Олимпиадный рейтинг регионов: Мордовия успешно конкурирует с Москвой

Неофициальные рейтинги олимпиадных достижений субъектов РФ, подготовленные обозревателем портала ActivityEdu по итогам заключительных этапов Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) в 2019 и 2020 годах, не только вызвали большой интерес читателей и экспертов, но и стали своего рода катализатором для разработки мер поддержки талантливых детей в некоторых регионах страны. Безусловно, нам приятен такой эффект. О лидерах и аутсайдерах ВсОШ-2021, стабильном превосходстве Мордовии в предметах точного и естественно-научного циклов, а также о том, какие факторы способствовали прогрессу Республики Татарстан и Московской области, читайте в нашем аналитическом материале.

 

Как считать: методика

Главный вопрос при разработке рейтинга: можно ли положение региона в рейтинге оценивать исключительно по числу победителей и призеров? Если школьники образовательных организаций Московской области завоевали в этом году на Всероссийской олимпиаде 183 диплома, а школьники Удмуртской Республики – лишь 61, то есть в 3 раза меньше, то значит ли это, что в Подмосковье со способными и мотивированными детьми работают активнее, чем в Ижевске? Ответ не столь очевиден, если учесть, что население Московской области в 5 с лишним раз превышает население Удмуртии.

В 2019 году мы приняли решение использовать для сопоставления олимпиадных успехов регионов универсальный показатель – количество завоеванных дипломов в расчете на 10 тысяч школьников 7–11-х классов. Высоких позиций в предложенном рейтинге нельзя достичь исключительно за счет размера региона – чрезвычайно важна эффективность работы с олимпиадниками.

В 2020 году из-за отмены заключительного этапа ВсОШ и изменения правил присуждения дипломов пришлось несколько изменить показатель. В этом году мы вернулись к привычной методике расчета, что позволило сопоставить результаты субъектов РФ на ВсОШ 2019 и 2021 годов.

Данные о количестве школьников 7–11-х классов в субъектах РФ взяты из сведений по форме федерального статистического наблюдения №ОО-1 на начало 2020/21 учебного года.

Сведения о количестве дипломов, завоеванных представителями субъектов РФ, получены в результате анализа протоколов заключительных этапов ВсОШ по 24 предметам и приказа Минпросвещения №353 от 21 июня 2021 г. «Об утверждении итоговых результатов всероссийской олимпиады школьников, проведенной в 2020/21 учебном году, по каждому общеобразовательному предмету». При расхождении протоколов и приказа Минпросвещения использовались данные приказа.

Рейтинг регионов

Рейтинг представлен в виде таблицы, в которой регионы расположены в порядке убывания количества завоеванных в 2021 году дипломов в расчете на 10 тысяч школьников 7–11-х классов. Для каждого субъекта РФ указаны следующие показатели 2019 и 2021 годов: количество завоеванных дипломов; количество школьников 7–11-х классов; количество дипломов в расчете на 10 тысяч школьников 7–11-х классов. Кроме того, в таблице указано место региона в текущем учебном году и изменение положения в рейтинге по сравнению с 2019 годом.

На этой странице вы видите список 35 регионов, возглавляющих рейтинг 2021 года. Полный рейтинг всех 85 субъектов РФ доступен для скачивания в виде файла в формате PDF:

Олимпиадный рейтинг регионов 2021
PDF, 454 KB

1

Лидерство Москвы

Лидерство Москвы базируется на высочайшем профессиональном мастерстве педагогов ведущих столичных школ и отлаженной системе подготовки сборных Москвы к заключительным этапам Всероссийской олимпиады. Нельзя не учитывать и высокий уровень мотивации столичных школьников. Диплом Всероссийской олимпиады не только обеспечивает гарантированное поступление без вступительных испытаний в любой вуз страны на направление, соответствующее профилю олимпиады, но и приносит солидный финансовый доход: за победу, звание призера и просто участие в заключительном этапе московский школьник получает 500, 300 и 100 тысяч рублей соответственно.

Не стоит забывать и о постоянном пополнении московских школ: поток талантливых детей из регионов в столицу год от года растет. Некоторые столичные школы используют инновационные подходы к комплектованию. К примеру, общеобразовательная школа Центра педагогического мастерства (ОШ ЦПМ) в середине учебного года провела приемную кампанию и набрала учащихся, показавших высокие результаты на проходивших в январе-феврале региональных этапах ВсОШ. Некоторые школьники проучились в новой образовательной организации буквально пару месяцев, иногда даже не уезжая из родных городов, но их победы пошли в зачет Москвы, а не Свердловской области, Республики Мордовия, Новосибирской области, Республики Татарстан или Московской области. Идея понятна: усиление Москвы и ослабление конкурентов. Результат, конечно, впечатляет: школьники этой образовательной организации завоевали на заключительном этапе ВсОШ 127 дипломов победителей и призеров по 19 предметам.

Что способствует прогрессу

Отметим незыблемое лидерство двух крупнейших городов страны – Москвы и Санкт-Петербурга, а также трех республик – Татарстана, Мордовии и Удмуртии. И если внутри этой пятерки происходят изменения (Татарстан и Мордовия поменялись местами), то преследователей лидеры держат на почтительном расстоянии.

