Финансовая мозаика
Интерактивная игра для учащихся 9-11 классов
Ольга Александровна ПОЗДНЯКОВА, учитель математики, Светлана Евгеньевна СОБЯНИНА, учитель обществознания, МБОУ «Вечерняя (сменная) школа №7», Димитровград, Ульяновская область
Цели: развитие у обучающихся интереса к изучению вопросов финансовой грамотности; формирование умения анализировать и принимать оптимальные решения в игровой деятельности.
Задачи:
- продемонстрировать необходимость изучения основ финансовой грамотности;
- продолжить формировать экономическое и логическое мышление, умение применять свои знания при решении практических задач;
- воспитывать финансово грамотного гражданина, коммуникативные навыки.
Технологии: информационно-коммуникативная, игровая, технология развития критического мышления.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор.
Презентация и приложения
ПРАВИЛА
В игре участвуют две команды. Игровое поле состоит из 24 ячеек: 16 ячеек с заданиями, 8 ячеек (№№ 1, 4, 9, 10, 15, 18, 21, 23) – для перехода хода, увеличения или уменьшения баллов команд.
Команды поочерёдно выбирают номер ячейки и дают ответ на задания (вопросы). Если правильный ответ не дан, право ответа переходит к другой команде. Побеждает та команда, которая наберёт большее количество баллов.
В данной игре предусматривается два варианта завершения игры:
- игровое поле открыто полностью, определяется команда-победитель по наибольшему количеству баллов;
- бонусное задание для проигравшей команды. Команда-победитель может дать возможность проигравшей команде получить дополнительные баллы за бонусное задание (прочитать и перевести фразу на латинском языке «Scientia est potentia» («Знание – сила»), которая появится, когда игровое поле будет полностью открыто). Количество бонусных баллов определяется выбором мешочка (1, 10, 25 баллов).
Презентация: Финансовая мозаика
Звуковое сопровождение ответов:
«Верно»
«Не так»
«Неудача»
Ячейка № 2 — «Блицтурнир» (слайды 3-4)
Задание. Ответьте на вопросы за 1 минуту. (За каждый правильный ответ – 1 балл)
1 команда:
- Какая цифра в переводе с латинского означает «ничего»? (Ноль)
- Дело, приносящее доход. (Бизнес, предпринимательство, коммерция)
- Какую часть числа составляют 25 %? (Четвёртую)
- Что помогает помочь увеличить продажу товара? (Реклама)
- Посредник между покупателем и продавцом на бирже. (Брокер)
- У какого русского художника-иконописца была «валютная» фамилия? (Андрей Рублёв)
2 команда:
- Сотая часть рубля. (Копейка)
- Как называются деньги иностранного государства? (Валюта)
- Обмен товарами и услугами без использования денег. (Бартер)
- Число, на которое не делят. (Ноль)
- Где цену набивают молотком? (На аукционе)
- В Японии богатые гребут деньги граблями (бамбуковыми). А чем наши богачи гребут деньги? (Лопатой)
Ячейка № 3 — «Кто быстрее?» (слайд 5)
Задание. Отгадайте ребусы быстрее. (За каждый отгаданный ребус – 3 балла, всего – 6 баллов)
Ответ: пропорция
Ответ: финансовое планирование
Ячейка № 5 — «Решите задачу» (слайд 6)
Задание. Решите математическую задачу. (За правильный ответ – 5 баллов)
Кот с очками – 4, собака – 5, обезьяна – 7, очки – 2
7 + 5 х 2 = 17
Ответ: 17
Ячейка № 6 — «Что общее?» (слайды 7-8)
Задание. По картинкам догадайтесь, какое общее финансовое слово их объединяет. (За каждый правильный ответ – 5 баллов)
Ответ: сбережения, накопления
Ответ: перевод
Ячейка № 7 — «Угадайте фильм» (слайды 9-11)
Задание. По картинкам угадайте фильм, название которого содержит финансовый термин или числительное. (За каждый правильный ответ – 5 баллов)
Ответ: «Уолл Стрит: Деньги не спят»
Ответ: «80 дней вокруг света»
Ответ: «Семейный бюджет»
Ячейка № 8 — «Решите задачу» (слайд 12)
Задание. Решить финансовую задачу. (За правильный ответ – 5 баллов)
Молодой человек решил купить новый смартфон в интернет-магазине электронных товаров через кэшбэк-платформу. Свою покупку в размере 70 000 рублей он оплатил банковской картой с опцией «кэшбэк» в размере 7 %. Кроме того, за покупку на кэшбэк-платформе молодой человек также получил денежный возврат на свою банковскую карту в размере 8 % от стоимости покупки. Сколько рублей в результате обошлась покупка смартфона молодому человеку?
