«Будем помнить!». Урок мужества

Интеллектуальная игра по военной тематике для 8-9 классов


Гимп Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы филиала МАОУ Сорокинской СОШ №1 – Пинигинская СОШ, с. Нижнепинигино, Тюменская область


Цель: воспитание нравственных чувств: любви к своей стране, уважение к ее героическому прошлому, формирование гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Задачи:
— воспитывать уважение к людям старшего поколения, любовь к своей Родине;
— прививать интерес к героическому прошлому России; расширить кругозор обучающихся по истории своей родины;
— содействовать развитию взаимоотношений при работе в группе, коллективе.

Ход мероприятия:

Ведущий 1: Мы здесь не только потому, что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди.
К могиле Неизвестного солдата
Ты в праздники и в будни приходи.
 
Ведущий 2: Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя –
Великой армии простой солдат!
 
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О днях воинской славы и памятных датах России» 3 декабря – День Неизвестного Солдата. Учрежден в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами, и чье имя осталось неизвестным.
 
Ведущий 2: В этот день люди отдают дань любви и уважения воинам-освободителям, вспоминают тех, кто погиб от рук захватчиков нашей Родины в разные исторические эпохи. Им, защитникам Родины, воздвигнуты мемориалы Славы, обелиски. На братских могилах никогда не увядают цветы.
 
Ведущий 1: Москва. Могила Неизвестного солдата у стены Кремля, в Александровском саду. Это символично: он защищал северо-западные подступы к столице и словно остался её бессменным дозорным, её вечным стражем. Кто он? Чей сын, брат, отец, муж? Мы не знаем его имени: он погиб на подступах к Москве в суровом 1941году.

Ведущий 2: Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля –
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.

Ведущий 1: На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей.

Ведущий 2: День неизвестного солдата – это не только день памяти погибших в годы Великой Отечественной войны, но и дата, которая объединит всех погибших и пропавших без вести во время войн и военных конфликтов.

Ведущий 1: В память о воинах, погибших на фронтах войны и умерших в мирное время от ран и болезней, кого нет сегодня с нами, объявляется минута молчания. (1 минута)

Ведущий 2: Минута молчания…
Ты так коротка, но часто,
Вмещая года и века,
Набатом стучишься ты в наши сердца,
Чтобы помнили всех,
Кто стоял до конца…

Ведущий 1: Минута молчанья — и слов не найти…
Минута молчанья — из самой груди,
Из самого сердца сорвётся — не крик,
Молчанье повиснет…
Минута… Лишь миг…
А память, прорвавшись сквозь стены камней,
Опять унесётся в один из тех дней,
Когда на осколки рвалась тишина,
Когда громыхала по миру война.

Ведущий 2: Давила, стреляла, взрывала и жгла,
Беду в треугольничках белых несла.
Кто без вести канул, а кто-то убит…
И в братской могиле теперь он лежит.
Серые камни — словно скала.
Молитвы печальные слышу слова –
О том, что теперь ждет их вечный покой,
И буквы стальные я глажу рукой.

Ведущий 1: И камень холодный, бездушный, немой –
Он вдруг оживает незримой волной.
Биения сотен и сотен сердец…
Он был чей-то сын… или чей-то отец…
Закружатся листья средь алых знамен,
Закружатся буквы в кружении имен…
А в небе бездонном кружат журавли.

Номер «Журавли» (презентация к песне Журавли)

Ведущий 1: Итак, мы начинаем интеллектуальную игру, посвященную праздникам — Дню неизвестного солдата и празднованию Дня Героя.

Ведущий 2: Всех участников игры прошу выйти из зала и пройти жеребьевку (две банки с билетами).

Ведущий 2: Итак, команды сформированы. И первое задание для всех придумать название своей команде и выбрать капитана. На это вам дается одна минута.

Ведущий 1: Настало время представить вам наших экспертов, которые будут оценивать ответы: Мошкин Евгений Васильевич, Плотникова Ольга Николаевна, Вяльцева Ольга Анатольевна.

Ведущий 2: Команды готовы?

