«Мы никогда не забудем с тобой, как наши ровесники приняли бой!»

 

Урок мужества в 3 классе, посвященный пионерам-героям


Ирина Викторовна Ермолович, учитель начальных классов ГКОУ «Назийский центр социально-трудовой адаптации и профориентации», пгт. Назия, Ленинградская область


 

Пояснительная записка
Программа патриотического воспитания нашей школы «Я – гражданин России» разработана на основе Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и успешно претворяется в жизнь. В течение многих лет в школе успешно зарекомендовали себя такие формы и методы работы по патриотическому воспитанию, как сотрудничество с Советом ветеранов поселка, шефская помощь ветеранам войны и труда, благоустройство братского воинского захоронения, активное участие в акции «Бессмертный полк», организация уроков мужества с приглашением ветеранов, спортивные мероприятия и т.д.

Урок мужества «Мы никогда не забудем с тобой, как наши ровесники приняли бой!» разработан в виде литературно-музыкальной композиции с элементами беседы. Весь урок сопровождается мультимедийной презентацией. В ходе урока используется музыкальное сопровождение: песни «Священная война» (муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача); «Блокада» (муз .И.Шварца, сл. В.Коростылева); «Солнечный круг» (муз. А.Островского, сл. Л.Ошанина).

Ведущий-педагог и дети читают стихотворения: С. Михалкова «Быль для детей» (отрывок); К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…» (отрывок); Я.Дубравина «Сыны полков» (отрывок); Коб Ра «Горит под ногами фашистов земля…»; Е. Иванова «Был мальчишкой Марат…»; И.Лариной «Пионерам-героям посвящается»; А.Григорьева «Вася Коробко»; С. Гребенникова и Н. Добронравова «Песня о пионерах-героях» (отрывок); М. Пляцковского «Майский день сорок пятого года».

К уроку мужества обучающиеся своими руками изготавливают подарки и поздравительные открытки ветеранам, Георгиевские свечи, готовят рисунки и плакаты для оформления класса.

Активное участие детей в процессе урока, наглядность, музыкальное сопровождение помогают обучающимся более конкретно и зримо прочувствовать события далеких военных лет. Растет их интерес к историческому прошлому нашего народа, формируются гордость за подвиги своих ровесников и готовность со временем встать на защиту Отчизны. Эмоциональным моментом урока являются также минута молчания и зажжение Георгиевских свечей в память тех, кто защищал нашу Родину. Гости урока мужества – педагоги школы, представители Совета ветеранов поселка Назия.

Цель: формирование у детей чувства патриотизма, воспитание любви к Родине, гордости за победу нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
— обогатить знания детей об историческом прошлом нашего народа;
— раскрыть роль советских детей в борьбе с фашистской чумой;
— вызвать интерес к дальнейшему изучению истории своей страны;
— способствовать формированию положительных эмоций обучающихся, вызвать яркий эмоциональный отклик на озвученные в ходе урока события Великой Отечественной войны.
Место проведения: празднично оформленная классная комната.
Оборудование: детские рисунки на тему «Война глазами детей», праздничные плакаты к 9 Мая, Георгиевские свечи, заранее изготовленные детьми, стенды с портретами пионеров-героев, выставка детской художественной литературы о Великой Отечественной войне.
Ожидаемые результаты: формирование у обучающихся стремления равняться на положительные примеры служения своему Отечеству, обогащение их знаний о героическом прошлом России.

 
Ход урока:
 
Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы проводим урок мужества, который посвящен самому главному празднику в нашей стране. Ребята, какой праздник отмечает наша страна 9 Мая?

Дети: День Победы.

Учитель: Правильно. В этот день весь наш народ отмечает очередную годовщину Великой Победы над фашизмом. Прошло 73 года после окончания Великой Отечественной войны, а забыть ее ужасы нельзя. Мы с вами знаем и помним о мужестве солдат, грудью защищавших страну, о подвигах партизан в немецком тылу, о беспримерном труде женщин, заменивших мужчин на заводах и фабриках. А сегодня мы поговорим о детях, которые помогали во время войны взрослым и приближали нашу Победу.
22 июня в 4 часа утра фашистская Германия без объявления войны напала на нашу Родину.
 
