Готовимся к школе. Слагаемые успеха будущего первоклассника

Ежегодно в редакцию поступает множество вопросов о том, как подготовить ребенка к школе. Мы решили посвятить этой теме один из выпусков рубрики «Спросите Эксперта». Что должен знать и уметь ребенок, хорошо подготовленный к школе? Необходимо ли до школы знать алфавит? Как пробудить интерес к учебе? Как минимизировать трудности, возникающие у ребенка на первых этапах обучения в школе? На эти и другие вопросы отвечает Татьяна Ерофеева, заместитель директора по методической работе Научно-практического центра «Традиции и инновации в образовании» (НПЦ ТИО).

 

Как выбирать образовательный центр для подготовки к школе? И не «перестарается» до такой степени, что ребенку в школе сразу станет неинтересно, первое время он не будет познавать ничего нового, и интерес к учебе пропадет?
@Евгения

Если ребенок посещает детский сад, то там его подготовят к школе. Образовательные программы дошкольного образования как раз направлены на формирование предпосылок учебной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Если же родители хотят дополнительно позаниматься в образовательном центре, то лучше всего выбрать для подготовки школу, в которую вы планируете отдать ребенка. В большинстве школ есть группы «Будущий первоклассник». А занятия в них обычно ведут учителя, которые и будут набирать первые классы. Чем хороши эти группы? Тем, что ребенок может заранее познакомиться с учителем, узнать его требования, а вы посмотрите, подходит ли этот учитель вашему ребенку. Если педагог, который занимается с детьми грамотный, то он сделает так, чтобы интерес к учебе у ребенка не пропал, а наоборот, чтобы дошкольник захотел учиться в школе.

Как помочь ребенку адаптироваться к школе в первые недели или месяцы? Можно ли в школу брать с собой любимые игрушки? И можно ли с начала учебного года отдавать ребенка на кружки и секции?
@Маша

Адаптация к школе – это процесс физического и психологического привыкания ребенка к новым условиям в рамках учебного учреждения и переход к систематическому школьному обучению. Длительность периода адаптации зависит от многих факторов и в среднем занимает 3-6 месяцев.

Ребенок должен понимать, для чего он ходит в школу, и если игрушка ему нужна для успокоения, для игры с ней на переменах, то почему бы и нет. Пусть берет игрушку в школу.

Развивать ребенка можно и нужно, но помните, не нужно перегружать его «…драмкружок, кружок по фото, еще и танцевать охота…», у ребенка должно оставаться время на подготовку к урокам и время на игры, на общение со сверстниками. Другое дело, если ребенок занимается спортом профессионально, нужно расставлять приоритеты.

Несколько правил, чтобы период адаптации прошел с наименьшими трудностями:

  1. Обязательно соблюдайте режим дня. Вместе разработайте режим дня и контролируйте его соблюдение. Таким образом ребенок учится планировать свое время, ставить цели и задачи, а также грамотно распоряжаться своим свободным временем.
  2. Разговаривайте со своим ребенком. Слушайте своего ребенка. Помните: то, что кажется вам не очень важным, для него это может оказаться самым волнующим событием за весь день! Объясните, что в любой ситуации окажете поддержку, придёте на помощь.
  3. Играйте с ребенком в различные игры с правилами. С помощью игры ребенок учится планировать и контролировать собственные действия, общаться и договариваться, удерживать учебную задачу.
  4. Не пугайте ребенка учителем и школой.  Формируйте у ребенка положительный настрой на учебу в школе. Не пугайте его критикой и оценкой учителя. Не говорите о школе и об учителях плохо в присутствии ребенка.
  5. Уважайте своего ребенка. Уважайте его мнение, желания и чувства. Не завышайте свои требования по отношению к нему. Не сравнивайте с другими детьми. Любите своего ребенка таким, какой он есть!
  6. Верьте в своего ребенка. Верьте и доверяйте своему ребенку. Не сомневайтесь в его способностях. Если у вас будет правильный настрой на успех вашего первоклассника, то и у ребёнка будет всё благополучно.
  7. Поделитесь с ребенком воспоминаниями о своих учебных годах. Он будет понимать, что его родители тоже были в такой ситуации, как и он. Рассказывайте о своих успехах и неудачах, о своих чувствах по этому поводу.
На Ваш взгляд, при подготовке ребенка к школе лучше ориентироваться на базовую программу или сделать акцент на том, к чему у ребенка есть склонность: иностранный, рисование и т.п.
@Олег

Уважаемые родители, нужно четко разделять, что нужно ребенку и чего хотят родители. В 6-7 лет склонности к иностранным языкам быть не может, если только ребенок не растет в билингвальной семье. Ведь обучение иностранному языку тесно связано с разговорной речью, и если нет практики, то ребенок его просто забывает. У ребенка в этом возрасте развивается речь. Научите ребенка составлять различные виды рассказов (повествовательный, рассказ-описание и т. д.). Малыш может хорошо рисовать, петь, танцевать. В первую очередь спросите, что он хочет, а не что хотите вы.

