«Давно закончилась война…»

Мастерская ценностных ориентаций для 5-11 классов

Глушкова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Кормовищенская СОШ», г. Лысьва,  Пермский край


У каждого учителя есть разработки, которыми он гордится. Предлагаемая мастерская – одна из таких. Достаточно сказать, что проводила я ее два года назад, но те, кто присутствовал (дети и взрослые), помнят до сих пор. Для них это стало событием. Один из секретов такого воздействия – потрясающий видеоряд. Вся мастерская построена на трех видеороликах и системе вопросов и заданий. Прозвучавшие песни стали любимыми у ребят. Они пели их на конкурсе, слушали и слушают на переменах.
Мастерскую я проводила в разных классах. И через какое-то время эти ребята скидывали мне новые песни. Я понимала: зацепило. И даже взрослые после мастерской говорили, что произошло некое переосмысление. Когда я нашла материалы об акции «Георгиевская свеча», я поняла, что эта акция очень органично вписывается в нашу мастерскую.
В данный момент мы реализуем с ребятами проект «Дни воинской славы России» — 22 июня с волонтерским отрядом проводим акцию «Мы выбираем жизнь» и обязательно включим в нее проект «Георгиевская свеча». Ребята поддержали эту идею.

 
Цели:

  • Формировать ценностное отношение к подвигу участников Великой Отечественной войны, воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство патриотизма.
  • Мотивировать на деятельность – участие в мероприятиях, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, включая проект «Свеча памяти».
  • Формировать навыки самостоятельной учебной деятельности и совместной деятельности в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
  • Совершенствовать навыки устной и письменной речи учащихся.

Предварительное задание: узнать, как ваша семья связана с войной? Кто воевал? В каких войсках? Кто трудился в тылу? На каких предприятиях?

 

Ход мастерской:

I. Организационный момент. Мотивация.

2015 год – юбилейный для нашей страны. Что это за событие? (ответы участников мастерской)
Я предлагаю начать разговор с видеоролика.

Просмотр видеоролика «О той весне», слова и музыка Елены Плотниковой

II. Индукция

Что связывает вас, вашу семью с той войной?
Я предлагаю вам написать об этом, но в современном формате – 140 знаков (формат Твиттера).

(Учащиеся работают индивидуально, можно включить фоном музыку из к/ф «Офицеры», пишут на треугольных листочках в клетку – имитация военных писем)

 

III. Социализация (первичная)

Я предлагаю вам соединиться в группы, выслушать каждого и объединить свои записи, приклеив их на общий лист, а затем представить всем нам.

(Работа в группах)

 

IV. Социализация

Представление наработок групп — получается своеобразная Стена памяти.

Примечание. Мы с ребятами оформили эти листы в Стену памяти, собрав записи со всех классов, где проводилась мастерская. Эффект был потрясающим.

Промежуточный вывод: 70 лет прошло, но мы видим, что все мы так или иначе связаны с войной.

Ведущий предлагает просмотреть еще один видеоролик — «Давным-давно была война» (муз. А.Зацепина, сл. Л.Дербенева).  Ссылка на видео в конце страницы.

https://rutube.ru/video/39a14171f1b61a523fe02b962d49870b/?autoStart=true&bmstart=324

V. Разрыв

Война, действительно, закончилась давно… Знаете, меня в последнее время очень волнует вопрос: нужно ли помнить о той войне? Зачем?

(Ответы участников мастерской. Можно привести пример, когда в одной из стран памятники героям делали из дерева)

Примечание. В одной из передач «Что? Где? Когда?» на вопрос из чего были сделаны памятники, знатоки объяснили: чтобы не культивировать вражду, памятники делали из дерева, поскольку дерево непрочный материал, разрушается быстро. Можно задать вопрос: «Возможно, пришло время делать деревянные памятники?».

Стоит задать и другие «провокационные» вопросы: сегодня многие говорят о том, что русским больше нечем гордиться (победа в Великой Отечественной войне, полет в космос – на этом перечень достижений заканчивается), поэтому русские культивируют память о войне.

Конечно, запускать такие вопросы допустимо только при условии, что учитель может уверенно аргументировать. Лично я эти ответы нашла в песне группы «Скрэтч» «Память». Если кому-то сложно воспринимать рэп, можно воспользоваться просто текстом. 

Просмотр и обсуждение видеоролика «Память» группы «Скрэтч»

Текст песни «Память» группы «Скрэтч» 

Когда мы вырвем из себя страницы памяти —
Истлеют временем былых героев подвиги…
Сердца утопим мы в промозглой слякоти —
Грязнее грязи будем, что стелилась под ноги…
Когда забудем сколько жизней пролито,
Как смерть в лото играла похоронками,
Как мужество в глаза смотрело смерти той —
Тогда и станем, как тростина ломкими.
Когда развеем пеплом лет воспоминания,
О пашнях, что солдатской кровью сдобрены,
О светлой доблести последнего дыхания —
Тогда и будем пустотою попраны.
Когда не в силах будем вспомнить слезы матери,
Как скорбью облачали себя вдовы,
Как рваной болью хлеб черствел над гранями…
Смиримся, что к бездушию готовы мы…

Пыльными дорогами,
Горными потоками –
Помни ИХ!
Звездами и ливнями,
Веснами и зимами –
Помни ИХ!..

Когда забудем о сединах в прядях юности,
Что с криком шла в свинец объятий,
О том, какой дано ей было крест нести —
Что проку будет от святых наших распятий?
Когда не вспомним ни имен, ни лиц солдат,
Враставших в камни духом тверже крепости,
Зубами рвавших мертвый хват блокад…
Тогда какие нами станут править ценности?
Когда умолкнут в нас воспоминания,
Как небо сыпалось от пулевых отверстий,
Как взрывами хребты ломали здания,
Что будет в нас тогда сильнее смерти?
Когда зароем в катакомбах нашей памяти
Тех, что росой багровой Землю обняли…
И как Земля потом глотала раны те…
Мы сами будем ли достойны, чтоб нас помнили?..

Пыльными дорогами,
Горными потоками –
Помни ИХ!
Звездами и ливнями,
Веснами и зимами –
Помни ИХ!
(2 раза)

 

VI. С чего начинается память?

Я думаю, прежде всего, она – в наших делах. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы эстафета памяти не прервалась?

(Мозговой штурм)

Здесь можно рассказать о проекте «Свеча памяти» (видеоролик)

Другие видеоролики на эту тему: http://svecha-pamyati.ru/videoroliki/

 

VII. Возможный вариант рефлексии

Пришло время подводить итоги. Сделайте это в формате Твиттера – 140 знаков. Что дала вам сегодняшняя мастерская? О чем заставила задуматься?

 

VIII. Завершить разговор можно клипом «Мир без войны»

 


Музыкальное оформление (видеоролики):