К школе готов!

О том, как, с чего и в каком возрасте начинать подготовку ребенка к школе, рассказывает научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Института коррекционной педагогики Ксения Сыроваткина-Сидорина.

Многие родители ошибочно считают, что если малыш умеет читать, считать и писать, то к учебе он достаточно подготовлен. На самом деле подготовка к школе — это длительный многокомпонентный процесс созревания ребенка в процессе развития.

Наблюдаем за ребенком

Лучший возраст, когда родителям стоит проявить наблюдательность к особенностям развития их сына или дочери, — это 4–5 лет. Необходимо обратить внимание на трудности, которые появляются у ребенка при осуществлении обычных действий дома и на прогулке, при общении и выполнении заданий и просьб, заметить его эмоциональные реакции при усталости или в случае, когда что-то не получается. Важно сконцентрироваться на развитии своего ребенка и помочь ему в том, что нужно именно ему, а не гнаться за модными трендами в образовании и развитии.

Готовиться к школе лучше планомерно и заблаговременно, опираясь на особенности развития ребенка.

Готовность к школе — это многокомпонентное понятие, включающее физическую, психологическую и педагогическую готовность.

Рассмотрим подробнее эти компоненты и попробуем понять, на что родителю стоит обратить внимание при взаимодействии с ребенком.

Три слагаемых успеха

Физическая готовность

Физическая готовность к школе — это уровень физического развития ребенка, при котором он сможет без ущерба для здоровья выдерживать физические нагрузки в школе.

Как определить, готов ли физически мой ребенок к школе? Важно понаблюдать за ребенком и ответить себе на несколько вопросов.

  • В какой позе чаще всего сидит ребенок за столом, поддерживает ли голову рукой, кладет ли ее на стол, через какое время начинает ерзать и вставать?
  • Задевает ли ребенок предметы, когда проходит мимо? Часто ли всё роняет?
  • Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, ловить мяч левой/правой/двумя руками, прыгать, приседать и вставать без опоры, стоять на одной ноге, спускаться и подниматься по лестнице?
  • Хорошо ли у ребенка развиты мышцы спины и шеи?

Готовность руки: обратите внимание на правильность захвата карандаша/ручки, с началом учебного года переучиваться будет некогда. Сила привычки — великая сила. Для профилактики правильного захвата используйте трехгранные толстые карандаши, специальные ручки. Для тренировки мышц руки используйте такие упражнения, как раскрашивание карандашами, обведение по контуру, штриховка, вырезание и лепка, конструирование из бумаги и картона, папье-маше, макраме, оригами и другие виды ручного труда.

Психологическая готовность

Этот компонент включает в себя личностную готовность, то есть готовность ребенка к принятию новой социальной позиции — позиции школьника, определенный уровень развития мотивационной сферы, саморегуляции, а также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. В игровых ситуациях ребенка нужно познакомить с моральными нормами (что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо и почему). Важно научить будущего ученика соотносить поступки и события с общепринятыми этическими принципами.

Саморегуляция — это способность ребенка управлять собой (своим телом и эмоциями) и регулировать свое поведение, действовать по правилам, организовывать и контролировать свою деятельность, свое рабочее место, замечать ошибки в работе, находить и исправлять их, следовать поставленной цели.

Саморегуляция очень важна, так как она является главным элементом фундамента, на котором строится весь процесс обучения, и напрямую взаимосвязана с эмоциональной зрелостью ребенка (отсутствием или минимизацией импульсивных реакций и возможностью продолжительное время выполнять не очень привлекательное задание).

Еще до начала школьного обучения у ребенка важно развивать познавательную мотивацию и формировать адекватную самооценку. Это необходимо делать в игровом контексте.

Игра помогает выстраивать познавательную мотивацию и интерес к обучению. Рефлексия по поводу происходящего и разбор того, что было легко, а что сложно, помогает формировать самооценку. Очень важно стараться именно в игре и в бытовых ситуациях, а не за ученическим столом знакомить ребенка с новыми понятиями, предметами, умениями и навыками.

Родителям стоит понаблюдать за ребенком, чтобы выяснить следующие моменты.

