«Качай мозг смолоду»: 5 способов укрепить навыки логического мышления у школьников

Категории: Статьи

Логическое мышление — это осмысление поступающей информации, поиск взаимосвязей и в итоге принятие верного решения. Оно не имеет ничего общего с разгадыванием кроссвордов и головоломками. Это целая система навыков: от умения доказать свою точку зрения — до систематизации знаний об окружающем мире.

Известный исследователь человеческого мозга, нейролингвист, профессор Татьяна Черниговская убеждена: чтобы не потеряться в неимоверном потоке информации эпохи диджитал и сохранять рассудительность во взрослом возрасте, нужно развивать логическое мышление уже в детстве. Тем более что для этого существуют несложные приемы, многие из которых строятся в форме игры.

Зачем развивать логическое мышление

Каждый день взрослые сталкиваются с задачами, которые требуют решения логическим путем: от выбора удобного маршрута до крупных сделок в бизнесе. Для того, чтобы сделать правильный выбор, важно обладать достаточной информацией. И с этим как раз проблем не возникает. Ведь процесс мышления современных школьников происходит гораздо быстрее, чем у их сверстников, живших 50 лет назад.

Парадокс заключается в том, что при высокой скорости мышления в эпоху соцсетей и цифровизации растет число детей, неспособных дочитать большой текст до конца, определить его главную мысль и сделать выводы.

«Вопрос не в том, чтобы накопить знания, а в том, чтобы научить детей думать, классифицировать информацию — научить учиться».

Ситуацию поможет исправить целенаправленная работа над развитием логического мышления у школьников. Она позволяет:

  • Лучше концентрироваться;
  • Эффективно выстраивать причинно-следственные связи;
  • Находить выход из сложных ситуаций;
  • Ясно и четко излагать свою позицию, мысли и суждения;
  • Неординарно и творчески мыслить.

Логическое мышление и нейронные связи

Мозг тренируется так же, как и мускулатура, и в процессе упражнений образуются новые нейронные связи. Больше связей — больше умений, навыков, быстрее процессы анализа и синтеза информации. Развитие личности — это, по сути, формирование новых нейронных связей.

В первые годы жизни это происходит феноменально быстро, по мере взаимодействия с предметами и явлениями окружающего мира. Человеческий мозг настроен на индивидуальный опыт: чем больше опыта — тем больше нейронных связей. Электрические импульсы нейронов прокладывают нейронные пути, по которым в будущем быстрее побегут другие импульсы. Если мозгу не давать пищу и не использовать нейронные связи, они начинают отмирать.

В зрелом возрасте системы мозга меньше способны к изменениям, поэтому, если не заняться производством нейронных связей в детстве, «перепрошить» мозг потом будет сложнее.

«Мы рождаемся с мощнейшим компьютером в голове. Но в него надо установить программы, — говорит исследователь человеческого мозга. — Какие-то программы в нем уже стоят, а какие-то туда нужно закачать, и вы качаете их всю жизнь. Все время меняетесь, перестраиваетесь. Мозг учится все время! Вопрос только в том, что ему предлагают — „пищу“ высокого класса или низкого качества».

Для того, чтобы установить в «компьютер» мозга «проверенное ПО», существуют довольно простые приемы, классификация которых сводится, по сути, к пяти действиям.

5 приемов развития логического мышления

1. Анализируйте

Возьмем предложение: «Яркое солнце освещало зеленые кроны берез». Что можно заключить, исходя из этого описания? Например, определить время года и суток, предположить, где происходит действие. Рассуждая логически, ребенок отвечает, что в предложении описан летний день, потому что ярко светит солнце, а действие, скорее всего, происходит в парке или в лесу.

От таких простых умозаключений полезно иногда переходить к парадоксальным логическим цепочкам: например, связать курицу и стол. Возможно, курица гуляла вокруг стола, а, может быть, попала на стол из магазина.

Здорово, если получится самому придумать фантастическую историю. Например, предположить, что будет, если по городу ходят инопланетяне, а из-под крана течет лимонад.

2. Играйте

Ученые нейролингвисты склоняются к тому, что даже обычный тетрис улучшает навыки логического мышления. Но время, проводимое за компьютером, все же лучше ограничивать и чаще использовать материальные игры: развивающие карточки, ребусы, «настолки».

Универсальное средство развития логического мышления — это шахматы, ведь, чтобы победить, игроки выстраивают тактику на много ходов вперед, пытаются предугадать, как поступит противник.

Игра «Отгадай за 10 вопросов» вообще не требует специального оборудования, в нее можно играть даже по дороге из школы. Ведущий загадывает персонаж и обозначает его, например, так: «Это герой русской сказки». Чтобы вычислить персонажа из множества вариантов, можно задать только десять вопросов: добрый он или злой, животное или человек и так далее.

3. Переключайтесь

Психологи считают, что умение переключать внимание с одного дела на другое является базовым. Оно помогает предотвратить истощение нервных клеток и переутомление, способствует успешной учебе, быстрому решению задач.

Чтобы тренировать переключение внимания, школьнику достаточно чаще практиковаться: например, полчаса решать математические задачи, а потом отложить их, чтобы порисовать. Да и усваивать материал лучше не бесконечной зубрежкой, а сочетанием получасовых занятий с 15-минутным перерывом. Еще лучше — сном, утверждают специалисты:

«Если хотите что-то помнить утром, нужно выучить и заснуть. Какое-то время назад это было догадкой, сейчас это научный факт. Полученные данные во сне переместятся в долгосрочную память».

4. Тренируйте память

Чтение наизусть стихов — проверенный временем и эффективный метод тренировки памяти. Причем стихи должны иметь сложные образы и звуковой ряд. Более легкое упражнение — запоминать предметы на картинке или столе и фиксировать происходящие с ними изменения.

5. Классифицируйте

Для этого тоже существуют специальные игры: взять пары слов, противоположных по значению, и подобрать для них максимальное количество общих признаков. Например, что общего у рояля и машины? И рояль, и машина имеют колеса, бывают черного или белого цвета, можно сопоставить их размер.

БОНУС

Самое важное в работе над развитием логического мышления у школьников — это акцент на положительном результате и его закрепление. «Учитель, занимающийся технической передачей данных, больше не нужен», — считает Татьяна Черниговская. Радость от учебы и позитивная среда — вот необходимые условия нормального формирования мыслительных навыков, которые педагогу следует создавать и поддерживать.

Книги в помощь педагогу и родителям

Лучше понять устройство мозга и нейронных связей, осознать возможные сценарии развития логического мышления у школьников, найти полезные упражнения и игры от практикующих педагогов и систематизировать работу в этом направлении поможет специальная литература по теме:

  1. Т. Черниговская — «Как научить мозг учиться».
  2. Т. Черниговская — «Интернет. Мозг и «жидкий мир».
  3. Л. Тихомирова — «Логика. Дети 7-10 лет».
  4. С. Гаврилова, Н. Кутявина, С. Щербинина — «Развиваем логическое мышление».
  5. С. Федин — «Логические задачи для юного сыщика».
  6. «Логика. Учимся самостоятельно думать». Изд-во «Эксмо».
  7. С. Гордиенко — «Большая книга маленького гения. 777 логических игр для детей».
  8. Г. Шалаева — «Иллюстрированные тесты для детей».
  9. И. Сухин — «Какуро для детей: Математическая игра-головоломка для будущих отличников».
  10. Л. Кэрролл — «История с узелками».
  11. Е. Ефимовский — «Ракета и травинка».

    Источник