Российский учебник

«Cладкие истории»

Мероприятие в рамках клуба выходного дня в преддверии Нового года или в дни зимних каникул


Лариса Александровна Арапова, учитель немецкого языка МОУ СОШ п. Поливаново, Барышский район, Ульяновская область


Цель: выяснить, какую пользу или вред может принести организму человека употребление конфет.

Задачи:
— познакомиться с историей возникновения шоколада, конфет;
— выяснить, какие заболевания преследуют человека при злоупотреблении сладостями;
— провести анкетирование «Какие конфеты вы больше всего любите?»
— познакомить детей с историей создания, с производством хорошо известных сладостей, показать их природное происхождение (шоколад, сахар, мороженое, конфеты);
— воспитание бережного отношения к окружающей среде, показать детям, что для изготовления различных вещей, предметов можно использовать упаковочный материал (фантики);
— развитие любознательности, фантазии, познавательной активности, совместного творчества детей и взрослых;
— расширение словаря, развитие внимания, памяти, связной речи через рассматривание, описание, сравнение фантиков.


Ход мероприятия:

Ведущий 1: В преддверии Нового года ребятишки мечтают о большой нарядной ёлке, весёлых забавах и, конечно же, сладких подарках. Какой Новый год без конфет?!
Дорогие наши гости! Кто из вас не любит сладостей? Лакомства в новогоднем подарке и на столе – всегда праздник! И сегодня мы с вами собрались на такой «сладкий праздник». Мы надеемся, что он понравится всем, особенно маленьким сладкоежкам.
Вы знаете, что такое заедки? Ну, конечно, знаете! Ведь редкий приём пищи сегодня обходится без них.
Раньше заедками в русской кухне назывались десерты. К ним относились любые сладкие блюда: мёд, сахар, леденцы, фрукты, а также орехи, варенье, кисели, взвары и сладкая сдобная выпечка. Однако со временем отличать заедки от закусок стало сложно, и поэтому этот кулинарный термин был заменен на французское слово «десерт», который мы благополучно используем по сей день. А «заедки» перешли в словари с пометкой «просторечное» или «устаревшее».

Ведущий 2: А скажите, ребята, когда за столом подают десерт? Правильно, в конце обеда. В старые времена сладкое за столом ели только богатые люди. Была даже поговорка «жить гладко – есть, пить сладко». Дороги были сласти! А бедные люди говорили: «Сладкая еда карману вредна да животу беда». В русском языке слово «сладко» обозначает не только что-то вкусное, но и всё приятное. Сладкое блюдо повышает у нас настроение. Поэтому и подают его в конце обеда.
Думаю, маленькие любители сладкого знают много «сладких» стихов, которые нам и прочитают.

Чтец 1: Приехали! Приехали!
Родители приехали!
С конфетами, с орехами
Родители приехали!

Чтец 2: Девочки и мальчики
Прыгают от радости:
В каждом чемоданчике
Яблоки и сладости.

Чтец 3: Вот для дочки Танечки
В узелочке прянички…
Вот для сына Петеньки
Леденцы в пакетике.

Чтец 4: Мне купила мама вкусную рубашку:
Ведь на ней конфеты в розовых бумажках,
Яркие на палочках чудо-петушки,
Земляника спелая, вишни, пирожки.
Я такой счастливый, я доволен всем.
Я во сне с рубашки землянику ем.
Мама утром спросит, кто ей даст ответ:
«Почему у сына аппетита нет»?

Ведущий 2: Ребята, а кто из вас считает, что есть конфеты – важное дело?

Чтец 5: У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,
Он с утра конфеты ел…

Ведущий 1: Ребята, а знаете ли вы, что желание полакомиться сладостями иногда приводит к неприятным ситуациям? Например, к такой:

Чтец: Очень вкусную конфету
Я берегла четыре дня.
Ее нашла моя сестренка
И отобрала у меня.
Я целый день сидела грустной,
С уже утерянной мечтой.
Моей сестренке было вкусно,
А у меня живот пустой.

Ведущий 2: А сейчас давайте послушаем частушки в исполнении вокальной группы «Гусельки»!

ЧАСТУШКИ

В классе дружно мы живем,
Сушки, пряники жуем.
Мы частушек много знаем
И сейчас для вас споем.

Прянички печатные –
До чего нарядные.
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим.

