Гражданско-патриотическое воспитание (из опыта работы)

«Мой край. Мой город. Моя Родина»
Программа гражданско-патриотического воспитания  для детей в возрасте от 7 до 18 лет

ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №18» г. Ульяновска

Разработчики:
Сысовская Татьяна Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе;
Смолина Лариса Михайловна, классный руководитель 7 «А» класса;
Ермохина Лариса Александровна, классный руководитель 8 «А» класса


Презентация. Гражданско-патриотическое воспитание в школе


«Патриотизм – самое глубинное осознание своей родственности с Отчизной, своей уверенности в ее бытии, это целостное и потому неискоренимое отношение к Родине. Поэтому патриотизм и выступает делом совести каждого, его внутренним зовом и потребностью участвовать в решении судеб Отечества».

В патриотизме «закодированы» высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел.

Русская Православная Церковь наряду с духовным образованием ставит во главу угла патриотическое воспитание молодежи. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорит: «Тема патриотизма одинаково важна и для молодого человека, и для людей среднего и пожилого возраста. Она одинаково важна для Церкви и для других институтов, которые существуют в нашей стране, потому что без патриотического воспитания мы можем потерять страну, – если у нас нет понимания истории, если мы не видим ценности в прошлом, а патриотизм всегда вырастает из прошлого, как, собственно говоря, и всё остальное. Всё приходит из прошлого. В том числе и патриотическое чувство есть усвоение уроков истории, есть понимание того, что такое Родина. И для воспитания патриотического чувства необходимо сложение усилий».

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 года №1493 утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Госпрограмма разработана во исполнение поручения Президента России и внесена в Правительство Минобрнауки РФ.

«Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (далее – Программа) подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи», – отмечается в документе.

Воспитание гражданина-патриота предполагает в первую очередь:

  • воспитание гражданского отношения к себе, что означает развитие способности к самоопределению, нравственному и социальному выбору, способности пользоваться свободой во благо себе и другим людям, воспитание чувства ответственности за себя, свою жизнь и собственные жизненные выборы.
  • Следующим аспектом гражданско-патриотического воспитания является воспитание гражданского отношения к своей семье. Приходится констатировать, что воспитательное влияние семьи имеет тенденцию к ослаблению. Особенно остро она проявляется в настоящее время. Семье необходима поддержка в плане педагогического просвещения родителей и, может быть в большей степени, – воспитание будущего семьянина из сегодняшнего ребенка.
  • Воспитание гражданского отношения к Отечеству подразумевает осознание своих прав и обязанностей перед ним, деятельность, направленную на его процветание, основанную на чувстве любви, привязанности к родной земле, культуре, людям, на чувстве гордости за принадлежность к этой земле. Такое отношение к своей школе, городу, стране и определяется понятием патриотизм.

Важность проблемы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе связано с восстановлением исторической, российской государственности и соответственно восстановлением российской символики. Школа считает эту деятельность важной составляющей в воспитании патриотизма и гражданственности детей и молодежи, сохранении преемственности поколений и укреплении социального единства общества.

В школе-интернате №18 г. Ульяновска разработана Программа гражданско-патриотического воспитания «Мой край. Мой город. Моя Родина» на 2016-2019 годы для детей в возрасте от 7 до 18 лет, которая включает работу по следующим направлениям.

  1. Воспитание патриотических чувств через изучение материалов о семье

В рамках данного направления:
— изучаем историю своего рода через составление генеологических древ «Мое семейное древо»;
— изучаем материал о происхождении своего имени и фамилии – «Фамильеведы»;
— готовим материал о разных «реликвиях» – «Чудо бабушкиного сундука»;
— «Улица, улица моя» – изучаем материал о происхождении названий улиц города;
— создали библиографический альбом об известных и выдающихся земляках нашего города, участниках и ветеранах Великой Отечественной войны.
— проводим конкурсы рисунков «Моя семья», «Мама – солнышко мое»;
— организуем совместные праздники родителей с детьми: День знаний, День Матери, День семейного общения», День семьи, 8 Марта и др.

  1. Воспитание патриотических чувств через углубленное изучение истории школы и создание имиджа школы:

— сбор материала и оформление стенда «Летопись военных лет»;
— сбор материала и оформление стенда «История школы»;
— проведение профессиональных праздников: День Знаний, День Учителя;
— проведение акции «Милосердие», поздравление ветеранов школы, тружеников тыла;
— участие в городских, областных и Всероссийских конкурсах и фестивалях;
— участие в «Специальной Олимпиаде».

  1. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой Родины, ее прошлого, настоящего и будущего:

— оформление стенда об известных и выдающихся земляках нашего города и области «Выдающиеся земляки»;
— изучение истории возникновения нашего города, оформление стенда «Симбирск – Ульяновск», подготовка экскурсовода и проведение занятий с использованием данных материалов;
— проведение уроков-путешествий «Литературная прогулка по родному краю», «Заповедные места родного края» и др.;
— экскурсии по достопримечательным местам родного города;
— изучение летописи города через посещение музеев (Краеведческого музея, Художественного музея, Музея народного творчества, Историко-мемориального заповедника «Родина В.И.Ленина»), на базе которых проводятся образовательные, познавательно-игровые мероприятия.

Всё, что изучают и о чем узнают дети в музее, есть часть жизни их предков, история их родного края, государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки.

  1. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлого, настоящего и будущего:

— традиционное проведение в школе мероприятий, посвященных общегосударственным праздникам: Дню защитника Отечества, Дню России, Дню Победы, памятным датам (Сталинградская битва, снятие блокады Ленинграда, «Пионеры-герои», «Война и женщина» и др.), Дню Победы;
— проведение уроков мужества, встреч с ветеранами войны и тружениками тыла; конкурсов рисунков «Я только слышал о войне»; смотров строя.

Формы работы: классные часы, праздники, беседы-диалоги, лектории, уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки мужества, уроки памяти, экскурсии к памятным местам.

Каждое мероприятие – это результат сотрудничества классных руководителей, учителей-предметников, воспитателей и детей по определенному направлению. При выборе формы проведения и методов организации деятельности детей на всех этапах подготовки и проведения мероприятия мы включаем в деятельность каждого ребенка с учетом его желания и способностей, обращаемся к эмоциональной сфере детей, что способствует осмыслению и принятию ими нравственных ценностей.

В заключение хочется сказать, что патриотическое воспитание обучающихся – процесс сложный и многогранный. Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.