  • Может ли ребенок терпеливо и усердно заниматься чем-то по просьбе, а не по собственной инициативе более 5 минут?
  • Как долго он «удерживает» цель деятельности, может ли довести начатое дело до конца?
  • Может ли дослушать ответ взрослого на свой вопрос?
  • Легко ли работает по образцу? Нравятся ли ему игры с правилами?

Это важные показатели школьной зрелости.

Как развивать саморегуляцию

Например, начиная с 4–5 лет, можно поручить ребенку часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно, и ни в коем случае не выполнять их за него. Вначале этот процесс можно сопроводить визуализацией в виде отметок или наклеек выполненных дел за неделю.

Посильное включение дошкольника в общие дела повышает его самооценку и укрепляет его уверенность в собственных силах.

Старайтесь соблюдать режим дня. Следите, чтобы ребенок высыпался, так как недостаток сна ведет к еще большему снижению внимания и самоконтроля.

В состав психологической готовности входит и развитие интеллекта, которое предполагает следующие умения и навыки:

  • установление причинно-следственных связей (пример: умение составить рассказ по картинке или разыграть сказку по плану, продолжить с игрушками разыгрывать сюжет, продолжить рассказ и т. д.);
  • сенсомоторная координация — умение копировать узор по клеткам / без клеток;
  • произвольное внимание (пример: найди 10 отличий, найди спрятанные предметы, игра «Да и нет не говорить, черное и белое не покупать» и т. д.);
  • память (пример: учить стихотворения, играть в игры «Мемо», «Что изменилось на столе» и т. д.);
  • мышление (пример: продолжить логическую цепочку, найти лишний предмет, соединить предметы в пары по разным признакам и т. д.);
  • фонематический слух — ребенок должен уметь выделить и назвать, на какой звук начинается слово и каким заканчивается (это можно делать, совмещая с игрой в мяч), уметь распределять слова по группам: мой сок/носок/кофе, мои носки/туфли/серьги, моя игрушка/кружка, мое яблоко/пианино/окно. Лучше заранее подготовленные игрушки и предметы распределять в подписанные коробочки.

У ребенка также должна быть достаточно выражена познавательная активность. При выборе заданий родителям следует ориентироваться не на фактический возраст ребенка, а на его актуальные возможности и умения.

Необходимо помнить о том, что ребенку 4–5 лет сложно удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому во время занятия нужно проводить физкультурные минутки, например, активные игры на развитие слухового и зрительного внимания, чередовать виды деятельности. Важно использовать максимальное количество наглядного материала: картинки, предметы, игрушки, короткие видеоролики, интерактивные игры для закрепления материала.

На что еще обратить внимание

Для успешного пребывания в школе хорошо, если у ребенка развита социально-коммуникативная активность. Она предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и правилам детской группы, а также выстраивать взаимодействие со взрослым, соблюдать определенные границы в общении.

Одно из самых важных условий в процессе подготовки ребенка к школе — это правильно организованное общение со взрослым, в котором выстраивается социальная вертикаль «взрослый — ребенок». Важно помнить о том, что ребенок очень часто переносит модель общения в семье на школу и учителей.

Необходимо, чтобы родители и ребенок получали удовольствие от общения, оно не должно носить формальный характер. В этом возрасте очень важно обращать внимание на то, что в социуме есть определенные правила взаимодействия с детьми и со взрослыми. Не следует забывать о том, что самый простой способ научить чему-то ребенка — это дать живой пример перед глазами.

Педагогическая готовность

Только когда выстроен базис из физической и психологической готовности, нужно переходить к третьему компоненту — педагогическому, который включает получение знаний по математике, чтению, письму и окружающему миру. Если есть прочный фундамент в виде гармоничного развития, то «дом из знаний» во время обучения в школе строить будет легко.

Учимся вместе

Хочется вспомнить тезис Л.С. Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие. Но обучение в данном контексте понимается более широко: как общение или сотрудничество ребенка и взрослого, в ходе которого взрослый помогает ребенку овладеть новыми навыками и знаниями в быту и в игровой форме.


Источник