Квест «Сталинградская битва»

Внеклассное мероприятие по истории России и ОБЖ для студентов 1-2 курса техникума или учащихся 10-11 классов


Каштанова Наталия Олеговна — преподаватель истории
Петров Максим Алексеевич — преподаватель ОБЖ ГПОУ «САТ», г. Сыктывкар, Республика Коми


 

Цель: стимулировать у учащихся стремление к получению дополнительных знаний, способствовать практическому применению имеющихся знаний, развитию интереса к событиям Великой Отечественной войны, формированию умения работы в команде.
Задачи:
Обучающая выяснить, какие усилия были приложены для победы;
Развивающая – продолжить развитие умения работать в команде, с историческим текстом, выделять в нем главное, умение объяснять понятия; продолжить обобщение знаний по ОБЖ.
Воспитательная – воспитать у учащихся уважительное отношение к прошлому своей страны.
 
 
Ход мероприятия:
 
Студенты 1-2 курса собираются в актовом зале. На слайде цитата: «Битва под Сталинградом — это действительно золотая страница военной истории нашего народа» (А. И. Еременко)

 
Видео «Сталинград»

Презентация Квест Сталинградская битва
 
Ведущий: Добрый день, участники и гости. Сталинград – город-герой! Сталинград — это символ мужества, стойкости и героизма советских воинов в годы Великой отечественной войны. Сталинград — это символ мощи и величия нашего государства. Под Сталинградом Красная Армия сломала хребет немецко-фашистским войскам, под Сталинградом было положено начало уничтожению фашизма и фашистского государства. Город Сталинград знают во всех странах мира. В некоторых именем нашего города названы улицы, площади, скверы. И по сей день слово «Сталинград» произносят с чувством уважения и гордости.
Проходят годы, десятилетия. Пройдут сотни лет, но Сталинград никогда не сотрется со страниц истории. 75-летию Сталинградской битвы посвящается наше мероприятие.
Итак, внимание! Для начала операции контрнаступления Красной Армии силами Юго-Западного, Сталинградского и Донского фронтами 19 ноября 1942 года необходимо получить разведданные о положении в городе.
Ваша задача выяснить, что является важным стратегическим объектом в г.Сталинграде? Командира вашего разведотряда тяжело ранило, ваша задача:
1. Выбрать нового командира.
2. Совершить расчет подразделения.
3. Командирам подразделения предоставить данные.

Группы выполняют поставленные задачи

Ведущий: Внимание!
1. Все разведчики при отправлении на задание сдают на хранение свои личные вещи: фотографии, документы, награды. Командирам собрать и сдать на хранение телефоны вашего отряда. За пользование телефоном во время задания отряд получает штрафное время – плюс 10 секунд.

Командиры отрядов выполняют задачу — собирают и сдают телефоны.

2. Приказ №270 Верховного главнокомандующего И.В. Сталина от 16 августа 1941 года: «Дезертиры (покинувшие свой отряд во время выполнения задания), бросившие оружие подвергаются наказанию — расстрелу по закону военного времени».
Дезертиры нашего мероприятия подвергаются жестокому наказанию до конца учебного года по истории и штрафное время – плюс 10 секунд за каждого покинувшего поле боя. Штрафу в 5 секунд подвергаются студенты, которые будут нарушать дисциплину.
3. Всем командирам подойти к судьям и получить задание.

В конверте для каждой группы дано задание – индивидуальный маршрутный лист (Приложение 1)

 
 Маршруты

1. Площадка «Снайпер»стрельба из лазерных винтовок

Командир докладывает, какой отряд прибыл, численность отряда на 1 задание. Организатор проверяет, вписывает в маршрутный лист. На каждой площадке на экране слайд с легендой.

Слайд 2
 
Легенда. Очень широко в обороне Сталинграда применялся огонь снайперов. Например, в 284-й стрелковой дивизии инициаторами движения снайперов стал старшина, комсомолец_______. Он лично уничтожил 242 фашиста, а обученные им снайперскому делу воины уничтожили 1106 солдат и офицеров врага. Немецко-фашистское командование, чтобы уничтожить _______,  доставило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов майора Конингса. Но через 4 дня он сам попал на мушку нашего замечательного снайпера. Его звали _______?
Задание: За 3 минуты набрать 300 очков. Стрельбу ведут одновременно 3 человека, по 5 выстрелов, затем смена стрелков.

