Выпускные экзамены закончатся. Что дальше?

Перед девятиклассниками встает вопрос — куда пойти учиться дальше? Можно выбрать продолжение обучения в 10 классе своей или какой-то другой школы, либо отправиться получать профессию в колледж. Выпускники 11-х классов решают, получать ли им дальнейшее профессиональное образование в колледже или вузе. Чем руководствоваться, решая эти вопросы?

Обсудим их по порядку. Начнем с девятиклассников.

Итак, у выпускников девятых классов есть три возможных пути:

  1. продолжить обучение в 10-м классе своей школы;
  2. продолжить обучение в 10-м классе какой-то другой школы, например, если в ней есть какой-то интересный профиль, которого нет в своей школе;
  3. поступить учиться в колледж для получения среднего профессионального или среднего специального образования.

Какой путь выбрать?

Прежде всего имеет смысл обдумать отношение к учебе и ее результаты. Если учеба доставляет одни огорчения, результаты учебы низкие, заставить себя систематически заниматься нет ни сил, ни желания, а учителя настойчиво советуют подумать о рабочей профессии, вероятно, есть резон прислушаться к этим советам, выбрать рабочую профессию по интересам и поступать в соответствующий колледж. Конечно, в колледже тоже придется серьезно относиться к учебе, но несколько иное, чем в школе, отношение со стороны педагогов (отношение как к более взрослым), плюс четкая направленность на получение конкретной профессии, способны заметно повысить мотивацию.

Если учеба идет средне или выше среднего уровня, но есть более-менее выраженные профессиональные предпочтения, стоит подумать о продолжении обучения в школе, где есть соответствующий профиль, или в колледже по соответствующей профессии.

Если при средней или высокой успеваемости профессиональные предпочтения не просматриваются, вероятно, стоит продолжить обучение в своей школе, но обратить внимание на необходимость серьезной профориентации.

Наконец, при хороших учебных успехах, умении и желании учиться, независимо от профессиональных предпочтений, разумным выбором представляется продолжение обучения в своей школе или в школе с углубленным изучением предметов, которые представляют наибольший интерес.

 

Теперь поговорим о выпускниках одиннадцатых классов.

Результаты ЕГЭ, не дающие возможности для поступления в вуз, почти наверняка позволят поступить в колледж. Необходимо только выбрать наиболее интересную профессию, если она еще не выбрана, то есть пройти профориентационную диагностику. Для этого можно воспользоваться специализированными сайтами или опубликованными изданиями, но все же я бы рекомендовал воспользоваться советами грамотных специалистов, а также посетить центр, где есть профессиональная ориентация, как один или единственный вид деятельности.

Не помешает квалифицированная консультация по профориентации и тем одиннадцатиклассникам, которые с хорошими результатами заканчивают обучение в школе, но еще не выбрали будущую профессию и не решили, в какой вуз поступать.

Конечно, при выборе профессии нужно учитывать не только то, к чему «лежит душа», но и возможности дальнейшего применения полученных профессиональных знаний. Самоопределение, безусловно, играет очень важную роль в выборе будущего образовательного и трудового пути, в формировании ощущения профессионального благополучия, но не меньшую роль играет и ощущение востребованности, нужности своего труда, а это уже прямо связано с наличием в регионе соответствующих вакансий.

В общем, перед поступлением в вуз или колледж, не лишним будет «побродить» по сайтам трудоустройства, почитать аналитические материалы, ознакомиться со списком наиболее востребованных профессий сегодня и на перспективу.

Отдельно нужно сказать об особенностях двух основных сфер деятельности — технической и гуманитарной. Профессии технической сферы более конкретны, относительно более «узки». Гуманитарные — охватывают более широкий круг схожих видов деятельности. Например, инженер-конструктор электронной техники и инженер-конструктор автомобилей — это две совершенно разные специальности. Даже инженер-конструктор и инженер-технолог по электронной технике вряд ли смогут заменить один другого без объемной дополнительной подготовки. В то же время, социолог без серьезного дообучения или переобучения может работать и в сфере исследований, и в сфере преподавания, и в сфере тренинга, и в сфере государственного управления.

То есть, если выпускник школы пока не определился, и работа по профориентации не принесла заметных результатов — четкого предпочтения каких-то профессий не отмечается, лучше выбрать обучение гуманитарной профессии — менеджер, социолог, психолог и др., — что позволит в дальнейшем без дополнительных сложностей определиться более конкретно.

 

Несколько слов нужно сказать о различиях в обучении в колледже и вузе.

Обучение в колледже имеет ярко выраженную практическую направленность. Выпускник колледжа должен прийти на предприятие или в организацию и сразу же начать квалифицировано работать. Время «на раскачку» предусматривается минимальное. Поэтому в ходе учебы не только достаточно много времени уделяется практике, но и само объяснение материала ведется доступным языком со множеством примеров, большим количеством практических и лабораторных работ. Отношение к обучающимся уважительное, но требовательное. Ожидается серьезное отношение к делу, поскольку работа на современном оборудовании и с современным инструментом не терпит легкомысленного отношения. Детские выходки не приветствуются еще и потому, что не соответствуют облику современного рабочего, человека труда.