Соблюдайте баланс и развивайте ребенка всесторонне.

При поступлении в школу родителей интересует интеллектуальный компонент (письмо, счёт, чтение), а важнее всего, чтобы ребенок мог общаться в коллективе сверстников, умел слушать и главное «слышать» учителя, выполнять пошаговую инструкцию, а читать, писать и считать его научат в школе. Не забывайте, что ведущая деятельность дошкольника – игровая, и если ребенок не наигрался до школы, он будет играть в школе!

Дети с РАС могут испытывать трудности, связанные с изменением распорядка или окружающей среды, и могут нуждаться в «единообразии» и предсказуемости, какие стратегии перехода вы посоветовали для детей аутистического спектра. Есть что-то что вы порекомендовали бы почитать на эту тему для родителей или педагогов?
@Marina

Уважаемы родители! Чтобы минимизировать трудности с поступлением в школу и сменой режима дня у детей с РАС (Расстройство аутистического спектра), необходимо тесное взаимодействие со специалистами образовательной организации. Есть фонд «Выход», который создан группой частных лиц для помощи людям с расстройствами аутистического типа. На сайте очень много полезной информации для родителей, а также ссылки, которые могут вам помочь.

Ребенок в четыре года выучил буквы, но и сейчас, в шесть лет, читает только вывески. Как сделать, чтобы он начал читать по-настоящему?
@tatyanadubrovskaya916

Готовность к чтению заключается в наличии предпосылок к овладению чтением и письмом: в развитии тех процессов, которые являются основой овладения осознанным чтением и грамотным письмом.

Выучить буквы – это не значит научиться читать. Вся проблема состоит в том, что у ребенка может быть неправильно сформирован навык чтения и ваш малыш соединяет буквы в слоги, слоги в слова, но не понимает прочитанного. Здесь мы говорим об осознанном чтении. Когда ребенок не понимает, что он читает, ему просто не интересно читать. Чтобы ребенок полюбил чтение, нужно не давить на него. Ведь у нас чтение синоним слова «наказание». Мы наказываем ребенка чтением. Читай книгу, иначе в школе тебя будет ругать учитель, получил «2» – читай и т. д. Для любого дошкольника или школьника книга должна быть праздником! Сделайте чтение книги удивительным событием, начните читать сами, а на самом интересном месте остановитесь, побудите ребенка дочитать рассказ.

Рекомендации по организации домашнего чтения:

  • Не выбирайте книги для ребёнка пока он вас об этом не попросит.
  • Не заставляйте ребёнка «сражаться с книгой», если она для него слишком трудная.
  • Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.
  • Не критикуйте ребёнка, если он старается читать. Улучшение наступает быстрее, если вы будете его поощрять и поддерживать.
  • Не прекращайте читать ребёнку вслух, как только он научился медленно читать сам.
  • Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения – читать «что-то» лучше, чем не читать ничего.
  • Читайте своим детям как можно чаще.
  • Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут в день.
  • Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.
  • Разрешайте ребёнку выбирать самому книги для чтения.
  • Поощряйте ребёнка в его желании подержать, полистать, поиграть с книгой.
  • Дома должно быть много красочных книг.
  • Посещайте регулярно с ребёнком библиотеку и книжный магазин.
  • Дарите ребёнку книги.
  • Поощряйте ребёнка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым (когда научится читать по слогам).
  • Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.
  • Всегда хвалите и поощряйте ребёнка, если он/она читает.
Что нужно знать ребенку перед тем, как пойти в начальную школу?
@Marina

На этот вопрос приведу высказывание российских психологов — Леонида Абрамовича и Александра Леонидовича Венгеров, которые занимались вопросами подготовки детей к школе:

«Быть готовым к школе уже сегодня — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться».

На что же нужно обращать внимание и что должен уметь 6-летний ребенок при поступлении в школу:

  • Участвовать в коллективной беседе, задавать вопросы.
  • Оперировать несложными понятиями, объяснять их сущность (отвечать на вопрос почему?).
  • Выделять существенные признаки предметов окружающего мира.
  • Работать в структуре гипотезы или проблемной ситуации.
  • Сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать предметы, выделять общие и отличительные качества.
  • Устанавливать последовательность происходящих событий, явлений природы, выделять причины происходящих событий и изменений.

Чему же необходимо научить ребенка в процессе подготовки к овладению чтением и письмом:

  • Выделять часто встречающийся в словах звук.
  • Называть слова по определенному фонематическому признаку.
  • Проводить в процессе моделирования звуковой анализ слов из 3–5 звуков;
  • Подбирать слова, близкие и противоположные по значению.
  • Писать вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, петли и крючки на одинаковом расстоянии.
  • Копировать различные фигуры на клетчатой, точечной основе.
  • Штриховать.

Система заданий по подготовке ребенка к школе должна быть направлена на развитие умения внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого, и в тоже время самостоятельно действовать по его заданию.


Источник