Если отряд справляется с заданием – получает кодовое слово. На слайде – кодовое слово

Слайд 3
 
Кодовое слово площадки «Снайпер» – Василий Зайцев. Вписывает кодовое слово – Зайцев

 

2. Площадка «Директивы»работа с документами

Командир докладывает, какой отряд прибыл, численность отряда на 2 задание. Организатор проверяет, вписывает в маршрутный лист.

Слайд 4

Легенда: Как называлась операция по окружению немецко-фашистских войск под Сталинградом?
Задание: Для получения кодового слова необходимо прочитать документы, ответить на вопросы.

* Как назывался план немецкого командования? Когда был принят? (План «Барбаросса», 18.12.1940)
«Германские вооруженные силы должны быть готовы разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании еще до того, как будет закончена война против Англии. Сухопутные силы должны использовать для этой цели все находящиеся в их распоряжении соединения, за исключением тех, которые необходимы для защиты занятых территорий от всяких неожиданностей.
Задача военно-воздушных сил – высвободить такие силы для поддержки сухопутных войск при проведении Восточной кампании, чтобы можно было рассчитывать на быстрое завершение наземных операций и вместе с тем ограничить до минимума разрушение восточных областей Германии вражеской авиацией. ……….Основные силы русских сухопутных войск, находящиеся в западной части России, должны быть уничтожены в смелых операциях посредством глубокого, быстрого выдвижения танковых крыльев. Отступление боеспособных войск противника на широкие просторы русской территории должно быть предотвращено.
Путем быстрого преследования должна быть достигнута линия, с которой русские военно-воздушные силы будут не в состоянии совершать налеты на территорию Германского рейха. Конечной целью операции является создание заградительного барьера против азиатской части России по общей линии Волга-Архангельск».

* О судьбе какого города идет речь в директиве Гитлера № 1601 от 22 сентября 1941 года? (о Ленинграде)
«Фюрер принял решение стереть город_______ с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса… Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».

* О какой битве идет речь? (Сталинградская битва)
«Рузвельт прислал …… грамоту: «От имени народа Соединённых Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу _______, чтобы отметить наше восхищение его доблестными защитниками, храбрость, сила духа и самоотверженность которых во время осады _______ будут вечно вдохновлять сердца всех свободных людей. Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны союзных наций против сил агрессии»
Премьер-министр Великобритании У. Черчилль в послании И.В. Сталину назвал победу Советской Армии под _______ изумительной. Король Великобритании Георг VI прислал _______ дарственный меч, на клинке которого на русском и английском языках выгравирована надпись: «Гражданам ….., крепким, как сталь, — от короля Георга VI в знак глубокого восхищения британского народа».
Американский астронавт Дональд Слейтон, участник второй мировой войны, вспоминал: «Когда гитлеровцы капитулировали, ликованию нашему не было предела. Все понимали, что это поворот в войне, это начало конца фашизма».

* О каком документе идет речь? Как его назвали солдаты? Когда и кем был принят? (Приказ №227, 28 июля 1942 г. «Ни шагу назад!», И.В. Сталин.)
«Военным советам фронтов и прежде всего командующим фронтами:
— …ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду об отступлении;
-… сформировать в пределах фронта от 1 до 3 (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины;
-… сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (по 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной.
Приказ прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах, штабах».

Если отвечают на все 4 вопроса – получают кодовое слово

Слайд 5

Кодовое слово площадки «Директивы» – Уран. Вписывает кодовое слово – Уран.

 

3. Площадка «Связист» — прочитать фразу азбукой морзе

Командир докладывает, какой отряд прибыл, численность отряда на 3 задание. Организатор проверяет, вписывает в маршрутный лист.

