Маленькие герои великой войны

Методическая разработка мероприятия по внеурочной деятельности для учащихся 11 класса


Галина Владимировна Чупрова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Цилемская средняя общеобразовательная школа», с.Трусово, Усть-Цилемский р-н, Республика Коми


 

Цели: формирование нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к исторической памяти своего народа.
Задачи:
Обучающие: актуализировать знания учащихся о Великой Отечественной войне: вспомнить подвиги пионеров-героев; поговорить о героизме детей блокадного Ленинграда; обратиться к краеведческому материалу о детях войны и тружениках тыла.
Развивающие: развивать ассоциативное мышление, внимание, речь.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности за сохранение мира на Земле.
Оборудование: компьютер, звуковые колонки, мультимедийный проектор; раздаточный материал (4 карточки с информацией о пионерах-героях, 4 карточки с информацией о детях войны и тружениках тыла, листы бумаги, фломастеры или маркеры), свеча, спички.
Предварительная работа: подготовить учеников для выразительного чтения стихотворений (если мероприятие проводится в знакомом классном коллективе). Подготовить аудио-файлы «Куда уходит детство…», «Священная война», «В полях за Вислой сонной…».

 
Ход мероприятия:

презентация_Маленькие герои
 
Слайд 1

Учитель: Здравствуйте, ребята! Заканчивается пора вашего детства, скоро вы покинете стены родной школы, вступите во взрослую жизнь. Детство… Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Запишите на листах бумаги слова, словосочетания (1 мин).

— А сейчас, впереди сидящие, повернитесь к тем, кто сзади. Обсудите все варианты. Запишите на общий лист те, которые больше понравились, а также изобразите в виде рисунка или каких-нибудь зрительных образов ваше детство, сделайте заголовок (2 мин).

Работа ведется под фонограмму «Куда уходит детство…»
 
— Представьте классу то, что у вас получилось, прокомментируйте.
Отложите в сторону ваши рисунки.

К сожалению, не всякое детство бывает счастливым. Сегодня в течение этого урока мы будем говорить о детстве, опаленном войной. О героизме маленьких и юных граждан нашей страны, которым довелось пережить страшную трагедию Великой Отечественной войны

Звучит фонограмма «Вставай, страна огромная…»
 
Слайд 2

— Я думаю, вы все хорошо знаете, что это была за война. Сколько лет она длилась?
— Сколько человеческих жизней унесла Великая Отечественная война?
— Какую годовщину будет праздновать наша страна в этом году?
— Почему война названа Великой? Какое значение для русского народа имела победа?
— Кого принято называть героем?
— Тема классного часа – «Маленькие герои великой войны».
 
Слайд 3

I часть «Пионеры-герои»
 
Слайд 4
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли –
Повзрослели они до поры…

— Кто они, пионеры-герои? Давайте вспомним подвиги некоторых из них. Я раздам информационные материалы группам. Зачитайте классу. (4 карточки)

Слайд 5
Карточка 1 «Зина Портнова»

Слайд 6
Карточка 2 «Леня Голиков»

Слайд 7
Карточка 3 «Лера Михеенко»

Слайд 8
Карточка 4 «Володя Колядов»

— Это рассказы о детях, которые родились и росли для счастья, для радости, для мирного труда – и погибли, защищая труд и счастье, свободу и независимость своего народа.

II часть: «Дети блокадного Ленинграда»

 

Учитель: Что вы знаете о голоде? Вы были когда-нибудь голодны? (На экране хлеб)
 
Слайд 9 «Голод»
— Посмотрите и сравните две фотографии: «Голодный студент» и изможденный ребенок блокадного Ленинграда. Как вы можете прокомментировать эти фотографии?
 
Слайд 10 «Голодные»
— Голод и война, война и голод… Послушайте стихотворение Владимира Лифшица «Баллада о черством куске».
 
