Клиповое сознание у детей: как это использовать во благо

Категории: Статьи

Тэги:

Современный тип восприятия и обработки информации имеет свои недостатки и преимущества. Главное — грамотно сформировать новые навыки и правильно их использовать в процессе обучения. О том, как этого добиться, рассказывает клинический психолог, эксперт программы «Травли NET» АНО «БО «Журавлик» Мария Афонина.

Что говорят ученые

Детский Центр Цифровых Технологий (CDMC) в течение многих лет занимается изучением того, как современные дети и подростки взаимодействуют с информационными технологиями и как это взаимодействие влияет на их жизнь и развитие.

В частности, исследователи пишут о новом профиле когнитивных навыков, который характеризуется более сложным и разнообразным развитием визуально-пространственного восприятия и невербального интеллекта в сочетании с недостаточностью абстрактного мышления, внимательности и критического отношения к поступающей извне информации.

Ряд исследователей по всему миру называют этот новый когнитивный профиль «клиповым сознанием» и используют это понятие для обозначения особенностей познавательных процессов современного подрастающего поколения, живущего в обществе высоких технологий.

Ускоренный ритм

Жизнь в обществе высоких технологий — это ежедневное взаимодействие с большими объемами информации — в любых видах (текстовом, графическом, видео, аудио) и любого содержания. Причем весь этот информационный поток достаточно быстро теряет свою актуальность и то, что было интересно и ценно еще вчера, сегодня уже становится бесполезным и ненужным.

Современная жизнь предполагает также ускоренный ритм в целом, огромное количество дел и действий, которые нужно выполнять одновременно (изучать новости по разным темам, учиться, оплачивать счета, договариваться о встречах, предъявлять себя в социальных сетях и многое другое), многозадачность. Все это может привести к информационной перегрузке и истощению. Организму требуется сформировать своеобразную защитную реакцию на все возрастающую информационную перегрузку, и такой реакцией (по мнению ряда авторов) является клиповое сознание.

Особенности клипового сознания

1. Быстрота реакции и высокая скорость переключения между отдельными «клипами» информации.

2. Возможность мгновенно вычленять необходимый материал из информационного потока без излишней фокусировки внимания и длительного обдумывания.

3. Сокращение времени на изучение и обработку поступающих извне разрозненных данных.

4. Возможность одновременно воспринимать различные информационные потоки.

5. Развитое умение быстро находить путь к нужным сведениям вместо того, чтобы запоминать большой объем данных.

6. «Забывание» фактов, утративших свою актуальность (что приводит к ухудшению долговременной памяти).

7. Эмоциональность, образность, символичность, восприятие сведений в виде тезисов или лозунгов (вместо содержательных и длинных текстов).

Иными словами, клиповое сознание — это способность воспринимать мир как калейдоскоп кратких, ярких образов без излишней глубины и анализа, но зато с быстрым выхватыванием из информационного потока ключевых вещей в виде наглядной схемы. Здесь сложно однозначно сказать: все перечисленные особенности — это плюсы или минусы?

Научные эксперименты

Продемонстрировать, что такое клиповое сознание, можно конкретными примерами. Доктор психологических наук, профессор Рада Грановская рассказывает об эксперименте, в котором ребенку, игравшему в компьютерную игру, периодически давалась инструкция о его дальнейших действиях (примерно на три страницы текста). Эту инструкцию нужно было изучить, чтобы сделать следующий ход. Рядом с ребенком сидел взрослый, который успевал прочитать только полстраницы текста, тогда как ребенок обрабатывал полностью весь объем и проходил игру дальше.

Когда у детей спрашивали, как они так быстро читают, они объясняли, что им было важно найти ключевые моменты в тексте, которые давали понять, как нужно с учетом этих сведений вести себя в игре.

В другом эксперименте детям показывали на определенное количество миллисекунд картинку (на ней была изображена лисица, замахивающаяся сачком на бабочку) и просили ее описать. Дети описывали ее так: кто-то что-то поднял и замахнулся на кого-то. Это и есть клиповое сознание в действии — сейчас темп поступления информации так высок, что для решения многих задач детали и подробности совершенно не нужны.

Важно понимать, что это клиповое сознание — не вина и не ущербность ребенка, а естественная особенность познавательных процессов подрастающего поколения (да и многих взрослых тоже), которая может приносить пользу в определенных ситуациях, требующих быстрого реагирования или частого переключения внимания.

