«Они защищали Ленинград»

Урок мужества в форме экскурсии, посвященный Дню начала блокады Ленинграда (для воспитанников 6-9 классов)


Французенко Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы, ГКОУ ЛО «Назийский центр социальной адаптации»


Задачи:
— воспитание чувства любви и гордости за свою малую родину, обогащение знаний школьников об истории родного края, о людях, живущих здесь;
— воспитание патриотизма, уважения к защитникам Отечества, стремления служить своей Родине;
— формирование и развитие познавательной мотивации, создание условий для самостоятельного получения знаний.
 
Подготовительная работа:

Цель: воспитание гражданина России, чей патриотизм основан на глубинных корнях любви к своей малой родине.

I. Краеведческая деятельность «Они защищали Ленинград»

1. Экскурсии «Помним о блокаде Ленинграда»:
*государственный музей обороны и блокады Ленинграда,
*музей истории города Шлиссельбурга,
*музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда»,
*музей Назиевской средней школы «Навечно в памяти народной»,
*монумент героическим защитникам Ленинграда.

2. Экскурсии «По местам боевой славы»:
*Дорога жизни,
*мемориальный комплекс «Синявинские высоты»,
*мемориальный комплекс «Невский пятачок»,
*крепость Орешек.

II. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, со старожилами поселка.

III. Участие в творческих конкурсах, посвященных блокаде Ленинграда:
*конкурс сочинений «Герои обороны Ленинграда».
*конкурс чтецов «Поэты Кировского района о блокаде и обороне Ленинграда».
 

Ход урока:

Учитель: Уважаемые гости! Дорогие ребята! 8 сентября отмечается скорбная дата – День начала блокады Ленинграда. Именно 8 сентября 1941года фашистские войска вышли к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург, тем самым блокировав Ленинград.

Презентация Мы вас помним…

(Слайд 1) Целью врага была ликвидация Ленинграда как крупного города. Но сделать это не удалось. Город выстоял. Блокада продолжалась 872 дня. (Слайд 2).
Мы с вами гордимся, что живем в Ленинградской области, где все вокруг – это история нашей страны и история Великой Отечественной войны. На территории нашего района шли самые тяжелые бои за освобождение блокадного Ленинграда. Невский пятачок, Синявинские высоты, крепость Орешек – именно здесь стояли насмерть защитники великого города. В нескольких километрах от нашего поселка проходила легендарная Дорога жизни.
Наш долг – помнить о тех, кто защищал Родину, защищал наш великий Ленинград. Мы живем в мирное время, но мы должны знать о том, как сражались воины во имя нашего будущего. Мы не имеем права забыть подвиг солдат великой войны.
У нас с вами есть возможность изучать историю не только по книгам, поэтому мы посетили многие музеи Санкт-Петербурга и Ленинградской области, проехали по Дороге жизни и прошли по местам славных боев. Предлагаю посмотреть видеофильм «По местам боевой славы».
 
Просмотр видеофильма «По местам боевой славы» (Звучит песня Марка Фрадкина и Роберта Рождественского «За того парня»)

 
Учитель: Ребята, давайте расскажем о том, что мы с вами узнали во время экскурсий, о том, что мы смогли почувствовать и понять.

Ученик 1: Чтобы больше узнать о блокаде, мы побывали в Государственном музее обороны и блокады Ленинграда. В самом начале экскурсии мы услышали сигнал воздушной тревоги и взволнованную речь Ольги Берггольц, увидели кадры военной хроники. Все это помогло нам лучше представить самый страшный период в жизни нашего великого города.
Наше внимание привлекла экспозиция о повседневной жизни и борьбе горожан в условиях войны и блокады: мы увидели продовольственные карточки, блокадный хлеб с отрубями и жмыхом – «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам», детские игрушки и школьные парты.
Экскурсовод рассказала нам о защитниках Ленинграда. В музее хранятся интересные экспонаты: документы операции по прорыву блокады, бывшая в бою 45-миллиметровая пушка, фотографии боев, шинели бойцов и письма с фронта. Нас впечатлил огромный портрет командующего Ленинградским фронтом – маршала Л.А. Говорова. (Слайды 3, 4).
В одном из залов музея разместилась выставка, посвященная Дороге жизни, проложенной в ноябре 1941 года по льду Ладожского озера. По Дороге жизни доставляли в город продовольствие и боеприпасы и эвакуировали население.