Только начался урок,
Юля шлет записку:
Очень вкусный пирожок
Меняю на ириску!

Утром маме наша Мила
Две конфетки подарила,
Подарить едва успела,
Тут же их сама и съела!

Мне недавно подарили
Баночку варенья,
Ну, и чувствую теперь я
Супероблегченье!

Раз пошёл Алёша сам
За крупой в универсам.
«Мама, а крупы там нет,
Мне пришлось купить конфет!»

Мама села на диету,
Отдаёт мне все конфеты.
Если б не было диет,
Не видать бы мне конфет!

Шоколадное яйцо –
Как мне нравится оно.
Как люблю его жевать
И игрушки собирать!

На всю пенсию накупит
«Мамбу», «Марс» и шоколад.
Заиметь такого деда
Каждый внучек будет рад.

Села Маша на диету
И сидит, повесив нос,
Всем девчонкам – по конфете,
Бедной Mаше – абрикос.

Быть разведчиком хочу я,
Ведь находчив я и смел.
Мама спрятала конфеты,
Я разведал, где – и съел!

Ведущий 1: А вот учащиеся шестого класса приготовили вам сладкую викторину.

СЛАДКАЯ ВИКТОРИНА

1. Кто самый большой в мире сластена? (Карлсон)

2. Он живёт в своей фольге,
Быстро тает он в руке.
Очень вкусен, очень сладок,
Мажет мордочки ребяток. (Шоколад)

3. Мама, милая, ну где ты?
Доставай скорей сервиз.
Есть тягучие конфеты,
Называются «Кис-кис». (Ириски)

4. Они бывают разные – и сладкие, и кислые,
В коробках и в пакетиках, горошек и драже.
Они бывают разные – вишневые, лимонные,
В обёртках и на палочках, купите их уже! (Конфеты)

5. На палочке и в фантике,
В коробке и в фольге…
Ты угадал, что это?
Сладкая… (конфета).

6. Ах, вы сладкие вкусняшки,
Что вы прячетесь в бумажки?
Не получится, найдут!
Вас они и выдают. (Конфеты в обёртке)

7. Разверните, посмотрите,
И сразу в рот меня кладите.
Тут уж точно нет секрета.
Как зовут меня?.. (Конфета)

8. Мы в кондитерской шуршим
Фантиками яркими.
И на праздник мы хотим
К вам попасть с подарками. (Конфеты)

9. Красивый фантик облачает,
Во рту сладка и вкусно тает.
Все дети любят сладость эту,
А зовут её – … (конфета).

10. По краям красивый бантик
Образует пёстрый фантик.
А внутри, конечно,
Шоколадная… (конфета).

11. В цветастые одёжки
Завёрнуты Хаврошки.
А внутри – вкуснота.
Не проносишь мимо рта. (Конфета)

12. В ярких фантиках одеты
Шоколадные … (конфеты).

13. Слева бантик, справа бантик,
У красотки платье – фантик.
Пренарядная кокетка
Шоколадная … (конфетка).

Ведущий 1: Это была небольшая разминка, а теперь следующие вопросы.

1. Какая страна является родиной шоколада, вернее, дерева какао, из плодов которого делают шоколад?
— Мексика;
— Бразилия;
— Чили.

2. В XIX веке была разработана технология получения густой шоколадной массы – шоколадных плиток. Это произошло в …
— Лондоне;
— Париже;
— Риме.

3. Фабрика, о которой говорят: «Россия – щедрая душа», — находится в …
— Москве;
— Санкт-Петербурге;
— Самаре.

4. В 1928 году кондитерская фабрика «Бабаевская» стала крупнейшим центром по выпуску карамели, монпансье и …
— шоколадных конфет;
— зефира;
— ириса.

5. Одна из крупнейших в России фабрик по производству шоколада – это …
— «Красное знамя»;
— «Красный Октябрь»;
— «Красная гвоздика».

6. Как звали ацтека-садовода, который вырастил в своем саду дерево, давшее бобы, из которых ацтеки стали готовить «чоко-латль»?
— Атауальпа;
— Кветцоалькоатль;
— Паравитосокль.

Ведущий 2: Вот так благодаря волшебнику-садоводу Кветцоалькоатлю появился шоколад. А благодаря шоколаду Свистунов Вова стал кинозвездой.