Слайд 11
По безлюдным проспектам
Оглушительно-звонко
Громыхала
На дьявольской смеси
Трехтонка.
Леденистый брезент
Прикрывал ее кузов —
Драгоценные тонны
Замечательных грузов.
Молчаливый водитель,
Примерзший к баранке,
Вез на фронт концентраты,
Хлеба вез он буханки.
Вез он сало и масло,
Вез консервы и водку,
И махорку он вез,
Проклиная погодку.
Рядом с ним лейтенант
Прятал нос в рукавицу.
Был он худ,
Был похож на голодную птицу.
И казалось ему,
Что водителя нету,
Что забрел грузовик
На другую планету.
Вдруг навстречу лучам —
Синим, трепетным фарам —
Дом из мрака шагнул,
Покорежен пожаром.
А сквозь эти лучи
Снег летел, как сквозь сито,
Снег летел, как мука, —
Плавно, медленно, сыто…
— Стоп! — сказал лейтенант. —
Погодите, водитель.
Я, — сказал лейтенант, —
Здешний все-таки житель.
И шофер осадил
Перед домом машину,
И пронзительный ветер
Ворвался в кабину.
И взбежал лейтенант
По знакомым ступеням.
И вошел…
И сынишка прижался к коленям.
Воробьиные ребрышки…
Бледные губки…
Старичок семилетний
В потрепанной шубке.
— Как живешь, мальчуган?
Отвечай без обмана!.. —
И достал лейтенант
Свой паек из кармана.
Хлеба черствый кусок
Дал он сыну: — Пожуй-ка, —
И шагнул он туда,
Где дымила буржуйка.
Там, поверх одеяла —
Распухшие руки.
Там жену он увидел
После долгой разлуки.
Там, боясь разрыдаться,
Взял за бедные плечи
И в глаза заглянул,
Что мерцали, как свечи.
Но не знал лейтенант
Семилетнего сына:
Был мальчишка в отца —
Настоящий мужчина!
И когда замигал
Догоревший огарок,
Маме в руку вложил он
Отцовский подарок.
А когда лейтенант
Вновь садился в трехтонку,
— Приезжай! —
Закричал ему мальчик вдогонку.
И опять сквозь лучи
Снег летел, как сквозь сито,
Снег летел, как мука,—
Плавно,
Медленно,
Сыто…
Грузовик отмахал уже
Многие версты.
Освещали ракеты
Неба черного купол.
Тот же самый кусок —
Ненадкушенный,
Черствый —
Лейтенант
В том же самом кармане
Нащупал.
Потому что жена
Не могла быть иною
И кусок этот снова
Ему подложила.
Потому что была
Настоящей женою,
Потому что ждала,
Потому что любила.
(1942, Ленинград)

— Почему автор семилетнего мальчика называет настоящим мужчиной?

Слайд 12
— Нагрудный знак «Жителю блокадного Ленинграда». Как вы думаете, почему был выпущен такой знак?
— Что вы знаете о блокаде Ленинграда?
— 900 дней и ночей город был в осаде. Люди умирали от голода и холода, но не сдались врагу. Среди жителей было много детей, которым было тяжело, как и всем.
 
Слайд 13 «Дети блокадного Ленинграда»

В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам в сорок третьем
Выдали медали.
И только в сорок пятом –
Паспорта.

И в этом нет беды…
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее, чем тогда.
(Юрий Воронов)
 
Слайд 14 и  15
— Зачитаем выдержки из воспоминаний разных людей о тех страшных днях.
 
«Вчера бомбы падали в Новой Деревне на рынок. Оттуда в госпиталь привезли пятьдесят человек. Раненая девочка лет семи все жаловалась, что ей больно от резинового жгута, стягивавшего ногу. Её утешили, сказав, что скоро будет легче, потом усыпили и ампутировали ногу. Она пришла в себя и сказала: «Вот хорошо, теперь уже не больно». Девочка не знала, что у неё нет ноги».
 
Слайд 16
«Сушили сухари. Думали, что так-то спорее. Кладем сухари и наливаем кипятку горячего, соль, немножко перцу и пьем эту воду. Потом еще одну плошку воды выпьешь и уже потом берешь сухари размокшие как на второе. И это настолько въелось, что и после блокады так ели – сначала жидкое из тарелки, а потом густое».
 
Слайд 17
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.
 
Слайд 18
Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой.
 
Слайд 19
В ней всего девять страниц. Из них на шести — даты. И за каждой — смерть. Шесть страниц — шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей (читает ученик):
«Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.
Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942
Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942
Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942
Мама 13 мая в 7.30 утра 1942
Савичевы умерли. Умерли все».

И так искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, 12-летняя девочка, что и сегодня перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и национальностей, вглядываются в простые и страшные слова. Дневник сегодня выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища.
Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями, девочка уже не смогла подняться. Трагедия этой семьи типична для блокадного Ленинграда: сколько погибло от голода людей, сколько вымерло семей!

Таня Савичева (из поэмы «Дневник и сердце»)
На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный
Дневничок.
Его писала Савичева Таня.
Он
Каждого пришедшего
Влечет.
Пред ним стоят сельчане,
Горожане —
От старца до наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет души и сердца.
Это — всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник.
Время возвышает образ Тани
И ее доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда, с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.
В каждом слове — емкость телеграммы,
Глубь подтекста, ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И почти молчанье о себе…
Это смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
Это — боль, которая клубится.
Это — сердце, что летит сюда…
Время удлиняет расстоянья.
Между всеми нами и тобой.
Встань пред миром, Савичева Таня,
Со своей немыслимой судьбой!
Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно шествует она.
Пусть живет, не ведая старенья,
и гласит про наши времена!
(Сергей Смирнов)

— Можно ли назвать героями детей блокадного Ленинграда?

