Эксперт: детские лагеря должны помогать школе в образовательной работе

Категории: Новости

Тэги:

Многие специалисты в сфере образования сегодня отмечают проблему разрозненности участников образовательного процесса: школы зачастую работают вне связи с вузами, лагерями или учреждениями дополнительного образования. На решение этой проблемы направлена тема «Новая экосистема образования» Московского международного салона образования-2017 (ММСО), который пройдет в Москве с 12 по 15 апреля. Об этом корреспонденту РИА Новости рассказал  заместитель генерального директора по образованию Международного детского центра «Артек» Юрий Ээльмаа.

 

— Юрий Владимирович, в чем значение Московского международного салона образования для образовательных организаций, к которым можно по праву отнести и «Артек»?

— Сегодня моя профессиональная деятельность связана с «Артеком», но у меня есть опыт работы в разных областях образования: в школе, в системе повышения квалификации, в высшем образовании. Могу говорить о том, что большинство образовательных сегментов существуют изолированно друг от друга. 

Мы часто слышим, что школа не выполняет свою образовательную функцию, не достигает результатов ФГОС. Но школа одна и не может ее выполнить. Ведь сегодня перед ней ставится задача достижения и метапредметных результатов, многие из которых эффективнее достигаются в области дополнительного образования и социализации. Поэтому так необходимо взаимодействие школы со всеми остальными сегментами образования.

А на практике мы видим, что если летний лагерь организует какое-то мероприятие, то в нем не принимают участие представители школы или вуза. Если проходит школьная конференция, то организаторы в лучшем случае могут пригласить на нее представителей вузов. Немногочисленны инициативы, которые бы реально объединяли общее и дополнительное образование. Получается, что все эти сегменты образования не очень хорошо умеют друг с другом взаимодействовать, нет ясного понимания, как что устроено.

Уникальность Московского международного салона образования состоит в том, что он стимулирует разрозненные сегменты образования к сотрудничеству и диалогу. 

— Какие образовательные проекты вы представите на Салоне?

— Впервые в рамках Салона будет работать спецпроект «Пятая четверть». В рамках этого спецпроекта мы попробуем начать разговор о еще одной системной проблеме нашей отрасли. К сожалению, в восприятии широкой аудитории сложилось узкое представление о детском лагере как о месте отдыха и оздоровления. 

Но, как известно, в российских школах самые длинные летние каникулы в мире. Родители сегодня предъявляют детским лагерям запрос: чему мой ребенок у вас научится? И лагерь берет на себя образовательные функции. Здесь стоит отметить, что через вожатых лагерь органично связан с системой высшего образования. Он также может взаимодействовать и с системой общего образования, постепенно войти в нее как особый сегмент. Раньше этого не происходило, но сегодня это время пришло. 

— Тема ММСО-2017 сформулирована как «Новая экосистема образования». Что это означает?

— Когда мы говорим о чем-то новом, важно помнить, что профессиональное сообщество уже лет 25-30 «лихорадит» от различных инноваций. К сожалению, за эти годы систему образования слишком часто меняли, чтобы результаты инноваций могли закрепиться. Только начнем что-то внедрять, как вдруг приходит приказ бежать в другую сторону. 

В то же время это не значит, что в образовании не надо ничего менять. Новая экосистема образования как раз и означает модернизацию системы образования, постепенную, ежегодную его корректировку и приведение к действительно современному состоянию. 

Сегодня формальные образовательные институты существуют порознь, не включаясь в единый образовательный ландшафт, – отдельно школа, отдельно кружок дополнительного образования, отдельно онлайн-образование, которое сегодня бурно развивается и имеет свои преимущества. Поэтому огромное значение приобретает организация неформальных образовательных практик. 

Суть современного образования в том, чтобы в пределах класса и школы ребенок мог получать смежное образование на стыке нескольких структур. И детский лагерь, у которого есть своя образовательная программа, может взять на себя часть школьных функций.

— Как вы, как руководитель спецпроекта Cалона «Пятая четверть», планируете раскрыть эту тему?

— Мы видим, что у наших коллег, специалистов-практиков, накопилось много вопросов по организации образования в детском лагере. Как организовать сотрудничество детского лагеря и вуза? Как достичь образовательных результатов? Как совместить неформальные образовательные практики и стандарты общего и дополнительного образования в условиях детского лагеря? Как готовить педагогов для такой работы?

У «Артека» есть большой опыт в решении этих задач, у наших коллег из других лагерей есть разные точки зрения на эти проблемы, в дни работы Салона мы попробуем их обсудить.

Не менее важно для нас общение с родителями. Мы хотели бы рассказать им, зачем отправлять ребенка в детский лагерь, как организована там коллективная познавательная деятельность. Нам также необходимо вести диалог, получать обратную связь от родительского сообщества. Важно узнать, что в первую очередь интересует родителей, которые рассматривают детский лагерь как пространство образовательных возможностей для своего ребенка. Такой диалог поможет нам своевременно вносить изменения в нашу образовательную программу и добиваться лучших результатов в работе.

Источник: РИА Новости