(Исполняют участники кружка «Художественное слово»)

Вы про Вову Свистунова
Не слыхали никогда?
Свистунов – не просто Вова:
Он у нас кинозвезда.
Все девчонки в нашей школе
Любят Вову за талант.
Снялся Вова в главной роли
В кинофильме «Шоколад».

1 чтец: Если б знали школьницы,
Вовины поклонницы,
Чем он занимается,
Когда в кино снимается.
Начиналось все прекрасно:
Режиссер в берете красном
Не успел сказать: «Мотор!»,
А на съемочной площадке
Сто четыре шоколадки
Смолотил киноактер.

2 чтец: Тут бы Вове отдышаться,
Отсидеться, отлежаться,
Но уже несут со склада
Новый ящик шоколада.
Трудно быть кинозвездой,
Даже самой молодой.
Режиссер, нахмурив брови,
Говорит артисту Вове:
«Что-то нынче, дорогуша,
Я тебя не узнаю.
Ты старательнее кушай,
Душу вкладывай свою!»

3 чтец: Вдруг на ухо села муха,
От щекотки просто мука!
Свистунов по уху – хлоп!
Муха прыгает на лоб,
Свистунов по мухе – бух!
Только зря – кулак распух.
Муха ухмыляется,
На нос приземляется.
Прибежали с пылесосом,
Пылесос остался с носом –
Муха снова на носу,
Портит Вовину красу.

1 чтец: Режиссер опять не в духе:
«Это как же понимать?!
Неужели из-за мухи
Будем все переснимать?»
И уже несут со склада
Третий ящик шоколада:
«Подкрепляйся, Вовочка,
Кушай на здоровьечко!»

2 чтец: Угощения такого
Не осилят сто слонов.
Не сдается только Вова,
Только Вова Свистунов.
Даже крошки не осталось.
«Браво, Вова, браво!
Нелегко тебе досталась
Мировая слава».

3 чтец: После фильма «Шоколад»
Вова просто нарасхват.
То в Париж его зовут,
То на съемки в Голливуд,
В Индию, Голландию,
Новую Зеландию,
И в другие страны,
Где есть киноэкраны.
Но сидит за партой Вова
И в учебник не глядит,
Возвратившись из Тамбова,
Вова в Англию летит.

1 чтец: Вот и Лондон под крылом,
Под крылом – аэродром.
В честь великого артиста
Орудийный грянул гром.
В общем, встретили, как надо.
После пышного парада
Лорд, хранитель шоколада,
Притащил огромный торт.
Вова, скромно съев полторта,
Отломил кусок для лорда:
«Не стесняйтесь, угощайтесь,
Дорогой товарищ лорд».

2 чтец: Ахает и охает
Великобритания:
— Что за поведение!
— Что за воспитание!
Все, конечно, честь по чести,
На английском языке.
Но на этом самом месте…

Вместе: Вову вызвали к доске.

Ведущий 1: От кинофильма «Шоколад» перейдем к названию шоколада. Сейчас постарайтесь вспомнить марки шоколадок. Я начинаю, а вы заканчиваете.

1. Я лукавить не привык,
Обожаю я … («Пикник»)
2. Будешь сильным ты, как барс,
Если съешь батончик … («Марс»)
3. Очень вкусная девчонка –
Шоколадная … («Алёнка»)
4. Если ты устал и скис,
Съешь двойной хрустящий … («Твикс»)
5. Взять в поход с собою можно
Вкусный шоколад … («Дорожный»)
6. Не бери в аптеке бинт,
Лучше съешь батончик … («Финт»)
7. В сказки веришь ты, дружок,
Каждый раз съедая … («Шок»)
8. Если будет нелегко,
Съешь, пожалуйста … («Сладко»)
9. Сразу станет веселей,
Если съешь ты … («Милки Вей»)
10. Это вовсе не каприз –
Покупать себе … («Сюрприз»)
11. Обожает мистер Кикерс
Есть батончик сладкий … («Сникерс»)
12. Испытаете блаженство,
Поедая … («Совершенство»)
13. Не французский, не немецкий
Шоколад с названьем … («Детский»)
14. Всем по вкусу, без подсказки,
Шоколад с названьем … («Сказка»)
15. В городах и на селе
Дети кушают … («Нестле»)

(Самые догадливые участники получают по шоколадке. Затем дети читают стихи.)