III часть: «Дети войны — юные труженики тыла»


 
Слайд 20
— Дети войны, юные труженики тыла. Это наши бабушки и дедушки. Им жилось нелегко, все хозяйство упало на слабые плечи детей, женщин и стариков.

…Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
Рубила, возила, копала, —
Да разве же все перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто отлично живешь…

— Зачитайте выдержки из воспоминаний.

«В 13 лет закончилось детство Ермолиной Феврусы Федоровны, так как война заставила ее трудиться наравне со взрослыми. В день валила по 40 дерёв. Однажды пешим ходом гнала коров из Трусово в Усть-Цильму, а мороз был такой, что уши животных стекленели и отламывались, если их заденешь».

«Когда началась война, Прасковье Прокопьевне Чупровой было 15 лет. Ей пришлось везти скот в Ленинград: 200 голов из Усть-Цилемского и 300 голов из Ижемского района. Везли на барже, а затем в вагонах поезда. Девчонкам приходилось во время всего пути ухаживать за скотом, доить коров…»

«Когда пришла война, я перешла в 7 класс, — рассказывает Дуркина Ирина Федуловна. – Зимой работала на лесоучастке, весной плотили лес и плавили до Усть-Цильмы, пахала, сеяла, летом косила траву на пожнях вручную и на косилке, осенью копали картошку. Самое лучшее отправляли на фронт, а сами весной носили с болота мох, перемешивали с соломой и ели. Своих участков в то время почти не было, поэтому картошка считалась лакомством и дефицитом. Часто довольствовались гнилой…»
 
«Дуркин Маркел Иванович работать начал с 6 класса. Выращивал хлеб, ухаживал за скотом, работал на лесоучастке. Работал он и на почте. Вспоминает, как тяжело было разносить похоронки по домам».

— Судьбы каждого во время войны были похожи, однако у каждого осталась на сердце незаживаемая рана. И не могут ветераны без слез вспоминать то тяжелое, горькое время, когда им пришлось повзрослеть до времени.

Заключительный этап занятия
 
Слайд 21

Я обнимаю всех живых,
И плачу над умершими,
Но вижу замершими их,
Глаза их чуть померкшими.
Их души вечные летят
Над злом и над соблазнами.
И верю, что они следят,
Как плачем мы и празднуем.
(Б.Окуджава)

— Попрошу встать тех, у кого родственники погибли или пропали без вести во время ВОВ. А теперь тех, у кого воевали и вернулись, у кого трудились во время войны в тылу, испытывали голод и лишения, будучи маленькими детьми.
Война коснулась всех, поэтому и называем её Великой. Зажжем свечу в память о тех, кого нет с нами. Почтим их память минутой молчания.
 
Слайд 22
— А теперь вернемся к тому, что делали в начале занятия. Вы изображали детство. Таким ли было военное детство? Изобразите детство, опаленное войной, напишите слова-ассоциации.

Включить фонограмму «В полях за Вислой сонной…»

— Что мы можем сделать, чтобы не повторялась подобная трагедия? Чтобы детство всегда было счастливым? Не забывать уроки истории. Особая ответственность ложится на юношей, которым предстоит служба в армии.
Народ сложил пословицы на тему мужества защитников Отечества. Я буду называть их начало, а вы хором их продолжите.

* Тот герой, … (кто за Родину горой).
* Тяжело в учении – … (легко в бою).
* Родина – мать, … (умей её защищать).
* Важна смелость, … (да нужна и умелость).
* Если в сердце солдата нет веры и мужества, … (не помогут ему ни сила, ни оружие).
 
Слайд 23
Маленькие герои большой войны были повсюду: воевали в небе, на море, в партизанских отрядах, на передовой линии фронта и в тылу. Сегодня мы учимся у них беззаветной преданности и любви к своей Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости.
Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свои жизни миллионы сынов и дочерей нашей Родины. И среди них те, кому было столько же лет, сколько и вам…

Рефлексия. Синквейн

— А теперь размышления по поводу нашего сегодняшнего занятия.

  1. Существительное.
  2. Два прилагательных.
  3. Три глагола.
  4. Суждение (предложение).
  5. Наречие или любое другое слово, подводящее итог.

Слайд 24

Использованная литература:
Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти т. Т.3. Подвиг Ленинграда. – М., 1987.