Ответ: 59 500 рублей
Ячейка № 11 — «Видеовопрос» (слайд 13)
Задание. Закончите фразу киногероя известной комедии «Иван Васильевич меняет профессию». (Задание состоит из двух фраз: за каждую фразу – 5 баллов, за полный правильный ответ – 10 баллов)
Ответ: «Граждане, храните деньги в сберегательной кассе. Если, конечно, они у вас есть!»
Ячейка № 12 — «Что лишнее?» (слайды 14-15)
Задание. Три из четырёх картинок связаны общим финансовым термином. Какая картинка лишняя? (За каждый правильный ответ – 5 баллов)
Общее слово – «тариф» (4-я картинка лишняя: шраф)
Общее слово – «биржа» (3-я картинка лишняя: фирма – производитель часов)
Ячейка № 13 — «Литературное задание» (слайды 16-17)
1) Назовите литературного героя, о котором написаны эти «экономические» строки. (За правильный ответ – 5 баллов)
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живёт, и почему,
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Ответ: Евгений Онегин
2) Назовите самого жадного и экономически нерационального героя поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». (За правильный ответ – 5 баллов)
Ответ: Плюшкин
Ячейка № 14 — «Лишние слова» (слайд 18)
Задание. Вычеркните из каждой строчки математический или финансовый термин. Прочитайте высказывания Галилео Галилея и Сенеки. (За каждый правильный ответ – 5 баллов)
Ответы:
1 команда: «Природа говорит на языке математики» /Галилео Галилей/ (Вычеркнуть: корень, аксиома, многочлен, уравнение)
2 команда: «Деньгами надо управлять, а не служить им» /Сенека/ (Вычеркнуть: расход, депозит, наследство, банкомат)
Ячейка № 16 — «Видеовопрос» (слайд 19)
Задание. Просмотрите видеоролик. Угадайте фильмы, в названии которых содержатся числительные. (За каждый правильный ответ – 1 балл, всего – 9 баллов)
Ответы: «12 месяцев», «11 друзей Оушена», «5 элемент», «Т-34», «1+1», «17 мгновений весны», «Легенда №17», «Д`Артаньян и 3 мушкетёра», «38 попугаев»
Ячейка № 17 — «Восстановите пословицу» (слайд 20)
Задание. Замените каждое слово из предложения антонимом и восстановите пословицу. (За каждый правильный ответ – 1 балл, всего – 5 баллов)
- Вклад невыплатой ужасен. (Долг платежом красен)
- Тем бедны, чем грустим. (Чем богаты, тем и рады)
- Заведи один доллар и избавься от одного врага. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей)
- Щедрый забирает меньше. (Скупой платит дважды)
- Торопливость и лень ничего не склеят. (Терпенье и труд всё перетрут)
Ячейка № 19 — «Кот в мешке» (конкурс капитанов) (слайд 21)
Команда, выбравшая ячейку «Кот в мешке», может сама отвечать на вопрос или передать право ответа команде противника. Отвечают капитаны команд.