«Сладкоежки»
Очень часто говорят:
Дети любят мармелад,
Шоколадные конфеты,
Тоже важные приметы,
Торты, слойки и печенье,
Крем, домашнее варенье
И хрустящие орешки –
Они просто сладкоежки.

«Ириски»
Так много сладостей на свете!
Ребятам нравятся вот эти:
Карамельки, леденцы
И с названием «Скворцы»,
«Мишки», «Белочки», ириски,
«Каракум» и «Барбариски».
У каждой сладости секрет,
Он тоже есть и у конфет.

(Выходят два мальчика, участники мини-театра «Момент». Разыгрывают сценку)

СЦЕНКА «Кулек конфет»

1: Я в школу нес кулек конфет,
А навстречу мне сосед.
2: О! Привет! Что несешь?
1: Кулек конфет!
2: Как конфет? А компот?
1: Компота нет…
2: Нет компота и не надо. А они из шоколада?
1: Да, они из шоколада.
2: Хорошо, я очень рад – обожаю шоколад. Дай конфету!
1: На конфету!
2: А вон ту, а ту, а эту.
Красота! Вкуснота!
И вот эта, и вот та!
Больше нет?
1: Больше нет…
2: Ну, привет!
1: Ну, привет…
Очень странный мой сосед…

(Учащийся читает стихотворение)

Танечка, а, Танечка,
Сколько тебе лет?
Промолчала хитрая
Танечка в ответ.
Танечка, а, Танечка,
Сколько тебе лет?
Сколько тебе годиков –
Столько дам конфет.
Улыбнулась радостно
Танечка в ответ:
— Мне сегодня стукнуло
Много-мно-о-го лет!

КОНКУРС «Дегустатор шоколадных конфет»

Ведущий 2: А сейчас немного поиграем. На нашем подносе, посмотрите, ребята, тоже много разных шоколадных конфет, но они все без фантиков. Обертки лежат на другом подносе. Объявляю конкурс «Дегустатор шоколадных конфет». Желающие принять участие сначала подходят к подносу, где лежат фантики, и смотрят, какие именно конфеты им предстоит дегустировать (достаточно четырёх-пяти сортов конфет). Затем по одному подходят к подносу с конфетами, пробуют любую из конфет и по вкусу определяют ее название. Кто ошибся, произносит:

«Я конфету ел(а), ел(а),
Но понять я не успел(а),
Вкусно это или нет –
Дайте мне еще конфет».

Ведущий 1: Мы конфет тебе дадим,
Но сначала поглядим,
Как умеешь ты плясать,
Песни петь, стихи читать.

(По желанию зрителей «проситель конфет» исполняет куплет песенки, частушки или читает стихотворение, либо танцует, а затем получает конфету. Тот, кто правильно определяет сорт конфет, получает шоколадный батончик.)

Сообщения детей

Ведущий 1: Сладкоежки были всегда. Когда-то люди лакомились диким мёдом, фруктами, растениями. В древние времена почти в каждой стране люди умели делать что-то похожее на конфеты.
А теперь давайте послушаем сообщения учащихся седьмого класса.

Ученик 1: В Египте, например, сладости изготавливали из фиников, смешанных с сахарной травой. Свои рецепты египтяне держали в секрете.

А вот древние римляне тайны из приготовления конфет не делали – они варили орехи и маковые зерна с медом, добавляли взбитое яйцо, молоко и желеобразные кусочки фруктов. Когда эта смесь отстаивалась, её посыпали семечками кунжута и резали на продолговатые кусочки.

Ученик 2: Первая кондитерская фабрика в России появилась более 100 лет назад. До этого много лет конфеты привозились из-за границы. В Европе их производство было налажено еще в VII веке. В кулинарной книге 1971 г. приводилось 30 рецептов конфет.

Ученик 1: Во Франции в 1659 году кондитер Давид Шэлли открыл первую в мире шоколадную фабрику. Он также стал изготавливать лакомства причудливых форм, похожие на конфеты. Само слово «конфета» в XVI веке придумали итальянские аптекари: они так называли засахаренные или переработанные в варенье фрукты. Но тогдашние «конфеты» использовались в лечебных целях.

Ученик 2: По одной из версий, шоколад попал в Россию во времена Петра I вместе с прочими «заморскими диковинами». По другой – в конце XVIII века, когда один из русских купцов привез из Нью-Йорка какао.

В Древней Руси своеобразные конфеты делали из медовой патоки и кленового сиропа, а с конца XVIII века русским национальным лакомством стала клюква в сахаре.

