«С меня хватит!»: что делать, если ребенок говорит о суициде

«Меня все задолбало», «Отстаньте от меня», «Я устал от этой жизни» — эти фразы из уст подростка вызывают шок и непонимание у родителей и учителей. Как помочь детям преодолеть кризис и уберечь от непоправимого шага,  слушателям «Родительского университета» «Просвещения» рассказал клинический и семейный психолог, арт-терапевт, преподаватель ИИСТ (Институт интегративной семейной терапии) Анастасия Ильина.

Некоторые взрослые считают, что проблемы подростков в переходном возрасте незначительны и не стоят огорчений. Но уровень восприимчивости и устойчивости к стрессам у всех детей разный. Когда эмоциональная система не справляется с повседневными переживаниями, несовершеннолетние выбирают одну из двух неадаптивных стратегий — самоповреждающее или суицидальное поведение.

Самоповреждающее поведение

Самоповреждение, или селфхарм (от англ. self-harm), — это нанесение себе повреждений, чтобы справиться с переживаниями, болезненными воспоминаниями и невозможностью контролировать свою жизнь. С помощью селфхарма подростки:

  • наказывают себя за несоответствие собственным требованиям или требованиям взрослых;
  • пытаются ощутить себя «живыми» при депрессии, ведь, если ее не лечить, наступает момент, когда чувства притупляются настолько, что даже испытать боль кажется заманчивым;
  • хотят попробовать, что это, — так же, как с сигаретами или алкоголем;
  • делают шаги к лишению себя жизни.

С точки зрения физиологии, самоповреждение приносит ощущение мгновенного облегчения, но не позволяет решить проблемы или выйти из кризиса. Кроме того, подростки и молодые люди, которые имеют опыт самоповреждений, попадают в группу повышенного суицидального риска.

Как реагировать взрослым

  • Не осуждать.
  • Выразить готовность оказать поддержку.
  • Выяснить причину, выслушав ребенка до конца, не перебивая.
  • Проявить сочувствие.
  • Рассказать, в чем опасность подобного поведения, рассмотреть возможные последствия.
  • Обсудить способы выхода из болезненной ситуации.
  • Предложить обратиться к специалисту.

В зависимости от тяжести состояния, схема действий отличается. Если самоповреждения имели место один-два раза, разговора по душам, скорее всего, будет достаточно. Но если подросток травмирует себя после каждой двойки в школе или ссоры с родителями, нужно срочно обратиться к клиническому психологу или даже психиатру.

Родителям категорически запрещается

  • Впадать в крайности.
    Паника и игнорирование одинаково вредны. Чрезмерная эмоциональность помешает диалогу. Избегание проблемы ее не решит.
  • Жестко контролировать. 
    Постоянные осмотры, применение силы не только унижают подростка, ухудшая его психологическое состояние, но и ведут к полной потере доверия.
  • Высмеивать и провоцировать.
    Опасно считать, что подросток использует самоповреждения «для привлечения внимания», и открыто говорить ему об этом.
  • Обесценивать переживания. 
    Невозможно установить контакт, если говорить с ребенком свысока и упрекать его в неразумности.

Суицидальное поведение

Суицидальное поведение включает широкий спектр проявлений: от мыслей о самоубийстве, высказывания соответствующих намерений до конкретных попыток покончить с собой.

Каков реальный масштаб проблемы детских суицидов в России и почему о нем молчат, читайте в нашем материале «Надо выносить сор из избы: в России о буллинге и суицидах в школах принято молчать».

Особых примет, по которым можно наверняка определить, что подросток входит в группу риска, нет. Но есть признаки, на основании которых это можно заподозрить:

  • непосредственные и косвенные высказывания о смерти;
  • повышенный интерес к теме самоубийства в социальных сетях, соответствующие записи и посты;
  • апатия, склонность к уединению и отчуждению;
  • резкие изменения во внешности и поведении, проблемы со сном, потеря аппетита;
  • стремление к рискованным действиям, злоупотребление алкоголем и наркотиками;
  • раздача личных вещей, символическое прощание, потеря интереса к любимым занятиям;
  • возбужденное, агрессивное состояние или тревога, депрессия, слезы без причины;
  • неспособность сконцентрироваться и долго оставаться внимательным, неожиданное ухудшение успеваемости, прогулы.

Чем больше признаков проявляется одновременно, тем выше вероятность страшного исхода.

