Педагогический конкурс: как организовать и как выиграть

Юлия Персиянова — замдиректора по общим вопросам частной школы «Феникс» и одна из организаторов первого Всероссийского конкурса для педагогов частных школ «Вклад учителя» — рассказывает, как создать успешный педагогический конкурс, и делится секретами, которые помогут организаторам и участникам.

Матрица педагогического конкурса

Конкурс «Вклад учителя» придуман, чтобы создать сообщество учителей частных школ. Запустить обмен опытом, взаимные консультации, совместные проекты. Я курировала “Вклад учителя” с самого начала и до последней минуты и теперь знаю, что нужно сделать, чтобы педагогический конкурс такого формата успешно состоялся.

Главный секрет — на этапе подготовки выполнить все ключевые шаги.

Придумать название, логотип и слоган

Название, логотип и слоган — визитная карточка конкурса, его бренда. Они транслируют его смысл и ценности.

Мы выбрали название “Вклад учителя”, чтобы подчеркнуть, что педагог — это тот человек, который вносит вклад в будущее отдельного ученика, общества, государства. Именно благодаря вовлеченности каждого преподавателя в свою работу и развивается мир.

Логотипом конкурса стал метафоричный образ виноградной лозы. Многие называют его “рогатка”, а вначале мы даже шутили, что он подойдет еще и для винного завода, пока не прониклись точностью и красотой его смысла. Александр Кузьмин, еще один организатор конкурса, которому и принадлежала идея логотипа, провел целое исследование. Оказалось, что школа — это однокоренное слово со словом «школка», означающим грядку для выращивания саженцев виноградной лозы. Он посмотрел на рисунках, как их выращивают: саженцы обрезают в виде рогатинок. Немного фантазии — и рогатинкой стал не сам саженец, а подпорка. Так появился образ: учитель — опора для своих учеников. Молодые побеги — это новые знания, которые получает он сам в процессе саморазвития и которыми делится с ребятами. Когда ученики чувствуют поддержку педагога, они смело шагают вперед за новыми знаниями. Визуально подпорка напоминает букву У — Учитель — и тем самым подчеркивает метафору.

Слоган мы тоже формулировали так, чтобы в нем была лаконичность, глубина и точность посыла. Мы размышляли, чем отличаются частные школы от государственных, и пришли к выводу, что свободой. Педагоги частных школ более свободны в том, как выстраивать работу с учениками. Поэтому мы остановились на строчке «Пока свободою горим…» из стихотворения А. С. Пушкина.


Логотип конкурса «Вклад учителя»

Продумать механику конкурса

Следующий шаг — проектирование механики конкурса, которая бы соответствовала его задачам. Мы хотели не только выявить и наградить лучших, но и создать сообщество педагогов частных школ, чтобы преподаватели поддерживали друг друга, обменивались опытом, готовили совместные проекты. “Вклад учителя” состоит из трех основных этапов, по итогам которых жюри отбирает десять финалистов.

  1. Снять видеоролик на тему «Я в своей школе».

Задача — не просто рассказать о школе, в которой работает участник, а о своей роли в ней. В конкурсе принимали участие по несколько учителей из одной школы, поэтому важно было подчеркнуть именно свой вклад в ее развитие. Видеоролик был «входным билетом» в закрытое сообщество “Вклада учителя”.

2. Написать сценарий образовательного события.

Образовательное событие — формат взаимодействия учителей и учеников, в котором у каждого участника есть своя ответственная роль. Не просто зрителя, а именно участника, от действия/бездействия которого зависит, будет ли достигнута общая цель. В результате у нас появился целый сборник уникальных сценариев образовательных событий, который участники закрытого сообщества используют в своей работе.

3. Реализовать сценарий другого участника.

На этом этапе происходил активный обмен опытом. Например, учителю русского языка и литературы досталось задание создать чат-бота, и ей пришлось просить помощи у учителя информатики из своей школы. В итоге конкурс сблизил не только участников, но и школьные коллективы.

В финал попали десять участников. Далее финалистов ждали очные испытания: дебаты и педагогический стендап. Для подготовки к последнему финалисты даже прошли обучение у известного стендапера Виталия Коломийца. И это не просто веселье, ведь современному учителю необходимо обладать не только высокой профессиональной квалификацией, но и чувством юмора.

