Как сделать соревнование полезным для ребенка?

Об участии в турнирах и моральной подготовке к ним

Детские конкурсы, олимпиады и турниры — страшные слова, вселяющие тревогу или возможность проявить себя и сделать важные выводы? У этих двух направлений есть свои сторонники. Например, некоторые финские школы полностью отказываются от соревновательных методик между детьми, а американские исследователи придерживается другой позиции: дух соперничества необходим детям, потому что он повышает мотивацию и учит справляться со сложностями.

Эксперты под руководством Гарвина Килдуфа провели исследование, результаты которого оказались на стороне здоровой конкуренции: ребята достигают целей быстрее, когда присутствует соревновательный момент. Сначала каждый из участников эксперимента пробегал дистанцию в одиночку, затем то же самое расстояние они преодолевали, соревнуясь друг с другом. Во втором случае результаты детей значительно выросли. Сами участники эксперимента признались, что бежать хочется быстрее, когда чувствуется, что соперник догоняет.

Здоровая конкуренция — элемент развития

Кажется, что соревнование можно увидеть исключительно во время школьной олимпиады или конкурса талантов, на самом деле, конкуренция есть везде, в любой области жизни. А турниры — отличная возможность еще в детстве научиться исправлять ошибки, совершенствовать полученные навыки и справляться с поражениями.

Кроме того, конкуренция стимулирует детей мыслить креативно и анализировать ситуацию. Ребенок может сделать выводы, в чем заключается его преимущество и наоборот — понять, в каких моментах он проигрывает. На основе этих умозаключений легко выбрать тактику, которая подчеркнет выгодные стороны и даст возможность поработать над слабыми местами.

А еще в соревновательной обстановке в соперниках можно разглядеть друзей. Эксперты американской психологической ассоциации уверены, что полезные знакомства способствуют интеллектуальному развитию, а конкуренция только укрепляет мотивацию к обучению.

Три способа справиться с поражением

Психолог Дмитрий Карпачев на одной из своих лекций заметил: «Тот, кто не умеет проигрывать — не умеет и выигрывать». По его мнению, научиться относиться к неудачам философски — это даже лучше, чем постоянно занимать первые места.

Однако большинство маленьких участников соревнований настроено на безоговорочную победу. Чтобы отсутствие имени ребенка в списках чемпионов не стало катастрофой, а из сложившейся ситуации удалось сделать правильные выводы — психолог посоветовал обратить внимание на несколько простых правил:

  1. Не стоит перекладывать ответственность на внешние факторы. Фразы: «Это плохой конкурс» и «Судья на стороне другой команды» — не самая лучшая тактика. Хотя бы из-за того, что в такие моменты ребенок получает возможность снять с себя ответственность и переложить ее на обстоятельства или других людей, вместо того, чтобы сделать выводы и разобраться, чего не хватило для победы. Конкретно в условиях одной олимпиады — это не кажется проблемой, однако если подобный вариант разрешения неприятных ситуаций войдет в привычку — ребенок превратится в безответственного взрослого, не готового ошибаться и анализировать свои поступки.
  2. Важно обращать внимание на темперамент ребенка. Меланхолик отреагирует на собственные неудачи совсем не так, как это сделает холерик или флегматик. А значит, и утешительные речи лучше подобрать под конкретный тип характера и избежать сравнений: «Посмотри, никто больше не плачет, только ты» — подобные слова вряд ли успокоят ребенка и точно не помогут разобраться в причине поражения.
  3. Необходимо активно развивать эмоциональный интеллект. Негативные эмоции, появившиеся в результате проигрыша, имеют право на существование. Принятие, проговаривание и понимание — три главных «п», которых следует придерживаться, если занять призовое место не получилось.

Обратная сторона неудач

Истории великих людей, которые много ошибались, но все равно добились желаемого, могут стать вдохновляющим примером. Например, Уолт Дисней — знаменитый мультипликатор, долго рисовал комиксы и карикатуры, пытаясь продать их разным изданиям, однако всегда получал отказ. Если бы он в тот момент перестал добиваться успеха в своей профессии, на свет никогда не появились бы популярные мультфильмы, заслужившие любовь миллионов маленьких зрителей.

Еще один выдающийся человек — легендарный баскетболист Майкл Джордан написал в своей книге: «За свою карьеру я промахнулся свыше 9000 раз. Я проиграл почти 300 матчей. Еще 26 раз мне было доверено сделать решающий бросок, но я не попал в корзину. Я очень часто терпел неудачи в своей жизни. Именно поэтому я стал звездой». А фраза Томаса Эдисона и вовсе стала одной из самых цитируемых. Изобретатель признался: «Я не ошибся ни разу. Я нашел 1999 способов того, как не стоит делать».

Выходит, поражение — не такая уж грустная и болезненная ситуация, как может показаться сразу после объявления результатов. Главное — правильное отношение к своим неудачам и грамотные выводы.

Лидия Озерова