Ученик 2: Зимним днем мы проехали по Дороге жизни. Семь монументов и сорок километровых столбов Дороги входят в Зеленый пояс Славы. Мы остановились у каждого монумента. Траурный курган «Дневник Тани Савичевой» – это девять блокнотных страниц, на которых девочка написала о смерти близких людей. Дневник Тани Савичевой стал обвинительным документом преступлений фашизма на Нюрнбергском процессе. Рядом 900 берез, как и 900 блокадных дней. На березах повязаны алые пионерские галстуки в память о детях Ленинграда. (Слайды 5, 6)
Мы вспомнили, что на Нюрнбергском процессе было заявлено о том, что в блокадном Ленинграде погибли 632 тысячи человек, и 97% из них умерли от голода.
«Пусть всегда будет солнце», – мы прочитали эти слова на лепестках «Цветка жизни». Да, ленинградцы победили, и солнце будет светить всегда! (Слайд 7)
Следующий памятник – грузовик «ГАЗ-АА», на которой написано «Памяти машины-солдата». Машина обтянута колючей проволокой, которая символизирует постоянные обстрелы Дороги жизни. Но «полуторка» все же возвышается над колючей проволокой, и это значит, что она все же вырывается из-под атакующего машину вражеского огня. (Слайд 8)
 
Ученик 3: Сухопутный участок Дороги жизни заканчивается мемориалом «Разворованное кольцо». Дальше грузовики должны ехать по льду Ладожского озера. Мы долго стояли на берегу и представляли, как грузовики будут ехать под вражескими обстрелами. И спрятаться им будет негде. Мы даже попробовали представить себя на месте водителей-героев. Надо быть мужественным человеком, чтобы ездить по неокрепшему льду, рискуя провалиться в полынью или под непрекращающимися бомбежками. Думаю, водители не заботились о себе, они понимали, что их ждут ленинградцы, а значит, не ехать нельзя. (Слайды 9, 10).

Учитель: Ребята, мы участвовали в конкурсе сочинений «Герои обороны Ленинграда». Давайте послушаем фрагмент сочинения о водителе знаменитой полуторки.

Ученица 4: Памятников героической машине в Ленинградской области несколько. Я в своем сочинении рассказала о памятнике, установленном у деревни Дусьево. Послушайте, пожалуйста.
«Мы с ребятами побывали у «Легендарной полуторки». Во время блокады полуторки везли в Ленинград хлеб, а назад на Большую землю – блокадников. Водители были просто героями. Они ездили даже по тонкому льду, рискуя своей жизнью, потому что хотели спасти ленинградцев. Чуть только лед установится – водители полуторок уже отправляются по Дороге жизни. (Слайды 11, 12)
Рядом с полуторкой мы увидели валун, на котором написано, что памятник этот посвящен неизвестному шоферу. Много их погибло на Дороге жизни. Рядом находится белая молниеобразная плита с надписью «Дорога жизни». Мы решили, что эта плита будто символ расколотого льда и трудной дороги». (Слайд 13)
 
