Как подготовиться к итоговому сочинению за 24 часа

1 декабря 2021 года во всех школах страны пройдет итоговое сочинение, которое является допуском к ЕГЭ. Rак школьникам подготовиться к итоговому сочинению быстро, легко и качественно? Делимся 10 лайфхаками от преподавателя русского языка в онлайн-школе «Литература со вкусом» Ники Цариковой.

1.  Заранее определитесь, зачем вам итоговое сочинение

Одна цель — получить зачет и быть допущенным до ЕГЭ, другая — использовать сочинение при поступлении в университет. В первом случае достаточно просто попасть в тему и не допустить грамматических ошибок.

Часто итоговое сочинение принимают на филологическом факультете или факультете журналистики. Если вы собираетесь предоставить работу в университет, чтобы получить  дополнительные баллы, требуется показать в тексте мета-предметность. Из сочинения должно быть понятно, что ученик разбирается не только в произведениях школьной программы. Поэтому стоит в сочинении упоминать книги, которые читали самостоятельно, или обратиться к биографии известных личностей, научным открытиям.

2. Сконцентрируйтесь на одном-двух направлениях

Если вы сосредоточитесь на одном-двух направлениях, то успеете посмотреть все возможные темы в интернете и подготовиться к примерным вопросам, которые будут на экзамене. Распылять внимание не стоит: это только помешает качеству.

3. Не читайте новые книги или анализы литературных произведений за день до экзамена

Перед итоговым сочинением необходимо повторять те знания, которые уже есть в голове. Новая информация не успеет уложиться или перепутается из-за стресса.

4. «Подгоните» уже имеющийся материал под нужные темы

Самый главный навык для хорошей сдачи итогового сочинения — умение использовать прочитанные книги. Практически в любом произведении найдётся необходимая тема: любовь, отношение к Родине и далее по списку. Чтобы легко найти нужный эпизод, стоит продумать, с чем у тебя ассоциируется эта тема, вспомнить всех героев и в какой сюжетной линии они были задействованы.

5. Проверяйте сочинение с конца

Логику и композицию сочинения в первый раз следует проверять с первого предложения, а при второй проверке — начать с конца. Это поможет отвлечься от написанного и объективно оценить текст.

6. Не теряйте логику

Часто из-за стресса ученики теряют логику повествования. Если вопрос звучит «Согласны ли вы…?», то выражать позицию должны все аргументы, которые вы приводите. Если вопрос строится на противопоставлении двух понятий, то в сочинении требуется осветить обе позиции и в выводе объяснить, какой придерживаетесь вы.

7. Следите за грамотностью

Чтобы проверить все знаки препинания в сочинении, снова прочитайте его с конца. Так легче отвлечься  от смысла текста и увидеть все свои грамматические ошибки. «Незачет» ученик получает только в случае, если на 100 слов в сумме у него оказывается более пяти ошибок: грамматических, орфографических и пунктуационных. Но при проверке итогового сочинения в университете текст с большим количеством ошибок могут не принять.

8. Не ищите аргументы в интернете

Аргументы по вашей теме, которые получится найти в интернете, могут отличаться от заданной вами идеи сочинения. В итоге вы потеряете логику размышления. Если вы все же решили посмотреть чужие анализы, то после этого обязательно прочитайте краткое содержание этих произведений и перескажите их себе, чтобы глубже разобраться в вопросе.

9. Не переживайте во время экзамена

Страх мешает писать и приводить мысли в порядок. Помните, что итоговое сочинение является всего лишь допуском к единому госэкзамену, поэтому более 95 процентов учеников получают «зачет». Не сдают только те, кто не набрал нужное количество слов (минимальный объем слов — 250), или эксперты признали их работы несамостоятельными.

10. Пишите о любимых произведениях

На экзамене обращайтесь к тем произведениям, которые вам нравятся, и не бойтесь писать свое мнение — итоговое сочинение предполагает свободу формы и мысли, поэтому получить «незачет» из-за радикальных взглядов ученик не может. Здесь нет авторской позиции и «правильного» мнения — у каждого есть возможность порассуждать, а самостоятельность мысли наоборот поощряется.


Источник