Задание.Сколько монетных дворов существует в современной России? Назовите их. Как определить монетный двор на монетах России? (За правильный ответ – 10 баллов)
Монетные дворы – это предприятия производственного типа, основное направление деятельности которых заключается в чеканке монет, в изготовлении орденов, медалей и прочей отличительной символики. История предприятий уходит в далёкое прошлое, во времена появления первых денежных систем. Сегодня монетные дворы являются предприятиями высокотехнологичного типа, которые выпускают монеты по заявкам государственных банков. Все производители работают в строго засекреченном режиме.
Ответ. В современной России существует два монетных двора: Московский и Санкт-Петербургский. На современных монетах их названия чеканятся в виде вензелей: ММД и СПМД. (На копеечных монетах знак стоит на реверсе в виде букв М и С-П.)
Ячейка № 19 — «Решите задачу» (слайд 22)
Задание. Решите финансовую задачу. (За правильный ответ – 5 баллов)
Кредит в размере 500 000 руб. выдан на 6 месяцев под 16 % годовых. Какую сумму денег придётся вернуть банку в конце срока?
Ответ: 540 000 рублей
Ячейка № 22 — «Решите задачу» (слайд 23)
Задание. Решите математическую задачу. (За правильный ответ – 5 баллов)
В комнате стояли табуретки и стулья. У каждой табуретки 3 ножки, а у стула – 4. Всего табуреток и стульев было 5, а ножек у них было 18. Сколько было табуреток и стульев?
Ответ: 2 табуретки и 3 стула
Ячейка № 24 — «Найдите слова» (слайд 24)
Задание. Найдите слова по финансовой тематике. (За каждое слово – 1 балл, всего – 8 баллов)
Ответ:
Поздравление победителей
Источники:
- https://kira-scrap.ru/dir/prazdniki/schariki/decorating_with_balloons/113-1-0-9008
- https://natalia-tkachenko.ru/wp-content/uploads/0/3/1/031236032c26dded1ce63eb49ec602c8.png
- https://translator-school.com/storage/blogs/January2023/06-kto-i-zachem-stanovitsya-perevodchikom.jpg
- https://api.top68.ru/attachments/9e0e2e0e3aa54f4c115163d57d257af20de5f4f8/store/crop/0/46/900/506/900/506/0/094569785e22128a787db0a7e4f78778e16bd6ca280a2042126612311255/123.jpg
- https://cdn.fishki.net/upload/post/2021/08/26/3904151/tn/mycollages—22.jpg
- https://www.zolotoy-zapas.ru/upload/resize_cache/webp/images/news-3/how-to-beat-wall-street-insiders.webp
- https://img.freepik.com/premium-photo/wallet-with-money-hands-man_163132-725.jpg
- https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1704946/309c1500-4c11-4378-8d8c-9f2606ebfb2b/300×450
- https://ru-cafe.ru/content/images/news/nastolniy-kalendar.jpg
- https://мир-продуктов.рф/wp-content/uploads/2022/06/yajtsa.jpg
- https://images.freeimages.com/cme/images/previews/0e7/plane-around-the-earth-2078.jpg
- https://s.prtv.su/wp-content/uploads/parikmaherskie-uslugi-b-1140×641.jpg
- https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/56/756421685508567.jpg
- https://s.law.ru/images/articles/25700/103054.jpg
- https://dotcomm.ru/img/tariff/rostelecom/svyaz_l_plus.jpg
- https://cdn.thumbor.leadformance.com/640x/media/clients/6155d0e8e152cb8d3b4c62f7/a5b04c32-4b50-4aaa-9f2b-7a3b10402190-page-locale-tissot.jpg
- https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/08/07/1575491061_0:0:3226:1815_1920x0_80_0_0_8120b0a09f642e468deb8fe71761d364.jpg.webp
- https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcR8-uBzszWKPdZg7h6yKxd3iHdQ9Kt9RgczFQ&s
- https://goldenfront.ru/media/article_images/nasdak_indeks_gVslHh4.png
- https://kartinki.pibig.info/uploads/posts/2023-04/1682350256_kartinki-pibig-info-p-kartinki-buratino-na-pole-chudes-arti-inst-2.jpg