Деньги за пятерки: может ли финансовое вознаграждение мотивировать детей учиться?

С ноября 2020 года в Волгограде появилась «Добрая маршрутка». Ее водитель награждает отличников бесплатным проездом. Нужно лишь сказать: «Здравствуйте, я получил пятерку», — и показать дневник. Финансовое вознаграждение за отличную учебу практикуют и некоторые родители. Ставки зависят от уровня материального обеспечения семьи и взглядов на воспитание. Разбираемся, работает ли финансовая мотивация для получения знаний и какие последствия она имеет для психики ребенка.

Зачем родители платят детям за оценки

Практический психолог Инна Воронова считает, что родители, которые выбирают «рыночные» отношения для мотивации на хорошую учебу, сами привыкли, что главный стимул в работе — это заработная плата. И если работа ребенка — учиться, то приходится раскошелиться.

Мама двоих детей Ольга Манакова рассказала, как начала платить своему сыну за оценки:

«Когда сын только пошел в школу, хотелось, чтобы он комфортно себя ощущал и усваивал материал в своем темпе. Но время шло, а интереса к учебе он не проявлял. У меня появилась растерянность: как мотивировать ребенка стараться? Возникла идея ввести некую „оплату труда“. Чтобы не запустить „синдром отличника“, я решила поощрять и за четверки тоже, ведь это хорошая отметка. Впрочем, и за тройки не ругала».

Плюсами такого подхода Ольга считает:

  • Возможность тренировать счет в денежном эквиваленте.

Это полезно для второклассника. К тому же во взрослом возрасте счет нужен именно для того, чтобы не вылететь в финансовую трубу.

  • Воспитание целеполагания.

Стремление накопить на что-то необходимое учит ребенка откладывать. А достижение цели позволяет гордиться собой.

  • Понимание основ финансовой грамотности.

Чем раньше дать ребенку возможность начать взаимодействовать с деньгами, тем лучше для него же в будущем:

«Это поможет подготовить ребенка к заработку и пониманию, что деньги даются трудом и умом».

Клинический и детский нейропсихолог, преподаватель онлайн-института «Smart» Егор Семенов также применял для своих детей материальное вознаграждение за учебу. И результаты превзошли все ожидания.

Одна из сетей быстрого питания устроила для школьников акцию — каждому ребенку за три пятерки в дневнике давали бесплатный сэндвич. Дети Егора обожали фаст-фуд, поэтому акция сподвигла их чаще поднимать руку на уроке и лучше готовиться. Ценным был не сам сэндвич, а возможность заработать его собственными знаниями.

После окончания акции Егор сам стал платить детям в «сэндвичном» эквиваленте, объяснив это так:

«Вспоминаем древнее высказывание: „Все на свете может быть и ядом, и лекарством, в зависимости от того, как мы это используем“. Антипедагогичным денежное вознаграждение делает его применение за действия, которые ребенок должен выполнять по умолчанию — посещать школу, делать уроки, помогать родителям. Если начать за все это платить, ситуация быстро выйдет из-под контроля — дети начнут требовать деньги за то, что почистили зубы или съели тарелку супа за обедом. Но, если ребенок по личной инициативе делает что-то сверх обязательной программы, дополнительный стимул станет для него основой роста и психологической зрелости».

Чтобы не превратить финансовые инструменты в «яды», мамам и папам стоит быть очень аккуратными.

Последствия товарно-денежных отношений с детьми

Денежное вознаграждение за учебу вызывает много вопросов. Как родителям понять, сколько платить, чтобы чадо захотело учиться? Сколько «стоят» оценки? Имеет ли значение предмет? В конце концов, что будет, если материальное положение семьи изменится — ребенок что, бросит школу?

Сертифицированный коуч, консультант по воспитанию и основатель проекта «Отношения с ребенком» Екатерина Алексеева предостерегает родителей:

«Логика мамы, приплачивающей ребенку за пятерку в дневнике, частично понятна. Другой вопрос: каково истинное значение денег в этом случае — сиюминутное поощрение или действующая поведенческая модель на всю жизнь?»

Немецкий психолог Ангреас Энгель уверен: денежное вознаграждение — прямая манипуляция, которая со временем перестанет работать, и о последствиях финансовой мотивации взрослым желательно задуматься задолго до того, как это произойдет.

Кроме того, финансовая схема рождает множество девиаций, исправить которые во взрослом возрасте довольно сложно.

  1. Искаженная мотивация.

При «товарно-денежных» отношениях ребенок никогда не поймет, что учеба нужна не маме с папой, а ему самому — для разностороннего развития и формирования навыков, которые пригодятся ему в будущем.

Независимый финансовый консультант Анастасия Гудкова убеждена:

«Использование денег как мотивации к учебе представляет большую опасность, ведь у ребят может исчезнуть желание исследовать и набирать опыт, если за это не заплатят».

  1. Рыночная модель поведения и потребительское отношение к миру.

У ребенка формируется «рыночная» поведенческая модель, когда все продается и покупается. Происходит подмена понятий. В дальнейшем ребенок может начать отказывать маме с папой в выполнении элементарных просьб, требуя за них денег.

«Это приводит к искажению ценностей и моральных устоев, — считает психолог Екатерина Алексеева. — Потребление — безусловно, неотъемлемая часть современного мира, но товарно-денежные отношения, установленные в семье, — серьезный сигнал к тому, что в системе взаимоотношений „родитель — ребенок“ произошел сильный сбой».

  1. Потеря эмоциональной связи с родителями.

«Откупаясь» от ребенка, взрослые лишают его главного — признания и поддержки.

«Денежная мотивация в целом работает и для детей, и для взрослых. Но взрослые могут вспомнить иной свой опыт. Например, многие чувствовали на себе: если на работе они ничего не получают, кроме денег, очень быстро наступает выгорание. При этом нематериальные поощрения и простая похвала иногда важнее премии», — рассуждает эксперт по финансовой грамотности образовательной платформы «ИнтернетУрок» Мария Качуровская.

Как уйти от практики «зарплаты» за учёбу

Мария Качуровская советует:

«Деньги на карманные расходы лучше выдавать фиксированной суммой, вне зависимости от оценок. А по поводу учебы лучше выяснить, чего ребенку не хватает, чтобы учиться с самоотдачей и получать пятерки, как ему помочь».

Психолог Инна Воронова считает, что родители могут предпринять следующие шаги, чтобы исправить ситуацию с учебной мотивацией.

  1. В спокойной, доверительной манере обсудить с ребенком, почему он не хочет учиться. При этом важно задавать вопросы не только об отметках, но и о том, за что они были поставлены. Доволен ли ребенок сам результатом своей учебы, какие эмоции испытывает на занятиях.
  2. Привлечь учителя и школьного психолога, чтобы оценить ситуацию в полном объеме. Например, есть ли у ребенка трудности с определенными заданиями или же ему мешают проблемы с концентрацией, вниманием, памятью. Не переутомлен ли он? Есть ли в его поведении тревожность?
  3. Предпринять действия, направленные на устранение причин, связанных с негативным отношением к школе.

Формат проговаривания чувств, определения «болевых точек» и разовые выплаты или подарки за особые достижения (например, участие в олимпиаде) позволяют упразднить товарно-денежные отношения между родителями и детьми, лучше понять желания самого ребенка и искренне оценить его достижения.