Слайд 6
 
Легенда: В одном из боев в середине октября бессмертный подвиг совершил связист штаба 308–й стрелковой дивизии комсомолец_______. В разгар боя при исправлении поврежденной линии связи ему раздробило обе руки. Истекая кровью, герой дополз до места разрыва линии связи и, теряя сознание, зубами соединил оба конца. Его катушка как символ героизма в сражении за Сталинград передавалась лучшим связистом 308-й стрелковой дивизии. Героя звали_______.
Задание: Расшифровать данные, передающиеся фонариком азбукой морзе. (Фраза «Матвей Путилов»)

Фото_ расшифровка кодового слова

Группа сидит за партами по 2 человека, перед ними алфавит с азбукой морзе. Пишут фразу. Всей группой расшифровывают. Если выполняют верно, то получают кодовое слово.
 
Слайд 7

Кодовое слово площадки «Связист» – Матвей Путилов. Вписывает кодовое слово – Матвей Путилов.

 

4. Площадка «Карта» — определить расстояние между географическими объектами.

Командир докладывает, какой отряд прибыл, численность отряда на 4 задание. Организатор проверяет, вписывает в маршрутный лист.

Слайд 8
 
Легенда: Какое сооружение Сталинграда было нанесено на нашивки немецких солдат армии Паулюса в честь взятия города?
Задание: По карте необходимо измерить расстояние от столицы Германии до Сталинграда в километрах. Определить за сколько суток пехота может пройти это расстояние.

Если выполняют верно, то получают кодовое слово

Слайд 9

Кодовое слово площадки «Карта» – элеватор. Вписывает кодовое слово – элеватор.

 

5. Площадка «Калашников» — разборка и сборка автомата

Командир докладывает, какой отряд прибыл, численность отряда на 5 задание. Организатор проверяет, вписывает в маршрутный лист.

Слайд 10

Легенда: Узнать, кто являлся командующим Сталинградским фронтом.
Задание: За определенное время собрать 3 автомата из основных частей оружия и предметов, не относящихся к ним. (Есть предметы, не относящиеся к оружию, об этом заранее студенты не знают)

Если выполняют верно, то получают кодовое слово

Слайд 11

Кодовое слово площадки «Калашников» – Командующий Сталинградским фронтом – Еременко Андрей Иванович. Вписывает кодовое слово – Еременко

 

6. Площадка «Вооружение» — определить оружие немецких и советских войск, участвовавших в Сталинградской битве

Командир докладывает, какой отряд прибыл, численность отряда на 6 задание. Организатор проверяет, вписывает в маршрутный лист.

Слайд 12

Легенда: Утром 28 сентября на позиции 885-го стрелкового полка 193-й стрелковой дивизии обрушили свой удар части 24-й танковой 71-й пехотной дивизии врага, но их атаки были отбиты. В ходе этого боя героический подвиг 1-й роты совершил_______. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попадания пули. Охваченный пламенем, он бросился к немецкой машине, разбил о ее броню вторую бутылку и лег к немецкой машине, разбил о ее бронь вторую бутылку и лег на броню танка. Умирая, советский воин уничтожил танк врага вместе с его экипажем.
Задание: На слайдах представлено вооружение немецкой и советской армии в Сталинградской битве: самолеты, танки, артиллерия.

Если выполняют верно, то получают кодовое слово.

Слайд 13

Кодовое слово площадки «Вооружение» – Михаил Аверьянович Паникаха. Вписывает кодовое слово – Паникаха.

После выполнения шести заданий, группы подходят в актовый зал.
 
Ведущий: Внимание, отряды! Командирам подойти и получить последнее задание!

 

7. Площадка «Объект» — решение кроссворда

Командир докладывает, какой отряд прибыл, численность отряда на 7 задание. Организатор проверяет, вписывает в маршрутный лист.

Слайд 14
 
Легенда: Главный стратегический объект Сталинграда в годы Великой Отечественной войны. Битва за этот объект длилась 135 дней из 200 дней Сталинградской битвы.
Задание: разгадать кроссворд, используя полученные кодовые слова (выполняется на время!)

Командиры получают задания для решения кроссворда (Приложение 2)

В актовом зале все одновременно выполняют последнее задание. По завершении сдают, записывается время – сколько потребовалось на решение кроссворда. Судьи проверяют задания, подводят итоги.

