Была война…

Урок мужества в форме устного журнала (для  9-11 классов)


Морозова Светлана Евгеньевна, учитель истории и обществознания МОУ «Затеихинская школа», Пучежский район, Ивановская область


 

Пояснительная записка
Данная разработка может быть использована при проведении урока мужества в старшем звене (9-11 кл.), а также на уроке исторического краеведения в 9 классе при изучении темы «Ивановский край в годы Великой Отечественной войны» и призвана способствовать укреплению патриотического воспитания среди школьников в рамках реализации областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в Ивановской области». В сценарии использованы стихи Р. Рождественского, Ю. Друниной, М. Исаковского.
Тема урока «Была война…» актуальна, так как обстановка в мировом сообществе крайне неспокойная, и обучающиеся должны ценить и гордиться победой советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.
 
Цели:
— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстоявшей независимость в борьбе с немецкими оккупантами;
— развитие познавательной, поисковой и эмоциональной сфер личности учащихся;
— формирование у учащихся ценности мирной жизни.

Задачи:
— развитие интереса к историческому прошлому своего народа – Великой Отечественной войне;
— углубление знаний учащихся об участии советского народа и своих земляков в разгроме фашистской Германии;
— побуждение учащихся к проявлению уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла и всем, кто пережил эти страшные события;
— воспитание у учащихся чувства гордости и сопричастности к истории своего народа;
— развитие умений учащихся и педагога в использовании ИКТ при подготовке презентации и подборе информации к уроку.
 
Урок проходит в форме устного журнала, сопровождается показом презентаций с музыкальным оформлением и предполагает задействование различных каналов восприятия участников:
слухового – через изложение информации об исторических событиях, участниках этих событий, чтение стихов и музыкальное сопровождение;
зрительного – через показ слайдов.
Рассказ о ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла, детях войны, просмотр кадров презентации затронет эмоциональную и познавательную сферы учащихся, подтвердит необходимость выполнить юношами в недалеком будущем гражданский долг – защищать свое Отечество, докажет, что мужество необходимо не только на поле брани, но и в тылу для того, чтобы трудиться и просто выжить.

 
Ход урока:

Урок начинается с показа слайда №1 «Была война…»

Презентация «Была война»

Звучит музыка «Хотят ли русские войны?»

 

Учитель: 2017 год – год 72-летия Победы. Путь к ней был труден и горек. К тем, кто воевал, и к тем, не знает, что такое война, обращен наш рассказ. Смотрите, слушайте – с вами говорит история.
 
1 страница «Час мужества пробил»
 
Слайд №2

1 ученик: Разве погибнуть
Ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала,
Любовь обещала, Родина!
Пламя ударило в небо! –
Ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»
(Р. Рождественский «Реквием»)

Слайд №3

Звучит песня «Священная война» (сл. В.Лебедева-Кумача)

 

Слайды №4, №5

2 ученик: Во вторую мировую войну оказалось втянуто 61 государство, в которых проживало до 80% населения планеты. Война наложила свой отпечаток на всех, кому довелось жить в эти тяжелейшие 4 года нашей истории. Но самое суровое испытание выпало на долю тех, кто с оружием защищал Родину на фронте. Каждому из них судьбой была отведена своя роль в этой войне.

Слайды №6, №7

3 ученик: рассказ о ветеране Маслове А.С. (Слайд №8)
4 ученик: рассказ о ветеране Капралове А.Д. (Слайд №9)
5 ученик: стихотворение Валентина Сидорова «Ветераны войны»
 
2 страница «Женщина, тебе выпало трудное испытание»
 
Слайд №10

1 ученик: (слайд №11) Но победа ковалась не только на фронте. Фронт и тыл в годы Великой Отечественной войны были единым целым: бойцы на передовой били врага, а оставшиеся в тылу напрягали все силы, чтобы обеспечить армию вооружением, амуницией, провиантом. Вдали от фронта приходилось сталкиваться с не меньшими трудностями, чем на передовой. Женщины, дети, старики работали до изнурения. Самое тяжелое бремя выпало на женскую долю.

