Как защитить себя на работе?

Правовая механика защиты себя от неправомерных действий работодателя

Для работы нам понадобятся:

— желание защитить себя;
— интеллект;
— элементы педантичности;
— и др.

Единственное, что гарантирует защиту наших прав как трудящихся,- это тотальная фиксация всего, что мы делаем. Если вы хотите себя защитить от и до, чтобы не было возможности выставить вас неправым по прихоти кого-нибудь из администрации, то необходимо заставить себя выполнять следующие пункты.

1. Фиксировать весь свой рабочий день на диктофон

Да-да, на диктофон, ВЕСЬ свой рабочий день, включая период проведения занятий, педсоветов, перемен и т.д. Аудиозапись без предупреждения другой стороны абсолютно законна, Верховный суд РФ уже это подтвердил. Единственное ограничение — эти записи нельзя выкладывать в интернет, и необходимо ограничить к ним доступ третьих лиц. В общем, перед тем, как зайти в школу, включили запись, положили диктофон (телефон) в карман, выходя из школы — выключили. Ничего сложного.

По приходу домой скидываем аудиозапись на компьютер или на флешку (кому где удобнее хранить информацию). При этом рекомендую создавать папки по месяцам, а туда уже скидывать файлы по дням. Это облегчит последующий поиск информации. А сами записи называйте «01_09_2017» и т.д.
Самой работы минут на 10. А польза от этих действий безмерна. Кстати, когда возникнет спорная ситуация, не надо предоставлять всю аудиозапись, можно вырезать именно интересующий отрезок, а обсуждение новых кофточек, какой завуч плохой и т.д. оставить за кадром.

2. Завести рабочую тетрадь

Во времена работы на госслужбе мой начальник прямо-таки заставлял их заводить. В чем суть. Это ваша тетрадь (желательно формата А4), которая разлинована на 3 столбика. Первый — название документа с указанием даты и номера (при наличии) (и чем подробнее название и характеристика документа, тем лучше). Второй — это дата получения документа другим лицом (директором, методистом и т.д.). Третий — это подпись данного лица.
Скажу сразу, что заставить себя вести данную тетрадь весьма проблематично. Более того, на вас начнут косо смотреть, ведь никто их не ведет. Но это спасет в ситуации, когда документ будет утерян, а с вас будут спрашивать так, как будто вы его и не сдавали. А подпись лица, получившего документ от вас, в данной тетради будет доказывать вашу правоту.
И поверьте, эта тетрадь спасала меня и защищала получше всех законов.

3. Оставлять документальный след

Суть та же, что и в пункте 2, но здесь немного проще, хотя и более неуклюже. Цель такова, что, когда вы отдаете документ, на втором (точно таком же документе) вы просите лицо поставить подпись, инициалы и дату получения такого документа. Сами представляете, сколько копий документов у вас накопится, так что тетрадка тут выигрывает. Но этот способ можно применить к особо важным документам (заявление на отпуск/увольнение и т.д.).

4. Хитрость: здесь могут быть ваши способы защиты

Например. Когда мне особо было важно зафиксировать дату предоставления документа, а письменно подтвердить не было возможности (люди вставали в «позу» и т.д.), то я отправлял его на электронную почту (далее – почта).
НО! Я отправлял документ не только на личную почту методиста и т.п., но и на почту учреждения. Обязанность считается исполненной, когда именно должностное лицо учреждения получило документ, а не частное. Личная почта методиста — это частная почта, а почта учреждения — это почта работодателя, чьи приказы и распоряжения вы исполняете. То есть, отправляя документ только на личную почту, вы с юридической стороны (!) (не с человеческой, подчеркиваю, а именно с юридической стороны) не исполняете обязанности по передаче документа должностному лицу, и, как следствие, администрация может сказать, что документ она не получила, и привлечь вас к дисциплинарной ответственности за нарушение сроков сдачи документации.

Мне часто высказывали претензии, зачем я скидывал документы на рабочую почту, что я ее засоряю и т.д. Я притворялся дурачком, просто слушал (не возникал и не говорил истинной цели) и шел спокойно дальше работать.

Еще один момент. Если срок сдачи документов установлен до 05.10.2017 (включительно), то время, до которого можно исполнить свою обязанность, это 05.10.2017 23:59. То есть на работе вы документ не сдали, пришли домой, отправили на рабочую почту и спите спокойно. Главное, пропускать мимо ушей высокопарные фразы о том, как вы выполняете работу, где ваше место и т.д. Но весь смак слушать это, когда выполняется пункт 1.

Вы можете добавить свои методы фиксации и облегчения работы

Время, затрачиваемое на выполнение этих пунктов:
1. Выполнение первого пункта до 15 минут (с учетом приготовления чая, когда сижу дома, сбрасывая аудиозапись на компьютер). Еще раз обращаю внимание, что доступ к записям третьих лиц необходимо исключить.
2. Порядка десяти минут, но может быть и дольше. Пока убедишь человека поставить свой автограф, пока внесешь записи, но если приноровиться, много времени не уйдет.
3. Количество времени зависит от количества и объема документов, но в любом случае времени будет затрачено больше, чем по предыдущему пункту. То есть необходимо печатать вторые экземпляры, постараться их не спутать, не забыть, систематизировать, вести их учет (т.е. архив!) и т.д..
4. Если уметь пользоваться электронной почтой, то потратите времени не более 10 минут в день, с учетом чая\кофе по вкусу.

Если выполнять эти пункты комплексно, то количество времени на их выполнение уменьшается. У меня уходило около 20 минут. А сколько времени на свою защиту будете тратить вы?

Основной тезис, который я проношу через ликбез, это ТОТАЛЬНАЯ ФИКСАЦИЯ своей работы. Не фиксируя свои действия, вы оставляете пространство для маневров администрации. Когда на вас нападают, вы должны бить не в бровь, а в глаз! И тогда они будут искать другой объект для внимания.

Ответьте честно себе на вопрос: ваше психическое спокойствие и здоровье стоит 20 минут в день? И не дай бог, конечно, но ваша свобода стоит 20 минут в день?

P.S. Обязательно найдутся те, кто будет говорить: это низко, мы никогда этого не делали и т.п. Я отвечу сразу, и не делайте этого. Когда вас начнут несправедливо обвинять или наказывать, то вспомните об этом ликбезе.
Самое интересное, что низким и бесчестным это считают работники, а работодатель довольно успешно использует нечестные методы борьбы. Работодатель не считает низким подделать акт отказа от дачи объяснений по факту нарушения трудовой дисциплины. Но зато работник — гордый, по-человечески правый — в поисках новой работы.
А если бы велась аудиозапись каждого рабочего дня, то достаточно было предоставить их в трудовую инспекцию, где было бы обнаружено, что работодатель и не предлагал написать объяснение. И теперь, внимание (!), вопрос: кто будет писать объяснительные и нервно спать по ночам?

Иван ПЛАТОНОВ
Проект «Юрист для учителя»