Предшественниками конфет на Руси были цукаты. Вначале так называли разновидность сухого (киевского) варенья — засахаренные в меду фрукты и ягоды. В XVII веке пришло к нам из немецкого языка слово «цукаты» и постепенно вошло в обиход. Затем появилась новая разновидность конфет — мелкие сахарные шарообразные изделия, названные драже. Это слово заимствовано из французского и означает «лакомство».

Ведущий 1: Так кто же автор обёртки для конфет? (В 1872 году Томас Эдисон придумал парафинированную бумагу, служившую первой обёрткой для конфет)

(«Танец конфеток» – исполняет танцевальная группа)

СКОРОГОВОРКИ

Ведущий 2: И вот наступило время проговаривания скороговорок (сначала девочками, потом мальчиками).

Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

Хвалила халву пахлава.
Халве дорога похвала.

(Дети читают стихи)

* * *

У нас пропадают из вазы конфеты.
Их папа не любит. У мамы – диета.
К нам ночью приходит Конфетная Жрушка,
А все говорят, я сластена и врушка.
Никто мне не верит, хотят наказать.
А я им никак не могу доказать,
Что Жрушка приходит, крадется к буфету,
Находит в нем вазу, а в вазе конфеты.
Съедает сама их, коварная Жрушка,
А фантики прячет ко мне под подушку.

* * *

На кухне лежала коробка конфет.
Конфеты лежат, и не скоро обед.
Нельзя оставлять на столе их без пробы.
А вдруг в них отрава, а вдруг в них микробы?
Алеша конфеты понюхал, сопя.
Алёша ответственность взял на себя.
Заботясь о папе, заботясь о маме,
Карманы до верху наполнил горстями.
Содрав золотинки с десятка конфет,
Тестировал вкус и тестировал цвет.
Потом их на вредные яды Алёша
Попробовал стоя, попробовал лёжа.
Он очень серьёзно и вдумчиво ел,
Проверив на сахар, на соль и на мел.
Когда же последняя штучка осталась,
На Лешу внезапно свалилась усталость.
Подумал он: хватит. Картина ясна.
Конфета безвредна и очень вкусна.
Теперь, чтобы сладким не портить мне зубы,
Неплохо попробовать скушать одну бы.
Алёша сидел, золотинки катая.
На кухне лежала коробка пустая.

СЦЕНКА «Волшебные конфеты»
(на Новый год для 5 класса)

Участники:
Ученик 1
Ученик 2
Ученик 3
Баба Яга
Снегурочка
Разбойник 1
Разбойник 2
Ведущий

Баба Яга: Ой, ребята, стойте. Вы, наверное, на праздник пришли?
Участник 1: Да, бабушка.
Баба Яга: Ребята, хотите, я вас волшебными конфетами угощу?
Участник 2: А что в них волшебного?
Баба Яга: Ну вот, если тебе скучно, съешь конфетку, и станет весело.
Участник 1: Давайте мне эту волшебную конфету.
Участник 2: А мне чтобы друзей было много.
Участник 3: А мне чтобы везло во всех делах.
Баба Яга: Нате, ребята, конфеты, присядьте, поешьте.
(Все съедают конфеты и замирают, огни на ёлке потухают, на время гаснет свет)
Баба Яга: Ну все, всех сонными конфетами накормила, теперь придёт Дед Мороз, а ему стихов никто не расскажет. Придет на праздник, а тут только ёлка и веселья никакого. А то желания им подавай! Вот я, Баба Яга, всех обхитрила!
(Входит Снегурочка)
Снегурочка: Что здесь происходит?
Баба Яга: А где мои разбойники? Схватите Снегурочку!
(Разбойники вбегают на сцену начинают окружать Снегурочку)
Снегурочка: Ребята, я знаю, что вы верите в Новый год, его волшебство нам поможет. Давайте вместе крикнем «Раз, два, три! Ёлочка, гори!». Как только ёлочка загорится, закончится колдовство Бабы Яги.
(Разбойники уводят Снегурочку)
Баба Яга: Ну вот, ёлочка не загорелась, нужно ведь, чтобы все крикнули.
Ведущий: Ребята, давайте поможем, все крикнем: «Раз, два, три! Ёлочка, гори!»
(Все в зале кричат: «Раз, два, три! Ёлочка, гори!»)
Баба Яга: Ха-ха-ха! Нужно всем кричать, а вы – кто в лес, кто по дрова. Все, заснули участники, и праздник я буду вести. Будете Бабе Яге стишки рассказывать, а я в ваших подарках буду самые вкусные конфеты себе забирать.
Ведущий: Ребята, давайте все вместе, на счёт три «Раз, два, три! Ёлочка, гори!».
(Ёлочка загорается)
Участники 1, 2, 3: Ох, как долго мы спали. Что это за волшебство такое?
Баба Яга: Ой, ребятушки, да это, наверное, просроченные конфеты, давайте я вам другие дам?
Участник 1: Нет, я без ваших конфет обойдусь, чуть весь праздник не проспал.
(Вбегает Снегурочка)
Снегурочка: Знаю, ребята, помогли вам освободиться. Вас Баба Яга заколдовала. Как колдовство её кончилось, так и разбойники пропали, и я пришла к вам. Спасибо большое всем, кто помогал нам из зала.
Баба Яга: Ну и что, я сейчас новых разбойников наколдую!
Снегурочка: Не успеешь, мы здесь все вместе с твоим колдовством справимся.
Участники: Уходи, Баба Яга!
Баба Яга: Ну и ладно, мы с Лешим свой Новый год сделаем, а вы тут пляшите под ёлочкой, не очень-то и хотелось… (Баба Яга уходит)
Снегурочка: А мы будем праздновать Новый год все вместе!