Мифы о суицидальном поведении:

  1. Дети до переходного возраста не совершают суицид.
    На самом деле суицидальное поведение может проявиться примерно с девяти лет.
  2. В суицидах подростков (не) виноваты родители. 
    За самоубийством всегда стоит несколько факторов, которые влияют одновременно. И поведение родителей — не на последнем месте.
  3. Это только разговоры.
    Заговаривая о смерти, подросток «кричит» о помощи, он пытается установить контакт с близкими и мечтает, чтобы его уберегли от опасного шага.
  4. Подростки, покончившие с собой, психически больны.
    У большинства самоубийц нет психиатрических диагнозов. Под влиянием негативных эмоций нарушаются некоторые составляющие психической деятельности: страдает коммуникация — подросток не способен попросить о помощи, формируется «тоннельное мышление» — кризис захватывает настолько, что остаются только переживания. Но это не болезнь.
  5. Суицидальное поведение для подростков — вариант нормы. 
    Для подросткового возраста характерны размышления на темы жизни и смерти, поиск смысла существования, но никак не желание умереть.
  6. Разговоры о суициде провоцируют его.
    Важно понимать, в какой форме они проходят. Начинать разговоры на эту тему взрослым, тем более на классных часах и школьных мероприятиях, не стоит. Но если подросток сам бросает фразы типа «скоро вы меня не увидите», с ним нужно поговорить как можно скорее.

Как реагировать взрослым

В первую очередь, необходимо доверительно поговорить. Беседу лучше вести один на один, смотреть в глаза, не делать записей, не отвлекаться на посторонние дела.

  • Говорить спокойно и открыто. 
    Начать разговор можно, отталкиваясь от собственных наблюдений и имеющейся информации: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?».
  • Прояснить ситуацию и ее причины.
    Избегать прямых вопросов из серии «Ты думаешь о суициде?». Сформулировать правильнее: «Когда ты сильно грустишь, бывает ли, что не хочется жить?», «Когда наступает кризис, людям приходят мысли о смерти — с тобой так случалось?». В конце беседы можно пересказать рассказ подростка и уточнить: «Правильно ли я понял (а), что…?».
  • Оценить серьезность суицидальных высказываний.
    Это конкретный план или просто рассуждения? В некоторых случаях очевидна манипуляция, но бдительность терять нельзя. Нет гарантий, что провокация не перейдет в какой-то момент в истинные намерения.
  • Объяснить опасность таких мыслей и действий.
    Причем независимо от серьезности причин.
  • Выразить поддержку и здравую обеспокоенность. 
    Посыл должен быть такой: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, но потом это состояние проходит. Ты всегда можешь на нас рассчитывать».
  • Мотивировать на обращение за помощью.
    В том числе — к психологу или психиатру. Пусть ребенок вспомнит, как он справлялся с трудностями раньше, представит, что бы сказал другу, окажись он на его месте. Не стоит навязывать подростку готовые шаблоны, выводы должен делать он сам.

Как убедить подростка обратиться за помощью

Противиться помощи специалистов несовершеннолетний может по нескольким причинам:

  • он боится и нуждается в поддержке;
  • опасается осуждения и насмешек;
  • думает, что его сразу поставят на учет или положат в «психушку»;
  • считает себя слабаком, раз не смог справиться с кризисом сам.

Специалисты существуют как раз для того, чтобы решать вопросы по своему профилю. Например, зубы лечат у стоматолога, а душевный дискомфорт — у психолога или психиатра, и это совершенно нормально. Посетить врача при желании можно вместе с родителями.

Иногда симптомы суицидального поведения очевидны окружающим, а подросток категорически не хочет идти на контакт: например, начинает угрожать, что сделает с собой что-то немедленно. Тогда ждать нельзя: возможно, придется даже  вызвать скорую помощь.

Куда обращаться

  1. Региональные и федеральные кризисные линии, телефоны доверия, школьный психолог.
  2. Психиатрические клиники:
  1. Психоневрологический диспансер.
  2. Бесплатные службы психологической помощи населению (Москва):
  • Московская служба психологической помощи населению (МСППН);
  • Городской психолого-педагогический центр (ГППЦ).
  1. Частные центры / практикующие врачи и клинические психологи.
  2. Бесплатная кризисная помощь для подростков по переписке:

На сайте uchitel.club доступна запись лектория «„Меня все достало!“: кризисы у детей и подростков. Экспертный взгляд», а также презентация эксперта.


Источник