Ученик 5: Враги обстреливали Дорогу жизни не только с воздуха. В сентябре 1941 года фашисты захватили Синявинские высоты и вели отсюда артобстрелы Ладожского озера. Синявинские высоты – это 43-метровая возвышенность над болотами. Когда мы стояли на высоте, мы поняли, почему здесь шла упорная борьба с врагами: высота господствует над остальной местностью, а совсем недалеко находится Ладожское озеро. Мы долго смотрели с высоты вдаль, где виднелась голубая полоса Ладожского озера. Конечно, это самое удобное место для обстрела Дороги жизни. Поэтому наши солдаты хотели отвоевать Синявинские высоты. Бои здесь велись до 1944 года. Советские солдаты, не жалея своих жизней, атаковали захватчиков, чтобы не дать им бомбить священную Дорогу, спасающую ленинградцев. (Слайд 14)
На Синявинских высотах погибли многие тысячи солдат, защищавших Ленинград. Здесь постоянно ведутся раскопки, и каждый год хоронят найденные останки в братских могилах. На могилах много цветов. Но только имен погибших почти нет: имя устанавливается только тогда, когда удается найти солдатский медальон. Происходит это, к сожалению, редко. (Слайд 15)
Мы подошли к каждому захоронению. Кроме нас были и другие люди, пришедшие почтить память героев. Например, мы познакомились с молодым человеком, который приехал из Тверской области, чтобы возложить цветы на могилу своего прадеда, и с пожилой женщиной, которая плакала у одной из могил. Погибшие солдаты – наша общая боль. (Слайд 16)
 
Ученик 6: Поэт Александр Кривонос написал стихотворение «Герою Синявина». Александр Кривонос жил в нашем поселке, работал учителем и писал стихи о родном крае. (Слайд 17)

На Синявинских высотах
Шли тяжелые бои…
А кругом одни болота –
Где тут враг, и где свои?
Немец рвался к Ленинграду,
Чтобы сжать вторым кольцом…
Кто прошел через блокаду,
Настоящим был бойцом.

Днем и ночью ад кромешный
И не месяц, и не год…
Бил захватчиков успешно
Героический народ.

Смерть всегда ходила рядом –
Где же вы, фронтовики?
Кто зарыт в бою снарядом,
Кто остался без руки.

Если б прежнее здоровье,
Если б молодость вернуть,
Уцелевшею рукою
Уж подняли б что-нибудь.

И сегодня ноют раны,
И давно болят сердца!
Не сдаются ветераны,
Будут биться до конца.

Нас вела любовь к Отчизне –
С ней у нас одна судьба.
Умирали ради жизни,
Чтобы Родина жила.
 
Ученик 7: Героически сражались русские воины. Известно, что на территории нашего района 15 солдат совершили подвиг, пожертвовав собой ради спасения жизни своих товарищей и выполнений боевой задачи. Например, Владимир Ермак родился в Бобруйске. Воевал на Ленинградском фронте. 19 июля 1943 года закрыл своим телом амбразуру дзота, благодаря чему его товарищи смогли выполнить боевое задание. Красноармейцу Ермаку присвоено звание Героя Советского Союза. Ему было 19 лет. Похоронен на Синявинских высотах. (Слайды 18, 19)
 
Ученик 8: 22 июля 1943 года старший сержант Султан Баймагамбетов получил приказ уничтожить фашистский дзот. Султан добрался до дзота, метнул гранату. Дзот замолчал и вновь ожил. Под обстрелом фашистского пулеметчика были товарищи. И Султан Баймагамбетов закрыл амбразуру дзота собственным телом. Султану Биржановичу Баймагамбетову присвоено звание Героя Советского Союза. Ему было 23 года. Похоронен на Синявинских высотах. Имена Владимира Ермака и Султана Баймагамбетова написаны на Стеле Памяти. (Слайды 20, 21)
 
Ученик 9: На Синявинских высотах есть родник. Мы подошли к этому роднику. Это единственный источник питьевой воды здесь, ведь кругом только болото. На родник приходили за водой и наши, и фашисты. Сколько же людей погибло здесь за глоток воды!
Над родником поставлен небольшой памятник, на котором начертаны слова «Героям павшим нет забвенья! Их подвиг вечен и велик. Журчит родник благодаренья – священной памяти родник». (Слайд 22)
 
Ученик 10: Я хочу рассказать, как я участвовал в поисковой работе. Это была два года назад. Мы с родителями на Синявинских высотах в составе поискового отряда разыскивали все, что оставила война. Это были останки солдат (кости и черепа), а также гильзы, снаряды, каски. Но главной находкой были капсулы с именами солдат.
Когда я нашел такую капсулу, я очень обрадовался. На бумаге ясно было видна фамилия солдата, а также его имя, гор рождения и откуда он родом. По этим сведениям потом нашли солдата, вернее, его родню. Думаю, что они приехали почтить память своего солдата.
Потом мы участвовали в захоронении останков солдат. Я волновался, потому что впервые увидел, как торжественно это происходит. Многие плакали. Мы всегда будем помнить солдат, погибших за нашу Родину. (Слайд 23)
 