Обучение в вузах более абстрактно, ориентировано на освоение студентами общих понятий и общих теоретических закономерностей. Предполагается, что поле использования полученных знаний достаточно широко, и, оказавшись на рабочем месте после окончания обучения, специалист в течение некоторого времени будет способен разобраться, что конкретно от него требуется, актуализирует необходимую именно на данном месте часть знаний. Фраза, над которой часто шутят юмористы: «Забудь все, чему тебя учили; мы объясним, что тебе на самом деле нужно будет делать», — возможна только для выпускника вуза; выпускникам колледжей такое «переучивание», как правило не требуется.

Студенты вузов могут себе позволить и некоторые нарушения дисциплины, и не вполне взрослые поступки, поскольку их значительно меньше контролируют преподаватели, и поскольку в студенческой культуре такие проявления нередко воспринимаются как показатели внутренней свободы и креативности, полезные ученому и инженеру.

Большинство колледжей — бюджетные образовательные организации. Они имеют необходимую лицензию и государственную аккредитацию. Как правило, тесно сотрудничают с одним или несколькими предприятиями, поэтому не имеют проблем с трудоустройством выпускников. Выпускники также, как правило, знают свое будущее рабочее место, поскольку на нем или аналогичном проходят производственную практику. Частные колледжи в большинстве своем созданы заинтересованными фирмами и также гарантируют трудоустройство выпускнику. Но в этом случае родителям стоит внимательно проверить наличие у колледжа лицензии и государственной аккредитации. Сотрудничают колледжи и с вузами (при поступлении есть смысл спросить, с какими вузами колледж имеет соответствующие договоры). Вузы заинтересованы в приеме определившихся и имеющих хорошую практическую подготовку абитуриентов. Поэтому многие вузы принимают выпускников колледжей на обучение по сокращенным (на 1–2 года) программам. То есть разница в сроках обучения для выпускника 9 класса, продолжившего обучение в колледже, а потом, в вузе; и выпускника, продолжившего обучение в 10 классе, а потом, в вузе, на некоторых специальностях может составить всего год или даже оказаться равной нулю. При этом разница в их профессиональной квалификации будет весьма значительна и может серьезно повлиять на успешность (и темп) дальнейшей карьеры. Это стоит иметь в виду.

Пожалуй, единственный минус колледжей — не все они предоставляют юношам отсрочку от службы в армии, поэтому, при поступлении юношам обязательно важно выяснить это обстоятельство.

Большинство вузов, как и большинство колледжей, — государственные бюджетные организации. Тем не менее, процент негосударственных вузов значительно больше, чем негосударственных колледжей. Уровень программ в государственных и негосударственных вузах, как правило, один и тот же, но могут быть проблемы с наличием лицензий и государственной аккредитации. Поэтому, если для поступления выбран негосударственный вуз, обязательно нужно проверить наличие у него лицензии и аккредитации. Вузы редко сотрудничают с предприятиями так же тесно, как колледжи, поэтому вопрос трудоустройства выпускников, порой, носит довольно острый характер. Особенно это касается специальностей, популярных у абитуриентов, но не пользующихся высоким спросом у работодателей. Сегодня это экономические и юридические специальности, некоторые гуманитарные специальности — культуролог, социолог, библиотекарь.

Как правило, вузы различаются по стоимости обучения, «проходному» баллу ЕГЭ, наличию дополнительных экзаменов, наличию отсрочки от службы в армии, общежития, военной кафедры. По всем этим вопросам лучше определиться до подачи документов, используя информацию из Интернет и печатных справочников.

Бюджетных, то есть бесплатных мест в государственных вузах сейчас не много. Поэтому стоимость обучения и выделяется как важный критерий для выбора вуза. Нередко в престижных государственных вузах стоимость обучения значительно выше, чем в негосударственных.

При поступлении на те или иные специальности вуз учитывает баллы ЕГЭ, набранные абитуриентом по профильным предметам. Иногда бывает так, что для одной и той же специальности разные вузы считают профильными разные предметы. Если у абитуриента есть сложности с каким-то предметом, который считается профильным по выбранной специальности, есть смысл проверить, может быть в каких-то вузах этот предмет не рассматривается в качестве профильного.

Неплохо, если вуз предоставляет юношам отсрочку от армии. Однако после вуза все-таки придется отслужить положенный срок на рядовых и сержантских должностях. Если же вуз имеет военную кафедру, на службу призовут на офицерскую должность, что можно считать дополнительным плюсом.

Таким образом, выбор пути по окончании 9 класса — задача нетривиальная. Школьникам и их родителям она доставляет немало головной боли. Надеюсь, информация, приведенная в данной статье, позволит сделать более обдуманный и успешный выбор.

 

Игорь Савченко

Источник