Слайд 15
 
Ведущий: Внимание, отряды!

Видео: «Сталинград — 2 февраля!»
 
А сейчас мы с вами зажжем Свечу памяти в честь победы Красной Армии в Сталинградской битве.

Слайд 16 «Свеча Памяти»
 
Ведущий объявляет о минуте молчания, затем читает стихотворение
 
Стихотворение «В городе на Волге»

Как трудно было умирать
солдатам, помнящим о долге,
в том самом городе на Волге —
глаза навеки закрывать.

Как страшно было умирать:
давно оставлена граница,
а огневая колесница войны
еще ни шагу вспять…

Как горько было умирать:
«Чем ты подкошена, Россия?
Чужою силой иль бессильем
своим?» — им так хотелось знать.

А пуще им хотелось знать,
солдатам, помнящим о долге,
чем битва кончится на Волге,
чтоб легче было умирать…
(С. Викулов)

Ведущий: Итак, главный стратегический объект Сталинграда в годы Великой Отечественной войны — это Мамаев курган. Битва за этот объект длилась 135 дней из 200 дней Сталинградской битвы.
Пройдут века, а немеркнущая слава доблестных защитников волжской твердыни будет вечно жить в памяти народов мира как ярчайший образец беспримерного в военной истории мужества и героизма. Имя «Сталинград» золотыми буквами навечно вписано в историю нашего Отечества.
Ребята, сегодня мы с вами вспомнили одно из важных событий Великой Отечественной войны – Сталинградскую битву. Подводим итоги…
Спасибо за внимание.
 
Приложение 1

Маршрутный лист группы_______. Количество человек_______

Кабинет Название Преподаватель Кол-во человек Кодовое слово Штраф Подпись
1 Карта
2 Связист
3 Вооружение
4 Директивы
5 Снайпер
6 Калашников
7 Актовый зал Объект
Итого:

Общая сумма_______

Маршрутный лист группы_______. Количество человек_______

Кабинет Название Преподаватель Кол-во человек Кодовое слово Штраф Подпись
1 Связист
2 Вооружение
3 Директивы
4 Снайпер
5 Калашников
6 Карта
7 Актовый зал Объект
Итого:

Общая сумма_______

Маршрутный лист группы_______. Количество человек_______

Кабинет Название Преподаватель Кол-во человек Кодовое слово Штраф Подпись
1 Вооружение
2 Директивы
3 Снайпер
4 Калашников
5 Карта
6 Связист
7 Актовый зал Объект
Итого:

Общая сумма_______

Маршрутный лист группы_______. Количество человек_______

Кабинет Название Преподаватель Кол-во человек Кодовое слово Штраф Подпись
1 Директивы
2 Снайпер
3 Калашников
4 Карта
5 Связист
6 Вооружение
7 Актовый зал Объект
Итого:

Общая сумма_______

Маршрутный лист группы_______. Количество человек_______

Кабинет Название Преподаватель Кол-во человек Кодовое слово Штраф Подпись
1 Снайпер
2 Калашников
3 Карта
4 Связист
5 Вооружение
6 Директивы
7 Актовый зал Объект
Итого:

Общая сумма_______

Маршрутный лист группы_______. Количество человек_______

Кабинет Название Преподаватель Кол-во человек Кодовое слово Штраф Подпись
1 Калашников
2 Карта
3 Связист
4 Вооружение
5 Директивы
6 Снайпер
7 Актовый зал Объект
Итого:

Общая сумма_______

 

Приложение 2. Кроссворд (вписываются кодовые слова по номерам)

 

Список использованных ресурсов:

  1. Вениамин Гусев «СТАЛИНГРАД — 2 февраля!» www.youtube.com/watch?v=ABQBLTWEgqw
  2. Сталинград. www.youtube.com/watch?v=wopDov8NR8g В клипе использованы фрагменты: фильма Фёдора Бондарчука «Сталинград», видео пользователя NewSoldat МАМАЕВ КУРГАН , музыка и исполнение группа «Любэ».
  3. С. Викулов «В городе на Волге».