Интернет и виртуальная реальность – вред или польза

Сколько можно пользоваться сетью без последствий для здоровья, а также нужно ли родителям и учителям активно внедряться в виртуальную жизнь школьников или лучше не вмешиваться, читайте в нашем материале.

 

Без компьютера и интернета сегодня невозможно представить современную жизнь. Мы уже привыкли постоянно переключаться между миром реальным и виртуальным. В сети есть много полезного: здесь можно найти интересную информацию, почитать книги и пообщаться. Но родители и учителя беспокоятся, не слишком ли много времени проводят дети и подростки за экраном компьютера или с гаджетами? Ведь некоторые просто «живут» в виртуальной реальности. Не будет ли от этого больше вреда, чем пользы?

Виртуальная реальность: развивает или создает новые проблемы?

На просторы интернета дети попадают уже в дошкольном возрасте. Каждый второй подросток проводит в сети более 5 часов в день. Много это или мало? Не вредит ли такая онлайн-активность развитию? На этот вопрос попытались ответить российские ученые: Галина Солдатова, член-корреспондент РАН, профессор факультета психологии МГУ и Анастасия Вишнева, клинический психолог Центра патологии речи и нейрореабилитации. Три года они проводили исследование, чтобы выяснить, как использование интернета влияет на когнитивные функции детей и подростков. Вот к каким результатам они пришли.

Дошкольники (5-6 лет)

Лучшие результаты показали дети, которые проводят в интернете меньше 1 часа в день.

Такие ребята прекрасно выполняли графические упражнения, быстро запоминали слова на слух, могли составить реалистичную историю по картинкам. Те, кто «сидит» за компьютером больше времени, с заданиями справлялись хуже.

Младшие школьники (7-10 лет)

От 1 до 3–х часов в день онлайн-активности помогут повысить успеваемость в этом возрасте.

Ученики, которые укладывались в эти рамки, лучше анализировали и контролировали весь процесс выполнения заданий, усваивали алгоритм действий, легче переключались с одного задания на другое, а также у них была хорошая зрительная и слухоречевая память. Дети, которые «заходили» в интернет на 1 час и меньше, продемонстрировали не такие высокие результаты за исключением графических заданий. С ними ученики справлялись быстрее, качественнее и лучше удерживали строку. Школьники, которые проводили в сети больше 3 часов, лучше других ориентировались в компьютерных заданиях, особенно где требовалась высокая концентрация внимания. Правда графические навыки оставляли желать лучшего, да и словарный запас любителей интернета был беднее, они не всегда могли быстро подобрать нужные слова в рассказе.

Младшие подростки (11-13 лет)

По данным исследования в этом возрасте проводить в сети можно от 3 до 5 часов в день.

Подростки, которые не превышали оптимальное время, показали больший объем знаний и эрудиции, а также наилучшие результаты в составлении рассказа по серии сюжетных картинок. Они хорошо запоминали последовательность и грамотно строили повествование, а также допускали мало грамматических ошибок. Их сверстники с низкой онлайн-активностью справлялись с заданиями немного хуже. У тех, кто превышал 5-часовой порог, была плохая зрительная память, а при построении рассказа они «пропускали смысловые звенья, допускали повторы, разрывы в повествовании, их рассказ был больше похож на перечисление деталей картин».

Старшие подростки (14-16 лет)

Оптимальное время психологи пока не выяснили. Единственное, что удалось установить, что подростки с низкой и высокой онлайн-активностью лучше составляли устный рассказ, меньше делали грамматических ошибок и показали более высокие результаты на зрительную память, чем середнячки.

Зачем детям интернет

Цифры – не самый главный показатель. Гораздо важнее, что делает ребенок в сети, считает Эрин Клейбоу – профессор детской психологии Университета Вирджинии, исследователь-нейробиолог из США.

Из этих часов мы не знаем, какие хорошие, а какие плохие. Можно в интернете делать что-то полезное, а можно просто «залипать». К тому же ребенок не всегда четко разделяет реальную и виртуальную реальность. Потом он может и в реальной жизни применять такие же реакции, которые он видел в онлайн-мире. Еще ученых беспокоит, что у молодежи развивается дефицит внимания из-за того, что в интернете он получает на свои действия моментальный ответ. В сети провоцируется многозадачность, к которой еще не готов мозг ребенка. В результате у него появляются проблемы с вниманием.