2 ученик: стихотворение М. Исаковского «Русской женщине»
3 ученик: рассказ о труженице тыла, ветеране труда Муравьевой А.А. (Слайд №12)
 
4 ученик: Труженики тыла показывали примеры настоящего трудового героизма. Многие из них работали по принципу «За себя и за товарища, ушедшего на фронт», т.е. ежедневно выполняли по две нормы. Десятки тысяч тружеников были удостоены медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Так, Ивановская область играла особенно большую роль в вещевом снабжении армии. Фабрики выпускали не только ткани военного ассортимента, но и марлю, бинты, вату для госпиталей. За годы войны текстильщики области дали стране 3 миллиарда метров готовой ткани. Кроме того, в нашем крае шили парашюты, изготовляли лыжи, необходимые для боевых действий в зимнее время, металлообрабатывающие предприятия выпускали снаряды, авиабомбы, пулеметы, мины, гранаты.
 
3 страница «Дети и война – нет более ужасного сближенья»

Слайд №13

1 ученик: Число жертв среди мирных жителей в первой мировой войне составило пять процентов от всех погибших, во второй мировой войне — до 50%. Но самыми беззащитными среди гражданских лиц являются дети.

Слайд№14

2 ученик: Есть поговорка: «На войне детей не бывает; те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова».
Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать. Потому что и сейчас где–то рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки.

Слайд №15

3 ученик: Дети военной поры еще могут рассказать, как умирали от голода и страха, как тосковали, когда наступило 1 сентября . Как теряли родителей, и их усыновляли чужие люди, как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что за 4 года забыли ,что такое хлеб.

Стихотворение «А мы не станем памяти перечить…»
 
Слайды №16, №17
 
4 ученик: А мы не станем памяти перечить
И вспомним дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная не детская беда.
Была земля и жесткой, и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была,
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей для жизни сберегла.
Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.
(Р. Рождественский)

5 ученик: Во время второй мировой войны на земле погибло 13 миллионов детей.

Слайды №18, №19, №20

Что есть у нас дороже наших детей?
Что есть у любого народа дороже?
У любой матери?
У любого отца?
На земле самый лучший народ – дети.

Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. Их рассказы тоже длиной в целую войну. Сегодня они – последние свидетели тех трагических дней. За ними больше никого нет.

6 ученик: (Слайд №21) Рассказ о Казановой В. И., которая в годы войны, будучи ребенком, находилась на оккупированной фашистами территории.

Стихотворение «Я родом не из детства — из войны…»
 
7 ученик: Я родом не из детства –
Из войны.
И потому, наверное,
Дороже, чем ты
Ценю и счастье тишины,
И каждый новый день,
Что мною прожит.
Я родом не из детства –
Из войны.
Раз, пробираясь партизанской тропкой,
Я поняла навек,
Что мы должны
Быть добрыми
К любой травинке робкой.
Я родом не из детства –
Из войны.
И может, потому –
Незащищенней.
Сердца фронтовиков обожжены,
А у тебя шершавые ладони.
Я родом не из детства –
Из войны.
Прости меня –
В том нет моей вины.
(Ю. Друнина)

8 ученик: (Слайд №22)
О чем мечтают дети?
У нас мечта одна:
Пусть будет на планете
Мир добрый, как весна!

Звучит песня «Детство» (Слайд №23)

 

9 ученик: Мы – дети мирных дней. Мы молоды, нам кажется, что весь мир для нас! Но мы не хотим, чтобы лилась кровь людей. Мы родились, чтобы строить, а не разрушать, жить, а не умирать. Нам защищать мир от угрозы войны. Мы принимаем эстафету старшего поколения, чтобы продолжить его дела и повторить его подвиги.

Именем солнца, именем Родины
Клятву даем,
Именем жизни клянемся:
То, что отцы не достроили,
Мы достроим!
То, что отцы не допели,
Мы допоем!

Все: Клянемся! Клянемся! Клянемся!
(Р. Рождественский «Реквием» (Вечная слава героям)

Использованная литература:

  1. Агапитова И.А. «Патриотическое воспитание в школе», Москва, 2002г.
  2. Степанько С. Н. «Обществознание 9 класс: поурочные планы по учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова», Волгоград, 2005 г.