс-секретарь, стал в этом году героем ролика на «Ютьюбе»: учителя русского языка, кстати, вполне могут использовать этот двухминутный ролик в качестве образца невнятных высказываний.

Можно подробно поговорить о каждом из 6 заместителей министра, руководителях 11 департаментов, многочисленных советниках и помощниках, но гораздо интереснее образ руководителя.

Когда 21 января 2021 года Сергея Кравцова назначили министром просвещения, мы с коллегами целый день наслаждались процессом преобразования его биографии на сайте министерства. Дело в том, что до этого назначения в официальных биографиях Кравцова не было упоминаний о его работе учителем.

Основные вехи биографии таковы: в 1991 году окончил московскую школу №176 (рядом с метро Беляево); с 1991-го по 1996-й учился в Московском государственном открытом педагогическом университете (МГОПУ) на учителя математики и информатики; с 1996-го – аспирант Института информатизации образования РАО. Все это, собственно, и было изначально отражено во всех вариантах биографии.

Сразу после назначения в соцсетях начались горячие дискуссии: зачем нам, дескать, министр просвещения, который в школе никогда не работал. Надо же, какая неприятность. Но это поправимо, тем более что в министерство Сергей Сергеевич пришел не один, а с командой имиджмейкеров, которые споро взялись за дело. В тот же день в биографии Кравцова появилась новая строчка: 1994-1996 – учитель математики в школе №176 города Москвы.

Стоп, как это могло быть? Снова смотрим биографию: окончил МГОПУ в 1996-м, работал в школе в 1994-1996-м, с 1996-го – аспирант. Получается, в школе Кравцов трудился, когда учился на 4-5-м курсах. Или нет? Перечитаем, что министр говорит журналистам: «Помню, как впервые в нее (в школу – Прим. ред.) заходил после университета: учителя меня тепло встретили и помогли».

Согласитесь, сложно забыть такой факт биографии, как работа учителем на протяжении двух последних курсов университета. Или все же в школе Кравцов работал после университета, причем параллельно с учебой аспирантуре и написанием кандидатской диссертации, которую он защитил в 1999-м? В таком случае в процессе дополнения официальной биографии министра возникла досадная ошибка. Придется ждать мемуары или биографию в серии ЖЗЛ – вот тогда точно все прояснится.

Есть ли логика?

Так можно ли все-таки объяснить стремление Сергея Кравцова к снижению и так очень низких минимальных баллов ЕГЭ, необходимых для поступления в педвузы?

Моя версия такова. Если оставить минимальные баллы хотя бы на уровне текущего года, то в региональных педагогических вузах, особенно тех, что расположены в небольших городах, не удастся достичь контрольных цифр приема. В отдельных педвузах на некоторые направления подготовки и так приходится брать всех, кто едва преодолел порог, поэтому дальнейшее снижение планки – это единственная возможность не провалить приемную кампанию.

Понимают ли министр и его команда, что они уверенно ведут массовое школьное образование в тупик? Сложно дать однозначный ответ. Сфера образования инерционна, поэтому, вероятно, они руководствуются любимым девизом временщиков: на наш век хватит.


Источник