У каждой медали есть две стороны. Конечно, интернет-среда дает сегодня множество возможностей, чтобы получать новую информацию, учиться, развиваться, находить друзей, показывать свое творчество:

  • 80% старших подростков используют интернет для учебы, 76% – ищут информацию о работе или учебе, 34% – обучаются онлайн;
  • каждый 5 подросток создает и выкладывает свою музыку или видео в cеть;
  • практически треть подростков имеет от 100 до 250 френдов, а четверть – от 50 до 100.

Виртуальный мир – это не только возможности, но и опасности. Уже всем известны такие термины как кибербуллинг или груминг. В сети ребенок может попасть под влияние опасных социальных групп. В зоне личного пространства присутствуют лишь виртуальные друзья, а родители и педагоги остаются «за кадром».

Запрещать или объяснять?

Взрослые часто оставляют ребенка одного в этом огромном виртуальном мире, где есть много опасного контента. Происходит это из-за цифровой неграмотности, то есть папы и мамы зачастую сами ничего не знают о технике безопасности и прочих нюансах поведения в сети. И в результате, когда у школьника возникают какие-то кибер-проблемы, родители об этом даже не догадываются.

Джордан Шапиро – доктор философии, старший научный сотрудник центра Joan Ganz Conney (США), вел колонку в Forbes по вопросам цифрового образования:

Часто взрослые просто не хотят вникать, что делает ребенок в интернете. Они говорят: «Я этого не понимаю, я этого не умею. Пусть они сами крутятся, как хотят!» Я, например, контролирую практически полностью цифровую жизнь моих детей. Я в этом участвую. И я им полностью доверяю, так как я слишком много видел, что они делают, чтобы за них уже не бояться.

Иногда родители, чтобы избавить себя и ребенка от потенциальных проблем, просто запрещают ему выходить в интернет. Это быстрая, но не эффективная стратегия. Родители и учителя должны быть экспертами и помощниками в онлайн-пространстве. Нужно объяснять, стараться развивать критическое мышление и способность выбирать, уверена Гульнара Биккулова – заместитель директора Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, руководитель проекта Skills 2030 академии Росатома:

Однажды я приехала в один из российских регионов и попала на мероприятие, где собрали детей –- победителей олимпиад. И у нас было ток-шоу на тему технологий будущего. Меня тогда очень смутило, что дети просили нас взрослых, чтобы мы помогли им контролировать то, что происходит в интернете. Они спрашивали, как определить хороший это сайт или нет, как найти надежный источник информации. Получается, что взрослые не могли помочь своим детям в этих вопросах. Когда я вернулась из этой командировки, моей дочери было 8 лет, мы сели, открыли ее страничку ВКонтакте, расставили разные ограничения и проговорили, кто ее друзья, кому она может доверять, кто такие друзья друзей, как она должна реагировать на различные фотографии и сообщения, что можно писать, а что нет. Это очень важно.

К сожалению, родители не всегда могут объяснить, что к чему в интернете. Технологии стремительно меняются. На этой почве даже появляются новые фобии, например, технофобия. В такой ситуации может помочь учитель.

Моя дочь рассказала мне, что в школе их учат, как справляться с кибербуллингом. Она достала памятку. Там было всего 11 пунктов, но они очень важные. Я считаю, что родители и учителя обязательно должны по этим пунктам с детьми общаться, – говорит Биккулова.

В помощь учителям специалисты разработали практическое пособие «Лично-публичное: персональные данные и репутация в Интернете» (Г. Солдатова, А. Приезжева, О. Олькина). Здесь даны рекомендации по безопасному поведению детей в интернете. С помощью упражнений можно отработать эти навыки в классе. Книга подходит для учащихся 6–10-х классов общеобразовательных школ. Например, упражнение «Цифровые следы» показывает, как персональные данные могут использоваться против ребенка и как их защитить от мошенников. Упражнение «Моя приватность в социальной сети» учит настраивать нужную степень приватности в социальных сетях в зависимости от предпочтений пользователя, целей посещения ресурса, жизненной ситуации, социального статуса. Ученикам предлагаются кейсы, где описываются различные жизненные ситуации. На этих примерах отрабатываются стратегии поведения и нужные навыки. Для педагога есть «ключи», которые помогут вести работу.

Но иногда даже взрослые могут столкнуться с проблемой, которую не могут решить. Получить психологическую и информационную помощь по проблемам безопасного использования интернета можно на бесплатной всероссийской линии помощи «Дети онлайн» по телефону: 8(800)250-00-15. Сюда может позвонить и ребенок, и родитель, и педагог. Профессиональные психологи-эксперты Фонда развития Интернет и факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова подскажут, как справиться с ситуацией.


Источник