1 чтец: …Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских,—
Это значит — против нас.

2 чтец: Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!
 
Слайд № 2
Звучит фонограмма песни «Священная война»

презентация
 
Учитель: (на фоне компьютерной презентации) Война изменила судьбы людей, разрушила их мечты, обагрила кровью и слезами мальчишек и девчонок. Разве можно передать словами, что чувствовала маленькая девочка, на глазах которой разорвало бомбой ее маму. А как представить голодного ребенка в блокадном Ленинграде, который варит в котелке суп из кожаного ботинка?
Я прочту отрывок из стихотворения поэта Константина Симонова, написанного им в первые дни войны.

Майор привёз мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста,
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надёжней места
Отныне в мире для ребёнка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
 
Ребята, разве бывают дети с седыми волосами? Отчего поседел этот мальчик?
 
Дети: Началась война, фашисты напали на нашу землю. Мальчик поседел от горя: он потерял маму, фашисты ранили его отца, он лишился своего дома.
 
Учитель: Да, ребята. Началась самая страшная война для нашей Родины – Великая Отечественная война, которая продолжалась долгих четыре года. Мужчины ушли на фронт, нужно было с оружием в руках защищать свою страну. А кто остался в тылу, дома?
 
Дети: Женщины, старики и дети.
 
Слайд № 3
 
Учитель: (на фоне презентации) 27 миллионов советских людей погибло в этой страшной войне. Гибли взрослые, погибали от взрывов, голода и холода дети, но наш народ перенес все мучения и страдания. В суровое военное время дети наравне со взрослыми встали к станкам, пахали землю, шили одежду для солдат, валили лес, рыли окопы.
 
Слайд № 4
 
Учитель: (на фоне презентации) Давайте вместе вспомним о блокаде Ленинграда. В голодном, холодном городе, который беспрерывно обстреливался немцами, мальчишки и девчонки продолжали учиться, наравне со взрослыми тушили пожары, обезвреживали зажигательные снаряды, дежурили на чердаках и крышах. Я предлагаю всем вместе спеть песню «Блокада» о борьбе детей осажденного Ленинграда с голодом, холодом и врагами.

Исполняется песня «Блокада»

В далеком, тревожном военном году
Под гром батарей у страны на виду
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.

На парте осталась раскрытой тетрадь
Не выпало им дописать, дочитать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.

И мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой.
Им было всего лишь двенадцать,
Но были они ленинградцы!
 
Учитель: В суровую военную пору многие дети становились воинами. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, они удостоились званий Героев Советского Союза, получали ордена, медали.
 
3 чтец: Горнили к бою трубы полковые,
Военный гром катился над страной.
Вставали в строп мальчишки боевые
На левый фланг, в солдатский строй.
 
4 чтец: Великоваты были им шинели,
Во всём полку сапог не подобрать,
Но всё равно, в боях они умели
Не отступать и побеждать!

Учитель: Ребята, сейчас я расскажу вам о подвигах только нескольких мальчиков и девочек, которые отдали свои жизни за свободу и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны.
 
Слайд № 5

Учитель: (на фоне презентации) Леня Голиков родился в Новгородской области.

Когда враги захватили его родное село, мальчик ушел в партизаны. Он ходил в разведку, приносил в отряд важные сведения, взрывал немецкие эшелоны с солдатами и оружием. Однажды мальчик убил вражеского генерала и забрал его портфель с очень важными документами, которые сразу отправили в Москву. За этот подвиг Леня стал Героем Советского Союза.
Медалью «За боевые заслуги» мальчик был награжден за спасение раненого товарища во время взрыва поезда с немецкой боевой техникой.
Во многих боях Леня участвовал плечом к плечу со взрослыми. Но зимой 1943 года он погиб в неравном бою с немцами под селом Острая Лука.
 
5 чтец: Горит под ногами фашистов земля.
Лютует, беснуется враг.
Не будет пощады: фашисту – петля.
Советский над городом флаг.
 
6 чтец: Мальчишка, он знал:
Наш народ победит,
Нацистскую нечисть сомнёт.
Как звать тебя? Голиков. Леонид.
Строчи, не смолкай, пулемёт…
 
7 чтец: Бушуют пожары, и в клочья мосты,
И поезд летит под откос.
Мальчишка совсем, а со взрослыми ты
Победу России принёс.

