«Хватит прожектерства, дайте спортзалы»: ответ учителя физкультуры на новую инициативу Минпроса

Категории: Статьи

Тэги:

Учитель физической культуры физико-математической школы Сибирского федерального университета Сергей Минденко — о планах главы Министерства просвещения России Сергея Кравцова создать к 2024 году спортивные клубы и построить бассейны «во всех школах» страны. 

Был я как-то в Турции. Из любопытства решил сходить на экскурсию в обычную школу в туристическом районе Антальи. В деревенской школе — собственный крытый футбольный стадион, на котором можно заниматься в любую погоду. Зависть берет…

Я живу и работаю в Красноярске. В нашем городе спортивные клубы (СОК, ШСК) есть фактически при всех школах.

Но многие учебные заведения работают в две  смены. Уроки начинаются в 8:00–8:20 и заканчиваются в районе 18:00–19:00. Спортивный зал занят все это время. А по вечерам залы распределяются между тренерами спортивных школ, потому что в городе этих самых залов катастрофически не хватает.

Есть дефицит открытых спортивных площадок с искусственным покрытием. Нет качественных спортивных дорожек, школьных стадионов, а в некоторых учебных заведениях, расположенных в старых зданиях, и залов-то нет! Получается, что даже если директор и захочет организовать спортивный клуб, то занятия проводить или негде, или некогда.

Идея строить бассейны хороша! Но бассейн — это сложный инфраструктурный спортивный объект, требующий обслуживания и не самого дешевого содержания. Плюс к этому — жесткие требования к безопасности и санитарному состоянию. При бассейне всегда должен находиться врач. А где его взять? У нас порой на две школы — одна медсестра!

Так, может быть, нам нужно не бассейны строить, а начать с того, чтобы создать дополнительные спортзалы, чтобы разгрузить действующие?  Ведь в школах не хватает спортивных залов: часто занимаются по два, а порой и по три класса одновременно. Скажите, пожалуйста, чему в таких условиях можно научить? Что развить? Что сформировать? Как соблюсти технику безопасности, если на одном уроке находятся вместе первый, пятый и девятый классы?

Да, школам выделяют субсидии. Но эти денежки, как могут, «кроят» между новыми партами, компьютерами, электронными досками и мячами. Знаете, сколько мячей нужно на урок? Как минимум один мяч на пару занимающихся, то есть 15-20 штук на класс. А денежных средств — только на покупку двух мячей, и то, не лучшего качества. Вот и вся поддержка. А как школа и учителя физкультуры выкручиваются из этой ситуации — это наша профессиональная тайна!

Я работал в школе, для которой архитекторы-дизайнеры разработали план реконструкции спортивной площадки, даже сделали геодезическую съемку. Денег потратили немало, но прошло уже три года — а воз и ныне там! Кончилось финансирование.

Возникает и другой вопрос — кадровый. Когда я был студентом Омского  института физической культуры, нас учили преподавать разные виды спорта: подвижные игры, футбол, баскетбол, ручной мяч, волейбол, гимнастику, акробатику, лыжи, плавание, коньки, туризм. Мы знали, как реализовать все это на практике. Конечно, институты физической культуры существуют по-прежнему, но только учат там те, кто ни дня не работал в школе. Это как если хирурга обучает тот, кто ни разу не делал реальную операцию! В итоге выпускники боятся вести уроки, потому что не готовы, не умеют, не знают, как учить и как тренировать.

А какой процент выпускников устраиваются работать по специальности? Толковые, грамотные ребята не идут в школу по финансовым причинам. А кто остается? В таком случае не стоит ли вернуться к системе распределения: если учился на «бюджете», то должен отработать в школе не менее трех-пяти лет? Не хочешь — возмещай государству затраченные на свое обучение средства.

Ну и, конечно, зарплаты тренера, инструктора, учителя физкультуры должно хватать не только на проезд до работы. А с оплатой работы молодых специалистов все очень сложно. Например, за 18 часов учебной нагрузки учитель получает оклад в 15 000 рублей и еще 4000 рублей стимулирующих выплат, для «дотягивания» до МРОт. Итого — 19 000. Это та же сумма, которую учитель получает за 26 часов нагрузки без «дотягивания» до МРОт. Спрашивается, зачем работать больше за те же деньги?

И последнее. В моем детстве в каждом микрорайоне был спортивный клуб. У нас он назывался «Ландыш». И тех ребят, которые показывали хорошие результаты, забирали в спортивные школы, а потом и в школы олимпийского резерва. Работала система отбора. Сейчас в ней полный провал, поэтому у детей нет серьезной цели, ради которой стоит заниматься.

Ситуацию в детском и юношеском спорте нужно решать комплексно. Восстанавливать систему. Строить инфраструктуру. Формировать кадры. А не заниматься «прожекторством».

Но, впрочем, как говорят: «Обещать — не значит жениться». Не так ли, господа?


Источник