Какие регионы заметно улучшили результаты по сравнению с 2019 годом? Безусловно, стоит отметить бурный прогресс Орловской области, поднявшейся в рейтинге сразу на 42 строчки – с 56-й на 14-ю, и Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), перебравшегося с 65-й позиции на 26-ю, но при этом необходимо помнить, что для небольших регионов даже несколько дипломов приводят к заметным изменениям положения в рейтинге. Скажем, тот же ЯНАО поднялся на 39 позиций, завоевав 6 дипломов вместо 2, а Республика Марий Эл опустилась с 20-й на 54-ю строчку рейтинга, завоевав 3 диплома вместо 7.

На таком фоне головокружительных падений и взлетов подъем Республики Татарстан «всего» на две позиции выглядит весьма скромно, но для перехода с 4-го места на 2-е потребовалось добавить к результату двухгодичной давности 63 диплома (148 – 211).

Впечатляет и прогресс Московской области, добавившей к результату 2019 года 103 диплома (80 – 183) и, как следствие, поднявшейся в рейтинге с 19-й строчки на 6-ю.

Рост результатов Республики Татарстан и Московской области сложно объяснить везением или удачным стечением обстоятельств. Позитивные изменения обусловлены активной работой, которая проводится в этих субъектах РФ с талантливыми детьми вообще и участниками школьных олимпиад в частности.

В июне этого года в образовательном центре «Сириус» состоялась межрегиональная конференция «Роль региональных центров в проведении Всероссийской олимпиады школьников». Республика Татарстан и Московская область могут служить ориентиром для других регионов России при организации эффективной работы подобных центров. Сложно переоценить вклад Республиканского олимпиадного центра Министерства образования и науки Республики Татарстан и образовательного центра «Взлет», учрежденного Министерством образования Московской области, в результаты, показанные школьниками этих субъектов РФ на ВсОШ в текущем году.

Есть и другие факторы прогресса. Премиальные выплаты за диплом победителя или призера и участие в заключительном этапе ВсОШ в Московской области сравнялись с московскими. Кроме того, отметим наличие в Республике Татарстан и Московской области школ-лидеров, учащиеся которых ежегодно завоевывают десятки дипломов ВсОШ. Тенденция последних лет: высокие результаты показывают школы при вузах. В Республике Татарстан можно назвать две образовательные организации Казанского федерального университета – лицей имени Н. И. Лобачевского и СУНЦ IT-лицей, в Московской области – Физтех-лицей им. П. Л. Капицы в Долгопрудном, одним из учредителей которого является Московский физико-технический институт.

В Республике Татарстан, помимо этого, делают ставку на развитие сети интернатов, в которых обучение ведется с прицелом на олимпиадную подготовку. В Казани, например, работает школа-интернат для детей, проявивших выдающиеся способности, с красивым названием «СОлНЦе» (Специализированный олимпиадно-научный центр).

Что препятствует прогрессу

Назову главные, с моей точки зрения, факторы, препятствующие развитию в регионах олимпиадного движения. Во-первых, это непонимание важности развития образовательных организаций для создания комфортной среды проживания. Во-вторых, вероятное отсутствие должной работы со способными и мотивированными детьми в некоторых регионах. В-третьих, неравномерное развитие регионов России, чрезмерная концентрация финансовых ресурсов в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области.

В полном олимпиадном рейтинге всех 85 субъектов РФ выделяются 7 регионов, которые в 2019 и 2021 годах не завоевали ни одного диплома ВсОШ: Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Республика Калмыкия, Республика Тыва, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия – Алания и Республика Бурятия. Работа с талантливыми детьми в этих регионах либо не проводится вовсе, либо проводится формально – для заполнения отчетов.

Увеличивающееся с каждым годом расслоение между регионами, о котором мы писали уже не единожды, убедительно подтверждается следующими цифрами: в десятке регионов-лидеров учится примерно четверть от всех школьников страны 7–11-х классов, но эта четверть завоевала в 2021 году 78% всех дипломов Всероссийской олимпиады, в то время как на оставшиеся три четверти школьников пришлось лишь 22% дипломов. Два года назад казалось, что разрыв между лидерами и аутсайдерами огромен: те же 78% всех дипломов в 2019 году завоевали школьники из 20 регионов, в которых училось около трети от всех школьников страны 7–11-х классов. Расслоение, таким образом, продолжает расти, и не стоит удивляться, если через пару-тройку лет на долю школьников из 10 лучших регионов будет приходиться 85–90% всех дипломов.

Стабильное превосходство Мордовии

В заключение – интересный факт, который кому-то может показаться просто курьезом, но, на мой взгляд, он дает хороший повод задуматься, так ли уж всемогуща Москва.

Если в олимпиадном рейтинге регионов, рассчитанном по всем 24 предметам ВсОШ, столица привычно и уверенно лидирует, то рейтинг, в котором учитываются лишь 5 предметов точного и естественно-научного профиля (математика, физика, химия, информатика и ИКТ, астрономия), меняет наши представления о сложившейся иерархии.

2

Обратите внимание: Республика Мордовия сохраняет лидерство в олимпиадном рейтинге по предметам точного и естественно-научного профиля, хотя это из Саранска ежегодно уезжают в столичные школы талантливейшие дети, а никак не наоборот. Россия богата талантами. Представляете, как мог бы выглядеть рейтинг, если регионы располагали бы финансовыми и организационными возможностями, напоминающими, пусть даже отдаленно, возможности Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области?


Источник