Слайд № 6
 
Учитель: (на фоне презентации) Марат Казей родился и жил в Белоруссии.

Немцы ворвались в родную деревню, школу превратили в солдатскую казарму, жгли дома, убивали жителей. Вскоре за связь с партизанами немцы схватили и повесили маму Марата. Вместе с сестрой Адой он ушел в лес к партизанам, где стал разведчиком.
Марат проникал во вражеские гарнизоны, доставлял в отряд ценнейшие сведения, минировал железные дороги, участвовал в боях с немцами. Погиб Марат, как солдат, в бою. Он сражался до последнего патрона, а потом гранатой взорвал себя и окруживших его врагов.
За храбрость и отвагу, проявленные в боях, Марат Казей был награждён медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», орденом Отечественной войны I степени, а посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.
 
8 чтец: Отгремела война,
Над страной тишина,
Но мальчишка с гранатой не спит.
Он всегда начеку,
Встал, готовый к броску,
Он из бронзы навечно отлит.
 
Слайд № 7
 
Учитель: (на фоне презентации) Валентин Котик родился в селе Хмелевка Хмельницкой области.

Когда пришли враги, Валя вместе с друзьями стал собирать на местах боев оружие и переправлять его партизанам. Местные коммунисты сделали его связным и разведчиком подпольной организации. Валя предотвратил карательную экспедицию немцев против партизан. Когда начались аресты, он вместе с мамой и братом ушел в партизаны. Участвовал в диверсиях на железной дороге, сжигал немецкие склады с оружием и продовольствием. Был дважды ранен. При освобождении города Славуты Валя получил смертельное ранение в живот.
Посмертно Валентин Котик награждён орденом Отечественноё войны II степени, а в 1958 г. Указом Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.
 
9 чтец: У карателей – автоматы,
И заправлена форма старательно.
Это звери – а не солдаты,
Но без страха пошёл на карателей
Валя Котик. Их выследил смело:
И фашистский главарь был убит.
За геройство, за правое дело
Вале – памятник бронзой горит!
 
Слайд № 8
 
Учитель: (на фоне презентации) Ленинградская пионерка Зина Портнова приехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Здесь и застала ее война.

Девочка вступила в молодежную подпольную организацию «Юные мстители», вместе с друзьями распространяла листовки, вела разведку, устраивала диверсии против немцев.
Когда Зину устроили официанткой в немецкую столовую, она сумела подсыпать отраву в суп, и более ста немецких офицеров, обедавших там, отравились и погибли. Пришлось уйти в лес к партизанам, где Зина стала разведчицей. Однажды, возвращаясь с задания, девочка попала в засаду. В тюрьме ее пытали, жестоко избивали, но Зина молчала и никого не выдала. Во время одного из допросов ей удалось схватить пистолет, застрелить немецкого офицера и убежать. Когда кончились патроны, немцы схватили Зину и расстреляли. Посмертно ей присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
 
10 чтец: На допросе орал на девчонку
Лютый враг, положив пистолет.
Бил её, но немного в сторонку отошёл,
Был удобный момент:
Зина, корчась от боли, схватила
Пистолет и убила врага,
Всех обоймой одной уложила
Нет, не выдав своих никогда!
 
Слайд № 9
 
Учитель: (на фоне презентации) Вася Коробко родился на Украине.

Когда фронт подошел к родной деревне, он подносил патроны советским бойцам, сдерживавшим натиск немецких войск. Из захваченной фашистами школы, мальчик сумел вынести пионерское знамя и спрятать его. Вася стал отважным партизаном, разведчиком в самом логове врага: топил печи в немецком штабе, добывая ценные сведения о врагах. Вместе с друзьями-партизанами Вася уничтожил девять эшелонов с оружием, сотни гитлеровцев.
В одном из боёв он был сражён вражеской пулей. За мужество в борьбе с фашистами Вася был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени.
 
11 чтец: Жизнь яркую, за срок такой короткий,
Сумел прожить Василий Коробко,
И на могиле Васиной берёзки
Листвой шумят: «Мы помним, Вася, всё».
 