Ученик 11: Врагам не удалось замкнуть кольцо блокады, потому что на их пути стоял Ореховый остров и крепость Орешек. Если бы враги захватили Орешек, то Дороги жизни бы не стало, потому что не было бы выхода в Ладожское озеро. Поэтому защитники крепости сражались не на жизнь, а на смерть. Они понимали, что за их спинами стоит Ленинград. 498 дней 500 бойцов защищали крепость. Не было продовольствия, у солдат началась цинга, от которой они спасались отваром хвои. Почти не было снарядов. Рассказывают, что однажды пришлось поднимать снаряды из затонувшего корабля. Враги обстреливали крепость постоянно. Десятки вражеских орудий били по крепости. Но крепость стояла. И выстояла до дня прорыва блокады. Руины Иоанновского собора в крепости Орешек сохранили в память о войне. А металл, оставшийся после войны, переплавили и сделали из него памятник защитникам крепости.
 
Ученик 12: В Музее обороны и блокады Ленинграда мы видели огромную картину художника Г.А. Савинова «Форсирование Невы в районе деревне Марьино». Рядом с картиной – мрачные темные зеркала и оголенные деревья. Это заболоченные леса, где и сражались наши солдаты на Синявинских болотах и на Невском пятачке. Мы почтили память защитников Ленинграда, посетив мемориальный комплекс «Невский пятачок». (Слайды 24, 25)
Бои на Невском пятачке не прекращались ни на минуту. Здесь в братских могилах лежат десятки тысяч человек, имена большинства из них неизвестны. Здесь не растут деревья, потому что в земле по-прежнему очень много металла. Здесь еще на заросли воронки от бомб и снарядов. Здесь стоит тишина, которая заставляет сильнее биться наши сердца: на Невском пятачке на каждом квадратном метре погибли, по разным данным, от 7 до 17 человек. Невский пятачок является символом героизма и самопожертвования наших солдат. Кто хоть раз прошел по этой священной земле, уже никогда не захочет войны. (Слайды 26, 27)
 
Ученица 13: Я прочитаю стихотворение Виктора Гарикова «Невский пятачок». Отец поэта Юрий Гариков участвовал в создании диорамы.

Он невидимый в масштабе всей России,
Он земли родной истерзанный клочок,
Но ложился батальон за батальоном
В тот невидимый, в тот Невский пятачок.

К Ленинграду рвался гад, фашист треклятый,
И уже шинель повесил на крючок.
Но преградою возник непроходимой
Тот невидимый, тот Невский пятачок.

Он думал, скинет нас под левый берег,
И сразу город вскинет лапки, как сверчок.
Но держался и в победу нашу верил
Тот спасительный, тот Невский пятачок.

И свинцовые дожди лились на землю,
След осколочный под сердцем, как значок.
Продержался! Продержался! Продержался!
Окровавленный наш Невский пятачок.

Да, он невидимый в масштабе всей России,
Он земли родной истерзанный клочок,
Но ложился батальон за батальоном
В тот невидимый, в тот Невский пятачок.

Видеозапись чтения стихотворения «Невский пятачок»

(Слайд 28)
 
Ученик 14: Более 70 лет прошло с тех пор, как закончились бои. Но до сих пор на Невском пятачке, на Синявинских высотах на каждом шагу мы видим гильзы, противогазы или солдатские каски. Чтобы люди могли увидеть найденное на местах боев, активисты поисковых отрядов инициировали создание трехмерной панорамы сражения на Невском пятачке. (Слайд 29)
В выставочном зале Музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» мы увидели траншеи, окопы, блиндажи, настоящее оружие. Экскурсовод – член поискового отряда – разрешил нам потрогать все экспонаты, пролежавшие в земле 70 лет. Окопы и блиндажи были как настоящие, постоянно слышались взрывы бомб, и мы почувствовали себя участниками боя, словно мы вместе с бойцами 45-й гвардейской дивизии форсировали Неву и теперь бьемся не на жизнь, а на смерть, чтобы захватить вражеские укрепления на берегу. (Слайд 30)
 
