Всё важное о профстандарте «Педагог»

Кто может работать учителем согласно профстандарту «Педагог»? Требования к образованию:

  • высшее или среднее образование в рамках укрупненной группы «Образование и педагогические науки» или в области преподаваемого предмета
    или
  • высшее или среднее непедагогическое образование по направлению деятельности (предмету).

Как определить, относится ли специальность к укрупненной группе?

Обратиться к Общероссийскому классификатору специальностей по образованию, принятому и введеному в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2007-ст.

В классификаторе отдельно выделены укрупненные группы специальностей по уровням образования. Укрупненные группы различаются по специальностям среднего и высшего образования.


Примеры

  • выпускник педагогического училища по специальности «Учитель начальных классов» может работать воспитателем в детском саду или педагогом дополнительного образования без переподготовки
  • педагогу со средним профессиональным образованием переподготовка не требуется при работе по направлениям дошкольного образования, преподавания в начальных классах, дополнительного и специального дошкольного образования, а также коррекционной педагогики в начальном образовании
  • у выпускника педагогического училища по специальности «Педагог дополнительного образования» право работать учителем в школе возникнет только после переподготовки
  • педагог со средним профессиональным образованием по специальности «Учитель музыки» может без переподготовки преподавать МХК, изобразительное искусство, черчение
  • педагог с высшим образованием по специальности «Учитель» может преподавать любой предмет в школе, а также работать дефектологом или школьным психологом
  • дефектолог с высшим образованием также может преподавать любой предмет в школе
  • выпускник с высшим образованием по одной из инженерных специальностей может работать учителем математики, физики, информатики (укрупненная группа «Математические и естественные науки»)

Учитель, получивший образование в рамках одной группы специальностей, может преподавать любой предмет в школе, проходя переподготовку параллельно с работой.

Важно! Если у вас педагогическое образование и вас планируют уволить по сокращению штата, вы можете претендовать на все педагогические вакансии. Поскольку для продолжения работы по ним достаточно пройти переподготовку. Если вам не предложили все вакансии, вы сможете восстановиться на работе через суд


Примеры:

  • учителю истории обязаны предложить работать учителем физики, психологом, педагогом дополнительного образования и т.д.
  • при сокращении педагога СПО по специальности «Издательское дело» директор обязан предложить ему вакантные должности преподавателя в секторах «Реклама», «Сервис и туризм» без обязанности проходить переподготовку, а также все педагогические должности при готовности пройти переподготовку параллельно с работой

Директор обязан предложить все вакансии, в том числе требующие переподготовки, однако не вправе обязывать учителей осуществлять переподготовку за счет собственных средств

Длительность программы профессиональной переподготовки должна быть не менее 250 часов (п. 12 Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499)

Если вам отказывают в предоставлении вакантной должности, напишите заявление с просьбой предоставить вам возможность работать на интересующей вас должности, выразив желание пройти переподготовку, и дождитесь письменного ответа. Отказ можно будет обжаловать в суде

Подробно о применении профстандарта «Педагог»

Довольно часто при прекращении срочного трудового договора или в случае расторжения трудового договора директором школы по причине сокращения численности или штата педагогических работников у учителей возникает вопрос о том, имеют ли они право претендовать на иные вакантные в школе должности в силу того, что их трудовая функция соответствует профессиональному стандарту «Педагог».

Согласно статье 46 Федерального закона «Об образовании в РФ» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Требования, указанные в профессиональном стандарте «Педагог», звучат следующим образом:

«К образованию учителя предъявляются следующие требования:  высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации».

Поскольку профстандарт требует соответствия в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования, учитель имеет право преподавать другой предмет вместо того, который преподавал ранее  в тех случаях, когда они относятся к одной укрупненной группе «Образование и педагогические науки» или области, соответствующей преподаваемому предмету. В материалах правоприменительной практики российских судов также подтверждается данное положение: решение Пятигорского городского суда от 14 февраля 2017 г. по делу № 2-987/2017, решение Ленинского районного суда от 7 мая 2019 г. по делу № 2-1821/2019 («Из системного толкования правовых норм следует, что предусмотренные законом требования не означают о необходимости наличия у лица профессионального образования исключительно по направлению подготовки (специальности ) «Образование и педагогика», поскольку альтернативно для учителя нормативными актами предусмотрено наличие образования в области, соответствующей преподаваемому предмету. Аналогично этому является достаточным высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп подготовки»).

