«Я боюсь свою дочь-подростка»

Дочери 15 лет, переходный возраст в разгаре (со всеми сопутствующими «симптомами»). По дому не делает абсолютно ничего и никогда не делала. Учебу забросила — заканчивает девятый класс, в десятый идти категорически отказывается, боится ЕГЭ. Что делать дальше, тоже не знает: «Куда-нибудь поступлю». Учиться не хочет, ничего не интересно, только в телефоне играет в какую-то японскую игру и смотрит аниме.

Молчит целыми днями. Когда к ней обращаюсь, не реагирует, сидит в наушниках, зато когда что-то надо ей (чаще всего — денег), сразу вспоминает такие слова, как «мама», «мамочка». Если обращаюсь к ней во время ее игры, может дико наорать: «Ты что, не видишь, у меня тут бой идет!» Истерит, кричит, может легко обозвать меня дурой или идиоткой. Если честно, я ее боюсь.

Рычагов воздействия никаких: подзатыльник уже не дашь, вымахала выше и здоровее меня. Авторитетов у нее нет, никого не слушает. Я мать-одиночка, отца у дочери никогда не было. У меня есть еще дочь 9 лет, которую старшая ненавидит и все время обижает, и моя мама, которую она тоже ни во что не ставит, считает ее взгляды на мир допотопными.

У нее пара подружек в школе: встречаются там, никуда не ходят. Общение дома только в мессенджере: переписываются, даже по телефону никогда не болтают. Дочь ненавидит реальный мир, говорит, хочет жить в виртуальном, там все просто, а здесь одни проблемы.

Я реально ее боюсь — если она так легко меня обзывает, того гляди и ударит, а что дальше? Учиться и работать вообще не хочет, значит, станет сидеть на моей шее, а я не хочу ее взрослую содержать. С ужасом думаю, что будет, когда стану старая и немощная, ведь она реально «стакан воды не подаст», уж лучше сразу в дом престарелых. Подскажите, пожалуйста, хоть что-то можно сделать в этой ситуации?

Юлия, 40 лет

Юлия, ваши проблемы с дочерью не связаны с ее переходным возрастом. Вы пишете, что она и раньше ничего по дому не делала. Училась и раньше, наверное, плохо, так как не сформированы мотивация и навык. Вам, конечно, надо обратиться к психологу.

Необходимо разобраться в вашем представлении о воспитании. Понять ваши ценности и взгляды на жизнь. Как и когда ребенок, который от вас зависит, начал вас обзывать? Почему вы поддаетесь, забываете про обиду, «ведетесь» на подлизывание и даете денег? Почему и за что вы раньше использовали в воспитании подзатыльники? Есть ли в вашем распоряжении другие способы воздействия на детей?

Как вы воспитываете младшую дочь? Возможно, вам казалось, что дети сами растут и сами развиваются? Но кормить, одевать и давать денег мало. Если девочка унижает мать, значит, она чувствует слабость и неуверенность взрослого. Она почувствовала отсутствие стержня, уважения и умения отстаивать свои ценности. И дочь заполняет пустоту своими взглядами, требованиями и капризами. Как получилось, что кормилица не научила себя ценить?

Никогда не поздно учиться развивать отношения с ребенком. Но начать нужно с себя

Конечно, можно изменить ситуацию. Но это достаточно сложный и долгий путь. Дочь может перестроиться, если вы разберетесь в себе, в своих чувствах и мыслях. Переходный период происходит у детей, но в большей степени это проверка на зрелость их родителей.

Легко заставить маленького ребенка что-то сделать. Но можно не заметить, как он вырос. И при этом договариваться с ним родитель не научился, так как проще было приказать, быть главным. А теперь пришло время партнерских отношений, а навыка переговоров нет. Поэтому трудно.

Никогда не поздно учиться развивать отношения с ребенком. Но начать нужно с себя. Не откладывайте этот процесс. Грустно читать, что вы уже предполагаете, что она будет сидеть на вашей шее. Меня настораживают ваши ожидания и страхи от возможного насилия со стороны дочери. Своей жертвенной позицией вы можете ускорить проявление агрессии.

Вам предстоит работа с психологом, чтобы защитить себя сейчас и не допустить ужаса в старости.


Источник