Ученик 15: 18 января мы отмечаем День прорыва блокады Ленинграда. Войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились. Кстати, это случилось в нескольких километрах от нашего поселка.
Эта была знаменитая военная операция «Искра», в ходе которой удалось прорвать блокаду. Для этого понадобилось всего 7 дней: с 12 января по 18 января 1943 года. И все события этих семи дней одновременно отображены на огромном полотне в Музее-диораме «Прорыв блокады Ленинграда». (Слайд 31). Там все, как было! Рассматривать изображенное можно бесконечно. Мы увидели, какие значимые исторические события происходили в знакомых нам с детства местах. (Слайд 32)

Ученик 16: Я прочитаю стихотворение Геннадия Кондратьева «У Невской диорамы». (Слайд 33)

Стою у края диорамы потрясенный,
Как будто вознесенный над землей,
Контузией безмолвья оглушенный,
Смотрю на этот семидневный бой.

Семь дней в одно спрессованы мгновенье:
Недвижно все над стылою Невой,
Но мне не пересилить ощущенья,
Что бой идет, кровавый жаркий бой!

Играют гимн оркестры полевые,
На правый бой мать-Родина зовет.
Расчехлены знамена полковые,
Находит цель зенитный пулемет.

Порывом доблестных солдат завороженный,
Смотрю, смотрю, не отрывая взгляд.
А в спину дышит мне непокоренный,
Истерзанный блокадой Ленинград.

Я в невский лед не впаивал фашины,
Но я их сотнями по осени вязал.
И вот по ним идут бронемашины,
С трудом выдерживая интервал.

Уже на левом берегу танкисты,
И сердцем я стремлюсь за ними вслед.
И, как неопытного альпиниста,
Меня влечет шагнуть за парапет.

Стою я без гранат и автомата.
И мнится мне в звенящей тишине,
Что жду я только оклика комбата,
Чтоб ринуться в огонь – на полотне!

Видеозапись чтения стихотворения «У Невской диорамы»

(Слайд 34)
 
Учитель: Мы знаем, что в годы войны наш поселок Назия (станция Жихарево) был центром эвакуации города Ленинграда, а в поселковом Доме культуры располагался госпиталь. Из рассказа старожила поселка мы узнали, что в госпиталь привозили не только раненых бойцов, но и жителей блокадного города, измученных и истощенных. (Слайды 35, 36, 37)

Ученик 17: Чтобы узнать о том, как жители нашего поселка участвовали в обороне Ленинграда, мы побывали в музее «Навечно в памяти народной», который находится в Назиевской средней школе. Нам рассказали о выпускниках школы, которые участвовали в боях за Ленинград. Всем запомнилась экспозиция об известном поэте-танкисте Сергее Орлове, авторе стихотворения «Его зарыли в шар земной…». Мы узнали, что Сергей Орлов воевал на территории нашего района: сначала у деревни Дусьево, а потом участвовал в освобождении поселка Мга. (Слайды 38, 39, 40)

Ученик 18: Помните ли вы, ребята, как во время похода «Изучаем родной край» мы с вами зашли на небольшое кладбище и увидели братские захоронения. Мы прочитали написанные на плитах имена солдат. Это имена тех, кто отдал свои жизни за освобождение Ленинграда. Среди них – военный врач Леонтьева Ольга Ивановна, ей было чуть больше двадцати лет. Они не забыты, за их могилами ухаживают ученики одной из школ. (Слайд 41)
 
Ученик 19: Ребята из нашей школы тоже ухаживают за могилой героев: летчика Никиты Зарубина и его боевых товарищей, погибших при выполнении боевого задания в 1943 году. Тогда, в 1943 году, летчики пропали без вести, и только через пятнадцать лет жители нашего поселка нашли останки экипажа, и теперь наша святая обязанность – сберечь навсегда память о героях. (Слайд 42)
 
