Малыш и букварь: как нейротехнологии изменят учебники для первоклашек

Какие учебники нужны для первоклашек с дефицитом внимания и гиперактивностью? Каким должен быть дизайн школьных книг: шрифт, цвет, графические схемы? О новых учебниках для начальной школы беседуем с руководителем Центра нейрокоммуникативных исследований Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Антоном Варламовым. 

Антон Алексеевич, нейротехнологии действительно могут сделать новые школьные учебники более качественными? 

Антон Варламов: Мы изучаем, на какие элементы оформления дети в первую очередь обращают внимание, как воспринимают и запоминают информацию. У малышей способность концентрироваться на объекте значительно ниже, чем у взрослого. Поэтому яркие визуальные элементы не должны нависать над текстом и «липнуть» к нему, отвлекая внимание. Кроме того, первоклашки еще не привыкли читать строчками. Поэтому необходимо соблюдать большой межстрочный и межсловный интервал, верстка должна быть свободной и «прозрачной». Размер букв тоже важен, но это не главное.

Дизайнер школьного учебника должен быть психологом? 

Антон Варламов: В первую очередь, он должен быть хорошим дизайнером. Чем лучше оформление учебника, тем легче усваивается материал. Но, к сожалению, из нескольких десятков книг для обучения чтению только 10 процентов можно назвать действительно качественными. К остальным есть претензии: аляповатые картинки, крупные буквы при слишком маленьком межстрочном интервале — картинки и текст наползают друг на друга, и ребенку сложно удерживать внимание на отдельных элементах. Учебники без подобных недостатков встречаются редко. В хороших детских книгах с картинками эти проблемы встречаются реже, потому что общий уровень дизайна в хорошей художественной литературе, к сожалению, лучше, чем в учебниках.

«Из нескольких десятков книг для обучения чтению только 10 процентов — качественные»

Но ведь все учебники, прежде чем попасть в федеральный перечень, проходят через серьезную экспертизу…

Антон Варламов: Как правило, эксперты проверяют содержательную часть. А насчет дизайна позиция такая: главное, чтобы он соответствовал СанПиНам. Там прописаны допустимые размеры шрифтов, количество возможных цветов, графические схемы оформления… Но эти требования разрабатывались в 70-90 годах прошлого века, с тех пор понимание психологии и физиологии восприятия ребенка сильно изменилось. СанПиНы нужно сделать более жесткими. Особенно это касается начальной школы и инклюзивного образования, потому что там, где обычные ученики будут испытывать трудности, особенные дети могут вообще не воспринять материал. Учебников для детей с дефицитом внимания, гиперактивностью или с расстройствами аутистического спектра у нас практически нет, и их следует разрабатывать с учетом особенностей таких детей.

Когда появятся учебники, в разработке которых участвовали нейротехнологи? 

Антон Варламов: Надеюсь, что уже через полгода. Сейчас мы работаем с двумя издательствами, которые готовят к выпуску новые учебники для начальной школы.

Электронные учебники прописываются в школах. Вы с ними работаете? Есть ли у вас какие-то рекомендации?

Антон Варламов: Для виртуальных образовательных ресурсов (так же как и для учебников в старших классах) ключевую роль играет даже не сам дизайн, а удобство использования, логичность изложения информации, «дружелюбный» интерфейс. Важно, чтобы ребенок мог интуитивно разобраться в электронном учебнике, легко найти кнопку перехода между параграфами, или поле для выполнения заданий.

Как родителю не навредить ребенку, покупая образовательные игры в Интернете? 

Антон Варламов: Недавно мы опросили около сотни учеников 7-11 классов о том, интересны ли им обучающие игры. Более 70 процентов ответили положительно. После этого ребята поучаствовали в тесте образовательного киберквеста, разрабатываемого в Институте Пушкина. Сюжет «бродилки» простой: злодей насылает на людей лучи безграмотности. Чтобы спасти Вселенную, главный герой — киберкот — должен ответить на вопросы по программе русского языка и литературы. Мы оценивали и эмоции, и возможные проблемы с интерфейсом на основе анализа движений глаз. Это исследование помогло улучшить игру. Сейчас бета-версия приложения «Приключения киберкота» доступна бесплатно в популярных библиотеках мобильных приложений.

 

Источник