Представление команд

Ведущий 1:  Наша игра будет проходить в четыре раунда. За каждый раунд команда может набрать как максимальное количество баллов, так и не набрать вообще. Баллы будут зачитываться только за полные и правильные ответы.

Ведущий 2: Но и зрительный зал может помочь той команде, за которую болеет. Во время всей игры болельщикам будут задаваться вопросы, за ответы на которые можно заработать красную звездочку в 0.5 балла. В конце игры все накопленные звездочки будут переданы в зачет любой команды.

Ведущий 1: Итак, начинаем!

Первый раунд «Битва конвертов»

— Каждая команда вытягивает конверт, где будут предложены вопросы. Баллы начисляются в зависимости от сложности вопроса. Капитанов команд прошу выйти и вытянуть свой конверт. На выполнение задания этого раунда вам дается 5 минут. Время пошло! (Приложение 1)
 
Приложение 1
Оценочный лист
Название команды__________________
1 блок «Разминка» (Условие: за этот этап – 10 баллов)

№ п/п Вопрос Баллы (уровень сложности) Балл, выставленный жюри
1 Как назывался план вторжения в СССР? План Барбаросса
2 Какой город России в годы Великой Отечественной войны выдержал 900-дневную осаду немецких войск? Ленинград, ныне Санкт-Петербург
3 Назовите битву, которая завершилась 23 августа 1943 года взятием советскими войсками Харькова? Курская битва
4 Назовите столицы трёх государств, расположенных на Дунае и освобождённых Советской Армией от фашистских оккупантов? Будапешт – Венгрия, Бухарест – Румыния, Вена – Австрия.

Таблица ответов

1 2 3 4
       

 

 

Художественный номер (стихотворение, танец и прочее)
 
Ведущий 2: Время вышло. Капитаны команд, сдайте свои ответы экспертам.

Ведущий 1: А мы начинаем второй раунд, который будет посвящен битвам Великой Отечественной войны. Это раунд будет состоять из трех заданий, каждое из которых будет оценено разным количеством баллов.

Второй раунд «Великие битвы»

Задание № 1
 
Ведущий 2: Перед вами на слайдах будут представлены сражения Великой Отечественной войны. Ваша задача назвать, какая из битв была раньше. Просьба не выкрикивать, поднимать руку. Задание на скорость. Оценивается в 1 балл за каждый правильный ответ. Уважаемые эксперты оцениваются не только скорость, но и правильность ответа. Команды готовы — внимание на экран. (4 задания читаются)

Ведущий 1: Первое задание выполнено. Уважаемые эксперты, не забывайте оценивать команды.

Задание № 2 (раздаются карточки-задания)
 
Ведущий 2: Каждой команде дан отрывок из сочинения зарубежного историка. Нужно определить, о какой битве идет речь. Кратко охарактеризуйте эту битву. Вам на выполнение дается 3 минуты. Оценивается данное задание в 2 балла.

Ведущий 1: Внимание, время пошло…

Художественный номер

Ведущий 2: Время вышло. Прошу команды зачитать свои отрывки вместе с вашим ответом. Свои ответы прошу отдать экспертам.
 
Задание № 3
 
Ведущая 1: Каждая команда получила контурную карту, на которой нужно обозначить ход того или иного сражения. На выполнение задания дается 5 минут. Оценивается правильный ответ в 4 балла. Кто раньше справится с заданием, сдает ответы экспертам. Внимание, команды, время пошло.

Песня «Катюша»

Ведущий 2: Время вышло, прошу капитанов команд сдать свои ответы.

Ведущий 1: Пока эксперты подводят итоги за первые два раунда, мы вам предлагаем прослушать следующую музыкальную композицию………… (по своему усмотрению). Болельщикам ответить на вопросы:
*Как называется, и кто написал данную песню?
*Кому или чему посвящена эта песня?
(«Катюша» написана в 1938 году. Автор словв Михаил Исаковский, композитор Матвей Блантер. Песня посвящена переживаниям девушки, разлученной со своим возлюбленным, ушедшим на фронт)

— Есть еще одна версия, что именно из-за этой песни солдаты во время ВОВ дали прозвище «Катюша» боевым машинам реактивной артиллерии серии «БМ». Первые звездочки получают …………

Ведущий 2: Слово для оглашения результатов 1 и 2 раундов предоставляется нашим экспертам.