Ученик 20: Глубокие чувства вызвало у меня посещение Монумента героическим защитникам Ленинграда. Под Монументом располагается подземный Памятный зал, который похож на подземное царство, в котором находится все, что имеет отношение к блокаде. При этом постоянно слышатся то радиопозывные Москвы, то стук метронома. (Слайд 43)
Здесь мы прочитали написанные золотом на огромной мраморной стене имена 700 героев – защитников Ленинграда. (Слайд 44)
В Памятном зале находится знаменитая Летопись героических дней блокады, в которой описывается каждый блокадный день. Ежедневно работники музея переворачивают одну страницу. Это нелегкое дело: тяжелы страницы горьких дней. В этом музее понимаешь, что не забыт никто и ничто: все имена, все сражения, все события тех дней запечатлены тем или иным образом. (Слайд 45)

Ученик 21: А на меня произвели впечатление светильники в форме свечей на стенах: светильников столько же, сколько было блокадных дней. Эти светильники, как Свечи Памяти, а под каждой из них – название поселка или деревни, где шли бои за великий город. (Слайд 46)

Учитель: Ребята, вы рассказали о том, как изучали историю родного края, совершая экскурсии и походы. Вы читали стихи и писали сочинения, встречались с ветеранами и кто-то из вас даже принимал участие в работе поисковых отрядов. Теперь вы знаете, какой ценой был освобожден Ленинград, какой подвиг совершили защитники великого города. Они сражались за Родину. За Ленинград. За нас с вами. Они погибли, чтобы жили мы. И мы в неизбывном долгу перед всеми, кто сражался с врагами в великой войне. Давайте будем помнить об этом! (Слайд 47)
Предлагаю почтить память защитников Ленинграда. Пусть горит Свеча Памяти! (Слайд 48). Преклоним головы перед героями, которые подарили нам возможность видеть мирное небо!

Просмотр видеозаписи «Свеча Памяти» (Звучит песня Рафаила Хозака и Евгения Аграновича «От героев былых времен…» (Слайд 49)

 

Список литературы:

  1. Павлюченко В. Ф., Редькин П. Л. Музей «Дорога жизни»: Путеводитель. — 3-е изд., испр. и доп. – Л.: Лениздат, 1988. – 72 с., ил.
  2. Жеребов Д. К., Соломахин И. И. Семь январских дней: Прорыв блокады Ленинграда 12– 18 января 1943 г. – Л.: Лениздат, 1987. – 80 с., ил.
  3. Здесь вся земля – музей. – СПб., 2010. – 112 с., ил.
  4. Мемориальный ансамбль «Дорога жизни». – СПб., 2002. –30 с., ил.
  5. Фотоальбом «Героический плацдарм «Невский пятачок» 1941-1943. – СПб., 2015– 198 с., ил.
  6. Цай А.К. Синявинские высоты 1941– 1944. – СПб., 2017. 138 с., ил.
  7. Цай А.К. Дорога жизни. – СПб., 2017. – 82 с., ил.
  8. Цай А.К. Крепость Орешек 1941– 1943. – СПб., 2016, 97 с., ил.
  9. Кривонос А.Е. Нестихающее эхо. – Волхов: б. и., 2004, 69 с.
  10. Любимый Приладожский край: Альманах. – СПб.: б.и., 2008, 190 с.
  11. Родники: стихотворения, песни, басни, проза. — Кировск: Издательский дом «Ладога», 2002. — 115 с.
  12. Военным фотографам посвящается. Территория победы. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Всеволод Тарасевич (1919-1998). Фото солдат. Из собрания МАММ/МДФ. http://mamm-mdf.ru/70/
  13. Виктора Гариков «Невский пятачок» http://nutanutaa.blogspot.ru/2010/06/blog-post_12.html
  14. Ольга Берггольц «Ленинградская поэма», г. Ленинград, Издательство «Художественная литература. Ленинградское отделение» , 1976, 208с.