К укрупненной группе подготовки «Образование и педагогические науки» относятся следующие должности:

  1. Специальности среднего профессионального образования:

Воспитатель детей дошкольного возраста;
Учитель начальных классов;
Педагог дополнительного образования;
Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием;
Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.).

  1. Направления подготовки высшего образования:

Образование и педагогические науки;
Психолого-педагогическое образование;
Специальное (дефектологическое) образование;
Профессиональное обучение (по отраслям);
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

Под «иным направлением деятельности» понимается укрупнённая группа согласно Приказу Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказу Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1061. Укрупненные группы распределяются по областям образования, имеющим следующие наименования:
Математические и естественные науки;
Инженерное дело, технологии и технические науки;
Здравоохранение и медицинские науки;
Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;
Науки об обществе;
Образование и педагогические науки;
Гуманитарные науки;
Искусство и культура;
Оборона и безопасность государства. Военные науки.

Таким образом, лицо, получившее образование в области математики имеет право вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и др. Данное правило применяется к каждой дисциплине, входящей в укрупненную группу.

Следовательно, мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области конкретного направления преподавания (конкретной педагогической науки) не соответствует требованиям профстандарта в тех случаях, когда в школе имеется вакантная должность преподавателя дисциплины того же направления (укрупненной группы), к которому относится образование учителя. Например, переподготовка учителей физики для преподавания астрономии не требуется, так как эти предметы относятся к одной укрупненной профессиональной группе.

В таких случаях у директора возникает обязанность предложить учителю данную должность в качестве вакантной в случае расторжения трудового договора по сокращению штата или численности работников школы. Также учитель имеет право претендовать на такую должность в случае истечения срока трудового договора. Переподготовка в таких случаях, как уже было сказано, не требуется.

Профессиональная переподготовка направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новых навыков, новой квалификации. При прохождения профессиональной переподготовки учитель приобретает право преподавать дисциплины, не соответствующие его направлению подготовки.

В письме Минпросвещения России от 28.03.2019 N ТС-817/08, в котором даются разъяснения к тексту профстандарта «Педагог», отмечается, что требование о получении ДПО (дополнительного профессионального образования) по направлению деятельности в образовательной организации предусмотрено в отношении лиц, не имеющих высшего или среднего профессионального образования в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету.

Таким образом, если, например, учителя физики сокращают, но в школе вакантна должность учителя музыки, такая должность также должна быть предложена директором сокращаемому учителю, который, заняв такую вакансию, сможет проходить переподготовку параллельно с работой. Порядок рассмотрения возможности предоставления учителю работы, связанной с преподаванием другого предмета, должен учитываться директором и при увольнении учителя по причине прекращения срочного трудового договора.

Это правило находит подтверждение в материалах судебной практики: согласно Определению Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17.05.2021 N 88-9946/2021 расторжение с работником трудового договора за нарушение им установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы, не может иметь место в случае, когда работодатель усматривает такое нарушение в непредоставлении документов о прохождении профессиональной переподготовки. Таким образом, из толкования данного Определения можно сделать вывод, что отсутствие у учителя переподготовки по предмету, не соответствующему его области преподавания (например, музыка вместо физики) не может исключать возможность продолжения работы этого учителя в школе.

Более того, Минобрнауки также разъясняет, что «отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности».

Следовательно, в случае, когда происходит расторжение трудового договора с учителем по причине сокращения или истечения срока действия трудового договора, учитель имеет право претендовать на вакантные должности преподавателя иных дисциплин: как соответствующих его области преподавания (без необходимости прохождения переподготовки), так и любых иных вакантных должностей в школе (с необходимостью пройти переподготовку).

Использованные нормативные акты

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Общероссийский классификатор специальностей по образованию, принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2007-ст.
Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 (ред. от 28.08.2020) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2013 N 29200).
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (ред. от 15.11.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29444).


Источник