Ведущий 1: Настало время третьего раунда. Он будет посвящен всем видам вооружения ВОВ.

Третий раунд «Виды вооружений ВОВ»

— Каждая команда вытягивает конверт с видами военной техники и оружия. Нужно дать название и полное описание данному вооружению. Капитанов просим выйти и вытянуть конверт с заданием. На этот раунд мы вам отводим 7 минут. По истечении времени каждой команде будет предоставлено время для защиты своих ответов. Время пошло.

Ведущий 2: Пока команды работают, мы предлагаем всем присутствующим в зале помочь команде, за которую болеете. (Вопросы залу)

Ведущий 1: Время вышло. Команды, прекратили обсуждения. И мы начнем с команды …………..

Ведущий 2: Уважаемые эксперты, просим оценить этот раунд.
 
Ведущий 1: Слово «герой» рождает в памяти калейдоскоп ярких событий. При слове «подвиг» сознание признательно высвечивает имена соотечественников, которые перед лицом смертельной опасности оказались способными сделать больше других, своим примером продвинуть армии и общества на какой-то новый рубеж, полнее раскрыть возможность человека, силу его духа и воинственность. Наше Отечество богато героями.
 
Ведущий 2: 9 декабря в нашей стране отмечается праздник, который вошел в историю памятных дат России совсем недавно — в 2007 году, День Героев Отечества.
 
Ведущий 1: Герой России – это много или мало? Мгновенно отданная жизнь или полководческий талант, это военная хитрость или кропотливый труд изо дня в день? Это молодость или старость? Это умение отдать свою жизнь именно там и тогда, где и когда она была нужна?
 
Ведущий 2: Поэтому наш четвертый раунд посвящен именно героическим личностям.

Четвертый раунд «Героические люди»
 

Задание № 1. Маршалы Советского Союза
 
— Каждая команда получили конверты с портретами Маршалов Советского Союза и краткую историю их героической жизни. Ваша задача назвать маршала, выбрать биографию, соответствующую ему, озвучить (кратко) биографию, сдать портрет с биографией экспертам. Время работы 5 минут. Итак, время пошло.

Художественный номер

Ведущий 1: Время вышло. Начнет команда …………. Приглашаем команду ………., команду ……………, команду………….

Задание № 2. Героические подвиги
 
Ведущий 2: У вас на столах лежат карточки с фамилией и именем человека, совершившего подвиг, а также описание героических подвигов. Нужно соотнести предложенного героя и описание его подвига. Отведенное время работы 3 минуты.

Ведущий 1: Время вышло. Отвечает команда …………., команда …………, команда ……………, команда ……………

Задание № 3

Ведущий 2: Это задание выполняется на время. На столах у вас карточки. Нужно соотнести стрелками даты, факты и героев. За каждый правильный ответ по 1 баллу, на выполнение — 2 минуты. Время пошло.

Ведущий 1: А мы продолжаем работу с болельщиками. (Вопросы к залу)

Ведущий 2: Уважаемые команды, время вышло. Сдайте свои карточки экспертам.

Ведущий 1: Героями не рождаются, ими становятся. За родную землю кладут головы наши ребята, но подвиг их должен быть в наших сердцах. Костры памяти пылают только тогда, когда огонь в них поддерживают люди!

Ведущий 2: Девизом жизни каждого из нас должны стать слова удивительного русского писателя «У нас нет запасной Родины»

Художественный номер

— Слово для награждения предоставляется экспертам нашей игры __________________________
Ссылки на источники информации:

  1. Стихотворения авторов: М. Светлова, С. Орлова, Г.Суворова.
  2. rustih.ru Стихи о войне
  3. stihi-russkih-poetov.ru tags/stihi-o-voyne
  4. lib.ssau.ruВеликие полководцы