Какие игрушки нужны при нарушениях слуха

С помощью игрушки ребенок познает окружающий мир. Игрушки для малышей с недостатками слуха должны содействовать развитию ребенка, расширять его кругозор, побуждать к совместной игре со взрослым. О том, как правильно их выбрать, рассказывает сурдопедагог, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха Института коррекционной педагогики Ольга Вячеславовна Польская.

Зачем малышу играть?

Игра имеет большое значение в жизни ребенка с нарушением слуха. Она не только способствует его умственному, речевому и эмоциональному развитию, но и помогает преодолеть отставание в развитии от нормально слышащих детей.

Все занятия с детьми раннего и дошкольного возраста с недостатками слуха следует проводить в игровой форме, с использованием игрушек и дидактического материала.

Играя, малыш незаметно для себя усваивает те умения и навыки, которые взрослый считает необходимым ему дать. С помощью развивающих игрушек ребенок может научиться чему-то новому.

Какие развивающие игрушки нужны ребенку с нарушением слуха?

Важно, чтобы игрушка вызывала у ребенка положительные эмоции, интерес, чтобы действия с ней были понятны малышу, еще не владеющему речью.

Звучащие игрушки

Это барабан, дудка, гармошка, бубен, погремушки, различные пищалки, металлофон, свисток, колокольчик, бубенцы, а также музыкальные книги и «говорящие игрушки».

С помощью звучащих игрушек можно:

специально развивать слуховое восприятие, внимание и память малыша;

знакомить его со звуками окружающего мира;

учить извлекать их звучание;

учить прислушиваться и реагировать на звуки;

различать характер звучаний;

стимулировать голосовые реакции ребенка.

Дидактические игрушки

Такие игрушки нужны для общего развития ребенка, они расширяют его знания о предметах окружающего мира, их назначении, развивают внимание, память, мышление и речь. Важна их роль в процессе формирования, накопления и уточнения словаря ребенка.

Пирамидки (одноцветные и разноцветные) с широким и узким отверстием, с колечками одинакового и разного размера;

матрешки (двух-, трех-, четырехсоставные) большие и маленькие;

сборно-разборные игрушки;

мозаики разного размера;

рамки-вкладыши, различные сортеры (емкости с отверстиями разной формы и набором игрушек-вкладышей), шнуровки, настольные игры и др.

Строительный материал

Это конструкторы и строительные наборы (деревянные, пластмассовые или мягкие). Игра со строительным материалом способствует развитию представлений о форме, цвете, величине предметов, развивает мелкую моторику и умение ориентироваться в пространстве.

В ходе строительных игр у малыша развиваются память, внимание, мышление, речь.

Сюжетные игрушки

Они определяют сюжет игры, в этом их основное назначение. В играх с сюжетными игрушками ребенок отображает то, что происходит вокруг него, подражает действиям взрослых, а также учится понимать обращенную к нему речь взрослого.

Куклы и фигурки, изображающие людей и животных (кошка, собака, лошадь, медведь, заяц, белка, обезьяна и др.) и их дубликаты;

машинки, поезда, самолеты разных размеров;

игрушечная мебель (кроватка с постельными принадлежностями, стул, стол, шкаф, диван и др.);

игрушечная посуда (тарелка, ложка, чашка, чайник, кастрюля, сковородка и др.).

Игрушки-забавы

Это народные игрушки, дергунчики, подпрыгивающие мячики, заводные игрушки и игрушки-сюрпризы и др.

Используются игрушки-забавы для налаживания эмоционального контакта с ребенком: они вызывают у него чувство восторга.

Игрушки-забавы служат мотивом для игры, помогают переключить ребенка с одного вида деятельности на другой.


Источник