Ведущий 1: Интерес к конфетам во всем мире огромен.
Сладости – это углеводы, то есть важнейший источник энергии. Дети много двигаются, расход энергии у них велик, его надо быстро восполнять, с этой точки зрения сладости детям полезны. Углеводы также участвуют в построении клеточных мембран, белков крови, гормонов.
Самые вредные – жевательные конфеты, помадки, ириски. Любые липкие и тягучие сладости. Они являются настоящими убийцами для ваших зубов. Для фигуры вреда от них не больше, чем от простых леденцов, зато в разы вырастают шансы получить кариес. Забиваясь между зубами, прилипая к ним, эти мягкие конфеты создают все условия, чтобы развивались и питались бактерии, которые с успехом поедают эмаль ваших зубов. Всё это касается и шоколада с жидкой начинкой и карамели.

Ведущий 2: Кстати, почему-то считается, что от конфет только проблемы. На самом деле, всё не так страшно. Конфеты, если потреблять их в разумных количествах (не более 1 шт. в день), даже полезны для здоровья.
Если же вы всё-таки сладкоежка, а зубная паста безупречно защищает ваши зубы от кариеса, вы можете попытаться изготовить своё любимое лакомство дома. Естественно, при помощи ваших опытных родителей. Ну, а если они не знают, как готовить конфеты, мы можем поделиться нужными рецептами.
Теперь вы о конфетах знаете всё. Или почти всё. Ведь чем сто раз услышать – лучше один раз… попробовать. Так, вперёд! Узнайте о конфетах всё! Только не забудьте после них почистить зубы.

Ведущий 1: Дорогие друзья, на нашем мероприятии присутствует учитель технологии. На кулинарных уроках девочки приготовили полезные конфеты и хотят нас угостить.


Рецепт полезных конфет:

— курагу с сухим инжиром замочить в яблочном соке на один час;
— орехи грецкие обжарить, после порубить;
— замоченные курагу с инжиром так же порубить;
— смешать с фруктами орехи, положить к ним мед, перемешать;
— сформировать шарики, обвалять в кокосовой стружке, затем положить в холодильник на 30-40 минут.

Полезные конфеты готовы!


Литература:
1. Большая медицинская энциклопедия. – М.: Эксмо, 2005.
2. Врач советует. Лечебное питание при различных заболеваниях. – Иркутск, 1993.
3. Гигиена питания. – М.: Медицина», 1971.
4. Детская энциклопедия. – М.: Просвещение, 1972.
5. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах повседневной жизни. – М.: АРКТИ, 1999.
6. Пономарев С.А. Растите малышей здоровыми. – М.: Новая школа, 1989.
7. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. –
Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика, 1990.
8. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта, 2000.
9. http://konfetov.ru/
10. http://www.armnet.ru/health_html/10_8.htm
11. http://www.cultureclub.ru/announce/aid129.html
12. http://www.italia-ru.it/node/3040