Здесь интересно вспомнить, что промышленник Крупп писал: «Если бы передо мной стояла задача разорить конкурентов, я бы просто предоставил им самых высококвалифицированных специалистов, потому что они не начинают работать, пока не получают и не обработают 100% информации. А к тому времени, когда они ее получают, решение, которое от них требуется, становится уже не актуальным».

Без клипового сознания человеку сложно адаптироваться к условиям жизни современного информационного общества — он просто не сможет ориентироваться в потоках информации, ежедневно поступающих с разных сторон.

Но, конечно, клиповое сознание не должно становиться единственным типом сознания в повседневной жизни. И здесь можно упомянуть о том, что многие состоятельные и профессионально продвинутые люди обучают своих детей преимущественно без компьютера, требуют, чтобы они занимались классической музыкой и подходящими видами спорта — то есть, по сути, дают им образование по старому принципу. Яркий пример — основатель компании Apple Стив Джоббс всегда ограничивал количество современных устройств, которые дети используют дома.

Разные подходы

Мнения педагогов и исследователей о том, как обращаться с новым явлением у детей и подростков, делятся на две группы. Одни (например, Т.В. Семеновских) напоминают, что, запретить ребенку или подростку жить в обществе высоких технологий невозможно, ругать его — бесполезно, поэтому важно внести изменения в образовательную систему, подстраивая ее под новые особенности познавательных процессов и используя особенности клипового сознания во благо обучения и развития.

Другие (например, В.О. Богданова, С.А. Жукова, О.Н. Смищенко и др.) говорят о том, что важно проводить профилактику клиповости, сокращать информационный поток и развивать другие формы познавательных процессов. Они предлагают сбалансировать клиповое сознание, дополнив его умениями углубляться в изучаемую тему, анализировать, критично оценивать, создавать целостный образ окружающего мира.

Что делать?

Объединив эти два подхода, можно предложить целый набор рекомендаций, позволяющих минимизировать негативные аспекты клипового сознания и использовать его позитивные стороны.

1. Изменить форму предъявления информации, структурировать ее в виде фрагментарных клипов, создавая яркие, четкие и наглядные презентации с понятными и образными формулировками, которые запомнятся детям.

2. По возможности, применять инфографику (изображения, схемы и диаграммы с небольшим количеством текста), что позволит лучше запомнить материал и повысит познавательный интерес.

3. В качестве домашних заданий и для самостоятельного изучения лучше предлагать отдельные главы и параграфы, а не книги целиком — это дает гораздо больше шансов, что подростки возьмут книгу в руки, смогут сконцентрироваться на тексте и изучить его.

4. Обязательно чередовать пассивное слушание с использованием элементов тренинга и дискуссии, самостоятельную индивидуальную работу с групповой активностью. Такое переключение внимания и отдых дают возможность избежать информационной перегрузки.

5. Дошкольников и младших школьников можно просить пересказывать содержание мультфильма или книги, обсуждать с ним главных героев, их поступки, качества характера, проводить параллели между сюжетом произведения и событиями из реальной жизни. Подросткам помимо пересказа стоит посоветовать писать сочинения и изложения или (если такая деятельность окажется непривлекательной, что очень вероятно) предложить вести дневник, записывая в него свои мысли и жизненные истории. Это позволит улучшить внимание и способность полно, связно и логично передавать смысл своих мыслей, дополнит клиповость сознания системным подходом.

6. С подростками важно организовывать дискуссии на разные актуальные темы (о событиях в мире, политике, экономике, обществе и др.). Особенно полезно предоставлять для обсуждения две взаимно исключающих друг друга точки зрения. Это заставит задуматься, научит смотреть на одну и ту же ситуацию с разных сторон и в конечном итоге позволит повысить критичность мышления.

7. И детям (в любом возрасте), и взрослым важно хотя бы один раз в месяц делать «дни отдыха от информации», в которые действует запрет на любые взаимодействия с информационными источниками. В обычные дни можно дополнять пролистывание и поверхностное изучение кратких материалов просмотром содержательного фильма, чтением, прогулками или творчеством.

8. Ребенка полезно включать в свободную творческую активность, поощрять его желание экспериментировать. Все это в не директивной форме научит детей выявлять связи и зависимости между явлениями и предметами, сравнивать и обобщать, предвидеть последствия поступков преодолевать трудности и стремиться к все более совершенному результату.


Источник