Зачетный вопрос

Как студенты и преподаватели российских вузов относятся к предложению изменить сроки сессий.

Накануне Дня российского студенчества в Госдуме решили сделать всем студентам подарок. Депутаты выступили с инициативой изменить сроки зимних сессий так, чтобы они заканчивались до нового года, а весенний семестр начинался бы 26 января.

По мнению авторов, так будет соблюдено законодательство о выходных днях, а студенты и преподаватели смогут нормально отдохнуть, а не в стрессе готовиться к экзаменам и принимать их. Предложение уже направлено главе Минобрнауки РФ Валерию Фалькову. Но готовы ли к таким изменениям в вузах? Представляем читателям, что об этом думают преподаватели и студенты.

 

Борис Илюхин, старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ Президентской академии:

— Семестр — это не просто слово, а характеристика образовательной программы, которая определяется количеством недель: 16 недель занятий, зачетная неделя и три недели сессии. Итого 20 недель, которые заканчиваются примерно в конце января. Сессию сократить нельзя — между экзаменами должно быть не меньше 3-4 дней. Если принять сокращение сроков, то либо надо начинать учиться в августе, либо сокращать количество ВСЕХ учебных часов по всем курсам на время, кратное трем неделям. Фактически, сейчас студенты имеют перерыв в 8-10 дней во время сессии, поскольку с 30 декабря по 8 января преподаватели тоже отдыхают, как и все люди. Делать один семестр короче, а другой длиннее — странная идея. Она приведет к дисбалансу учебных часов по разным уже давно сложившимся и устоявшимся курсам. Где-то сократят лабораторные работы, где-то практики. Положительного в этом мало.

Возможно коллеги не знают, но учебные планы и программы вуз утверждает самостоятельно. И если, например, вуз считает это возможным, то семестр делается короче, немного сокращается время сессии. И тогда студенческие каникулы начинаются уже после экзаменов, сразу после новогодних праздников. Так что это право вуза. Надо ли всех обязывать поступать одинаково — большой вопрос. Программы подготовки очень разные, как и сами вузы.

 

Денис Кузьмин, директор физтех-школы биологической и медицинской физики МФТИ:

— Как все устроено в вузах? Идет учебный семестр, потом зачетная сессия, потом — экзаменационная сессия. И чтобы избежать перегрузок, нужен баланс: должна быть адекватная пауза между зачетами, расстояние между зачетной и экзаменационной сессиями и нормальные промежутки между экзаменами. Ну и количество самих экзаменов и зачетов должно быть адекватным. Потому что перегрузка возникает, когда или расписание сессии составлено криво, или перебор с количеством экзаменов. Мне кажется, здесь надо думать об оптимизации: чтобы хватило времени все сдать и восстановиться. Но если, как предлагается, проводить и зачетную, и экзаменационную сессии в декабре, придется или семестр начинать раньше (в августе?), или делать его более насыщенным, или сокращать паузу между зачетной сессией и экзаменами. Но это будут те же самые перегрузки. Есть еще один момент. Если начинать четные семестры 26 января, а все экзамены «утрамбовать» в декабрь, получится, что мы выключаем студентов из образовательного процесса практически на месяц. На мой взгляд, это достаточно странная история. После большого перерыва вникнуть в учебу будет сложно, а это снова стресс и перегрузки.

 

Марина Тюрина, студентка 2 курса факультета журналистики МГУ им. Ломоносова:

— Инициатива начинать весенний семестр 26 января мне кажется не слишком удачной. Сразу хочется спросить авторов: это значит первое учебное полугодие будет короче второго? Летняя сессия будет сложнее — ведь будет больше информации? Непонятно. И как должна проходить теперь зимняя сессия? Переживания и стрессы все равно будут: хоть в январе, хоть в декабре. По себе знаю, как важно в начале учебного года взять верный темп. И вот ты после лета только разогнался, только вливаешься в эту учебную атмосферу и тут раз — уже сессия. Что там сдавать? Есть дисциплины, по которым нужно минимум месяца четыре, чтобы понять хотя бы азы, базу.

А как быть с теми, кто учится на платных отделениях? На журфаке, например, платят равными частями за каждое полугодие. Если зимний семестр станет короче, платить за него ту же сумму странно. Придется очень многое менять: и порядок оплаты обучения, и систему выплаты стипендий, и график пересдач. У нас, например, пересдачи были вплоть до начала зимней сессии, которая началась 23 декабря. 20 декабря люди еще сдавали летнюю сессию с комиссией. Как они должны успеть закрыть эти пересдачи?

Давайте оставим все, как есть. Классическая система самая лучшая. Каникулы начинаются в День российского студенчества (и в день рождения МГУ). Это такой хороший символ.

 

Расим Хазиев, начальник управления по связям с общественностью Казанского национального исследовательского технического университета им. Туполева (КНИТУ-КАИ):

— Инициатива учитывает интересы студентов и может положительно повлиять на качество образования. Перенос сессии позволит снизить психологическую нагрузку — молодежь сможет спокойно отдохнуть в праздники и восстановить силы перед новым семестром.

Однако перенос потребует корректировки учебного процесса. В технических дисциплинах важна последовательность освоения материала — от базовых концепций к сложным расчетам и проектам. Особое внимание нужно уделить предметам с лабораторными работами.

Для реализации необходимо скорректировать учебные планы, обеспечить техническую базу для интенсивных занятий и, возможно, внедрить дополнительные форматы самостоятельной работы студентов.

 

Сергей Крылов, директор института «Компьютерные науки и прикладная математика» МАИ:

— Заканчивать осенний семестр, включая сессию, до новогодних праздников представляется хорошей идеей. Это позволит избежать разрыва между зачетной и экзаменационной сессией, студенты смогут сосредоточиться на подготовке к экзаменам, не отвлекаясь на праздники. Кроме того, есть социальный аспект: студенты из других регионов смогут, сдав экзамены, спокойно поехать домой и повидаться с родителями. Билеты бывают дорогие и ездить домой сначала на новогодние праздники, а потом на каникулы обходится в два раза дороже.

Но есть и недостаток: осенний семестр будет на месяц короче весеннего. Но это вопрос планирования учебного процесса, и он может быть решен при неизбежном обновлении образовательных программ в процессе перехода на новую модель высшего образования, запланированного на 2026 год.

 

Дарья, студентка 3 курса Российского государственного художественно-промышленного университета им. Строганова:

— Этот вопрос более чувствителен для тех, кто сдает экзамены, к которым нужно много читать, зубрить. У нас же экзамены — это, как правило, «ручная работа». Нам дают задание сделать объект, нарисовать картину и пр. Мы и так все успеваем до нового года. Но официально я обычно освобождаюсь после 15 января и отдыхаю до конца месяца. Мне хватает.

Источник