Рассказать о конкурсе

Следующий шаг — разработать маркетинговую стратегию и привлечь информационных партнеров. Это поможет распространить информацию о конкурсе и приведет лучших учителей-участников. Для этого мы создали сайт, где выложили подробные инструкции к каждому этапу, открыто описали критерии. Промокампанию запустили в соцсетях: Facebook ВКонтакте. Мы регулярно выкладывали посты, рассказывали о конкурсе и его ярких участниках, привлекали внимание к нашему сообществу.

Организовать коммуникацию

Еще одна задача — придумать доступный и технически простой способ коммуникации, чтобы у участников была возможность связаться как с организаторами, так и с другими конкурсантами. На “Вкладе учителя” мы с самого начала открыли Телеграм-чат, в котором все могли общаться со всеми.

Еще на онлайн-этапах педагоги собрались в группы по интересам (театральная, литературная) и создавали свои проекты. В чате шло непрерывное общение: знакомство, поздравления с праздниками, поддержка. Например, одна из финалисток, учитель русского языка и литературы из Перми Светлана Силуянова каждое утро присылала коллегам «задобрики» — четверостишия с пожеланиями доброго утра. Чат участники активно используют и по окончании конкурса. Теперь он перерос в онлайн-сообщество. Кроме того, сохранился чат финалистов, а некоторые педагоги общаются друг с другом лично.

Лайфхаки для участников «Вклада учителя — 2022»

В 2022 году стартует новый сезон конкурса. Мы уверены, что сообщество педагогов частных школ пополнится новыми лицами и в нем будет место как сотрудничеству, обучению, так и неформальному общению.

Принять участие — уже отличный результат, но, без сомнения, каждым конкурсантом движет еще и желание одержать победу или занять призовое место. Есть несколько советов, которые помогут достичь этой цели.

Соблюдайте дедлайны

Всегда есть люди, которые пытаются «запрыгнуть в последний вагон»: совершенствуют свои работы до последнего, отсылая результат за минуту до окончания приема заявок. Делайте это заранее, чтобы иметь запас времени и наверняка не опоздать.

Внимательно читайте правила

Очень часто участники не видят условий: например, видеоролик для одного из этапов должен был длиться три минуты. Но были те, кто прислал запись на восемь минут. За несоблюдение условий можно лишиться баллов и вылететь из конкурса: даже ролики на 3 минуты 10 секунд помешали участникам пройти дальше.

Не бойтесь участвовать

Судьи и жюри — в основном директора школ разных регионов России. Они — обычные люди, заинтересованные в процветании российского образования, никто не считает себя «богами». Не преуменьшайте свои возможности: в конкурсе все на равных.

Не бойтесь шутить

Чем веселее педагог, чем он находчивее и креативнее, тем круче.

Не бойтесь задавать вопросы

Если вам что-то кажется непонятным, уточните у организаторов или задайте вопрос коллегам-участникам. Никто не посчитает, что вы досаждаете или мешаете работать: все открыты к обсуждению и взаимопомощи.

Не сдавайтесь

Даже если вы считаете, что у вас что-то не получается, не останавливайтесь на полпути. Идите вперед: практика показывает, что в конечном счете у всех все получается — приходят в голову свежие идеи, и готовая работа выходит очень даже неплохой.

Здраво оценивайте ситуацию

Помните, что мнение судей — сугубо субъективное. Один и тот же видеоролик (или одно и то же выступление) может одновременно понравиться и не понравиться разным членам жюри. Когда вы получаете не те оценки, которые ожидали, не стоит воспринимать это на свой счет и думать, что вы плохо справились. Один член жюри мог поставить за видео 10 баллов, а другой за ту же работу — 3, и это нормально.

Не идите на конкурс, если не разделяете его идеалов

Цель “Вклада Учителя” — запустить обмен опытом и совместные проекты. Если у вас нет цели учиться чему-то, осваивать новые навыки, сотрудничать с коллегами, то на конкурс идти не стоит.

Участвовать только ради призов — бесполезно. Были люди, которые стремились к победе и даже имели неплохие шансы, но из-за того, что не хотели развиваться, до финала не дошли.


Источник