На что школьникам обратить внимание при подготовке к любой олимпиаде

Категории: Статьи

Тэги:

В Москве стартовал новый олимпиадный сезон. О том, как извлечь из опыта интеллектуальных соревнований максимум пользы и на какие из них обратить внимание, рассказали «РГ» научный руководитель Центра педагогического мастерства Иван Ященко и главный тренер сборной Москвы на Всероссийской олимпиаде школьников по математике Алексей Пономарев.

Понять, нравятся тебе олимпиады или нет, легче всего на практике. Чтобы разобраться в этом вопросе, эксперты единогласно рекомендуют Всероссийскую олимпиаду школьников. И если раньше дети писали ее на бумаге, то теперь все стало проще: с прошлого года в связи с пандемией первый этап соревнования выполняют на компьютерах. Как объяснил научный руководитель Центра педагогического мастерства Иван Ященко, новый формат оказался настолько удобным, что отказываться от него не планируют и впредь:

«Это нововведение освобождает учителей от проверки работ и позволяет каждой школе провести школьный этап по всем предметам, включая редкие. Например, раньше, если в школе не преподавали китайский, а учащийся хотел поучаствовать в соответствующей олимпиаде, ему приходилось искать место, где этот предмет есть, и писать школьный этап там. Сегодня благодаря электронным технологиям работы проверяются на городском уровне, и дети могут спокойно выбирать из полного спектра предметов».

Онлайн-формат школьного этапа ВсОШ способствует и росту популярности соревнования — так в прошлом учебном году в нем приняли участие около 550 000 москвичей. Этот опыт Москвы, лидера олимпиадного движения России, сейчас благодаря центру «Сириус» стал использоваться в большинстве регионов.

Преимущество первого этапа ВсОШ еще и в том, что он не требует специальной подготовки: с ним можно справиться, имея в арсенале исключительно школьную программу. Чтобы познакомиться с форматом задач, эксперты советуют просмотреть задания прошлых лет и их разборы. А уже если проходишь на следующий, муниципальный этап, стоит задуматься о подготовке. В Москве, кстати, она существует в самых разных форматах: это и кружки, и проект «Математическая вертикаль», и профильные семинары и сборы от Центра педагогического мастерства. При этом интересно, что среди триумфаторов олимпиады появляется все больше ребят, которые учатся в ближайшей к дому школе.

«Согласно недавним опросам, среднее время, которое тратили на дорогу до школы наши дипломники заключительного этапа — менее 20 минут. Чтобы добиваться выдающихся результатов, совсем не обязательно пробиваться в одну из так называемых топовых школ с углубленным изучением предметов. Раньше это было практически единственной возможностью, сейчас же город предоставляет ребятам большой выбор», — поделился Ященко.

Еще один удобный вариант подготовки — это онлайн-курсы. Например, московские школьники, принимают участие в онлайн-курсах образовательного центра «Сириус»:

«У «Сириуса» есть и очные образовательные программы, и дистанционные курсы, — это круто, мощно и дает реальный шанс, в том числе, детям, которые живут в маленьких населенных пунктах. Еще один очевидный плюс этого проекта в том, что он бесплатный», — рассказал главный тренер сборной Москвы на Всероссийской олимпиаде школьников по математике Алексей Пономарев.

Помимо Всероса любителям интеллектуальных соревнований рекомендуется взять на заметку Турнир Ломоносова — эта многопредметная олимпиада состоится в начале октября, Московскую олимпиаду школьников, а также олимпиады, которые проводят различные вузы. Дипломы этих соревнований дают льготы при поступлении.

Если поучаствовали в олимпиаде и не понравилось, расстраиваться не стоит. Как подчеркивает Ященко, для успеха на олимпиадах высокого уровня нужны не только знания, но и спортивный характер.

«Формальный проигрыш может обернуться выигрышем, потому что ты заинтересовался какой-то областью, изучил ее, поступил в вуз. Обратите внимание: среди крупных ученых — далеко не все олимпиадники. Например, на завершившемся недавно в Сочи Съезде учителей математики яркие научно-популярные лекции читали два российских лауреата Филдсовской премии: Станислав Смирнов, который выигрывал олимпиады всех уровней, включая международную, и Андрей Окуньков — он вообще в математических олимпиадах не участвовал никогда», — рассказал Иван Ященко.

С этим мнением согласен и Алексей Пономарев. Он считает, что олимпиады — это лишь одна из веток развития таланта, пусть и наиболее популярная, есть и другие:

«Кто-то выбирает олимпиады, кто-то сосредоточен на подготовке к поступлению, кто-то уходит в научно-исследовательскую работу. Кстати, в некоторых азиатских странах она сейчас даже популярнее математических олимпиад. У нас тоже набирает обороты история, связанная с математическим моделированием — то есть, командными соревнованиями на стыке разных дисциплин».

Напомним, что все желающие могут попробовать свои силы в школьном этапе Всероссийской олимпиады, который начнется уже 13 сентября. Первыми пройдут соревнования по экологии, литературе и ОБЖ.


Источник