День русских традиций

Развлекательная программа для пришкольных и загородных летних оздоровительных лагерей

Фролова Ирина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2, г.Димитровград, Ульяновская область

 

Цель: формировать у детей нравственные качества, основанные на народных традициях; расширять кругозор.
Задачи:
– узнать о способностях и привычных социальных ролях детей;
– вспомнить любимых героев русских сказок, забытые игры;
– создать атмосферу доброжелательности и творчества.
Оборудование:
– маршрутные листы;
– таблички с названиями «полян»;
– 48 «репок», изготовленных из картона;
– материал для изготовления оберегов;
– вопросы викторины;
– программа русских народных игр;
– две вязанки бубликов (по количеству детей в лагере);
– самовар, чашки, чай, сахар.

Программа Дня русских традиций не требует предварительной подготовки детей. Но желательно их поставить в известность о предстоящем мероприятии и дать им задание: найти информацию (от родителей, из книг) об интересных старых русских народных играх. Всё мероприятие проходит по шести этапам – «полянам». Каждому звену выдаётся маршрутный лист, согласно которому движутся ребята. На прохождение каждого этапа выделяется 20 минут. На V и VI «полянах» все дети собираются вместе. На каждой «поляне» детей встречает педагог, эти обязанности среди педагогов распределяются заранее. По итогам выполненных заданий дети получают 1-3 «репки».

Ведущий: Сегодня в нашей «Стране чудес» необыкновенный праздник – День русских традиций. Мы ещё раз прикоснемся к русской культуре, вспомним любимых героев русских сказок, забытые игры, вспомним русские традиции и обычаи старины. Итак, мы начинаем наше путешествие по «полянам». На каждой «поляне» вам будет предложено интересное задание, за выполнение которого можно заработать от одной до трех «репок». Окончательное количество заработанных «репок» мы подсчитаем с вами в конце праздника. А сейчас каждое звено получает маршрутный лист. В добрый путь! Желаю вам всем успехов!

I поляна «Преданья нашей старины»
На этой «поляне» детей встречает педагог по прикладному творчеству, владеющий навыками изготовления русских оберегов. (Изготовление оберегов можно заменить лепкой русских игрушек из глины или пластилина). Он показывает образцы оберегов, даёт краткую информацию об истории их появления, и дети изготавливают обереги своими руками. По результатам работы дети получают 1-3 «репки».

II поляна «Инсценируем сказку»
Педагог предлагает инсценировать известную сказку «Репка» в разных жанрах:
— трагедия (1-й отряд);
— триллер (2-й отряд);
— комедия (3-й отряд);
— музыкальное шоу (4-й отряд).
Дети в течение отведенного времени проводят репетицию своего мини-представления.

III поляна «Любимые герои русских сказок»
На этой поляне ребята отвечают на вопросы викторины:

  1. Назовите одного из преступников, с которым боролся Илья Муромец. (Соловей-Разбойник)
  2. Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятичну. (Добрыня Никитич)
  3. Чудовище, которое живет на горе Сорочинской. (Змей Горыныч)
  4. Многодетная мать, у которой на детей произошло покушение. (Коза)
  5. Обитательница земли и воды, ставшая женой богатого наследника после покушения на ее жизнь. (Царевна-лягушка)
  6. Герой сказки, который по оригинальному рецепту приготовил вкусное блюдо из орудия труда. (Солдат)
  7. Кто воровал золотые яблоки из сада в сказке «Иван-царевич и Серый волк»? (Жар-птица)
  8. Сказочные похитители детей. (Гуси-лебеди)
  9. Кругленький, умненький герой, убежавший от пенсионеров. (Колобок)
  10. Домашняя птица, которая могла бы приносить отличный доход своим содержанием. (Курочка Ряба)
  11. Непослушная девочка, заблудившаяся в лесу, которую спасло умение печь пирожки. (Маша)
  12. Наивный герой, пострадавший зимой на водоеме от происков рыжей подружки. (Волк)
  13. Как звали девочку, которая учинила беспорядок в доме у трех лесных обитателей? (Маша)
  14. Героиня сказки, пережившая весь ужас пребывания в желудке у голодного волка. (Красная Шапочка)
  15. Кто из урода превратился в красавца? (Гадкий утенок)
  16. Как звали невесту, которая сбежала от слепого и жадного жениха? (Дюймовочка)
  17. Назовите имя сказочного героя, который умел прекрасно колоть орехи. (Щелкунчик)
  18. Герой сказки, который в борьбе с сорока бандитами вышел победителем. (Али-Баба)
  19. Папа, который снимал со своего сына стружку. (Папа Карло)
  20. Весельчак, живущий на крыше. (Карлсон)
  21. Герой сказки, имеющий только один недостаток – слишком большие уши. (Чебурашка)
  22. Герой сказки, у которого вместо мозгов была солома. (Страшила)
  23. Ветеринар, посетивший Африку. (Айболит)
  24. Чей хвост служил шнурком для звонка? (Ослика Иа)
  25. Что представлял собой колпачок Буратино? (Старый полосатый носок)
  26. Как называлась комедия, которую смотрел Буратино в кукольном театре Карабаса-Барабаса? («Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника»)
  27. Какое звание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас? (Доктор кукольных наук)
  28. Какая валюта была в обиходе у жителей городка, в котором жил Буратино? (Сольдо
  29. Кто эта скупая старуха, которая припрятала золотой ключик на дне болота? (Черепаха Тортила)
  30. Имя блудного попугая. (Кеша)
  31. Маленький поросенок с воздушным шариком. (Винни-Пух)
  32. Никому не нужный житель водных мест, мечтавший о полете. (Водяной)
  33. Кто любит ходить в гости? (Винни-Пух)
  34. Наполовину девушка, наполовину рыба. (Русалочка)
  35. Самое дружелюбное привидение. (Каспер)
  36. Домашний кот в тапочках и при бабочке. (Леопольд)
  37. Веселый домовенок. (Кузя)
  38. Два кругленьких следователя. (Колобки)
  39. Те, кем измеряли удава. (Слоненок, попугай, мартышка)
  40. На ком катался львенок? (На черепахе)

По результатам ответов дети получают «репки».

IV поляна «Забытые игры»
На этой поляне с детьми работает массовик-затейник, который может предложить детям поиграть в русские народные игры. Обязательно предоставляется возможность всем детям провести свои игры, которые они подготовили в качестве домашнего задания. Дети-ведущие поощряются «репками».
В конце праздника подводятся итоги, подсчитывается количество заработанных «репок». Каждый отряд награждается вязанкой бубликов и приглашается на чаепитие за русским самоваром.