12 чтец: Не можем мы забыть таких героев,
Которые с фашистскою чумой
Сражались и, пожертвовав собою,
За Родину пошли в последний бой.

Слайд № 10
 
Учитель: (на фоне презентации) Когда фашисты захватили город Минск, Люсе Герасименко не исполнилось еще 11 лет.

Отец девочки возглавил в городе подпольную организацию, и она стала активно помогать отцу: дежурила во дворе, когда шло заседание подпольщиков, доставляла важные донесения, расклеивала листовки на стенах домов, проносила их на завод, где работал отец.
В семье Герасименко несколько дней скрывался секретарь одного из подпольных райкомов партии, и его связь с товарищами поддерживалась через Люсю. Отвага девочки, ее выдержка поражали даже взрослых.
Однажды Люсю с мамой арестовали и бросили в тюрьму. Три месяца ее вызывали на допросы, пытали, избивали плетью, вырывали волосы, топтали ногами. Девочка молчала… А потом ее вместе с мамой повезли на расстрел. Так погибла Люся Герасименко.
Имя юной патриотки навечно записано в Книгу почёта Белорусской республики. В одном из залов музея ВОВ в Минске висит её портрет.
 
13 чтец: Мы в жизни, мой друг и ровесник,
Дорогой героев пойдем.
Подвиги их мы запомним, как песню,
И сами ее допоем!
 
Слайд № 11
 
Учитель: (на фоне презентации) 73 года люди нашей страны живут под мирным небом. Но мы не имеем права забывать о войне. Мы вечно будем помнить о тех, кто погиб во имя мира на земле, кто приблизил Победу над фашизмом.

Мы вас помним, солдаты!
Пусть известны не все имена,
Но войны той жестокой раскаты
Не умолкнут во все времена.
Чашу страданья испив всю до дна,
Вы из жизни ушли молодыми.
Но в памяти нашей на все времена
Останетесь вечно живыми!
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

— Прошу почтить минутой молчания память погибших в годы Великой Отечественной войны.

Зажигаются Георгиевские свечи. Минута молчания
 
Слайд № 12
 
Учитель: (на фоне презентации) Мы живем в XXI веке. Основная наша задача – сберечь мир на планете Земля. Мы не хотим, чтобы свистели снаряды, чтобы гибли люди от свинца, голода и холода, чтобы горели города и села. Никогда не угаснет наша память о тех, кто грудью защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны!
Счастье Родины – мир и свобода,
Нерушимы они, как гранит.
Майский день сорок пятого года
Наша память надежно хранит!
 
Песня «Солнечный круг»
 
Учитель: Благодарю всех за урок. Поздравляю с Днем Победы! Желаю здоровья и счастья!
 
 
Список использованной литературы:

  1. Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия./ Гл. ред. М.М. Козлов. — М.: Сов. Энциклопедия. 1985.
  2. День Победы. Песни великого подвига / Вступ. статья Т. Хренникова. – М.: Худ. Литература. 1985.
  3. Жариков А.Д. «Подвиги юных»; «Юные партизаны» Рассказы и очерки.— М.: Просвещение. 1974.
  4. Корольков Ю. «Партизан Лёня Голиков».- М.: Молодая гвардия. 1985.
  5. Костюковский Б. «Жизнь как она есть».- Л.: Детская литература. 1973.
  6. Миксон И. «Жила, была». – Л.: Детская литература. 1991.
  7. «Орлята» (сборник рассказов о пионерах-героях). Л.: Детская литература. 1965.
  8. Пионерская организация//Великая Отечественная война, 1941-1045: энциклопедия/под ред. М.М. Козлова. – М.: советская энциклопедия. 1985.
  9. Смирнов В.И. «Зина Портнова». М.: Воениздат. 1980.
  10. Сухачев М. «Дети блокады». М.: Литагент «Детская литература». 2012.

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт «Молодая гвардия». Пионеры-герои.
  2. Великая Отечественная война в Минске – пионеры-герои Люся Герасименко.
  3. Камаев Сергей. Пионеры-герои.
  4. Пионеры-герои – Википедия.
  5. Серия «Опаленные огнем войны» (часть 21 – Юные герои войны).