Все может быть использовано против тебя
Правила, которые преподавателю стоит соблюдать в соцсетях.
«Ну вот, сейчас очевидные вещи будут перечислять!» – подумаете вы. И будете правы. Вот только в Конституции тоже очевидные вещи пишут: про свободу, равенство, справедливость, законность… А прочитать всё равно стоит. И не раз – а каждый раз, когда возникают вопросы или сомнения.
Законы бывают разные: строгие и не очень, запрещающие и предписывающие, с наступлением ответственности и без нее. Наш будет состоять из двух частей. Так что ловите Закон о поведении преподавателя в социальных сетях (да простят нас депутаты, что отобрали у них хлеб с маслом!).
Преподавателю запрещается
Примечание: запрещается здравым смыслом и перспективой светлого будущего.
- Нарушать законы страны, гражданином которой он является, – касающиеся поведения в Интернете и социальных сетях.
Если не положено у нас в государстве обижать верующих, резко негативно отзываться об облеченных властью, рекламировать запрещенные препараты и клеветать на заклятых подруг – то и незачем это. Пункт вряд ли нуждается в комментариях.
- Выкладывать фото в неглиже (и без него).
Есть профессии, которые требуют эпатажа и смелости: дизайн, блоггинг, стилистика, визаж/макияж, любые виды искусства… А есть такие, принадлежность к которым возлагает ответственность: педагоги, врачи, пожарные, полицейские, представители избранной власти… Вспомним простой и понятный критерий того, стоит ли выкладывать фото и видео, если вы преподаватель. Это ответ на вопрос: стал(а) бы я показывать это маме? И даже если бы показала маме – стала бы она показывать подругам и троюродной тете Вале? Дальше понятно.
- Излагать мысли и мнения матом.
Мы живем в свободном государстве, и нецензурно высказаться, сильно ударившись мизинцем ноги об угол дивана, никому не возбраняется. Но в социальных сетях следует помнить о том, что особо любопытные всегда могут получить доступ даже к самым давним публикациям, о которых вы можете забыть еще вчера, а родители ваших 8-летних учеников точно не забудут.
- В резко негативном ключе критиковать работодателя.
И, кстати, не только нынешнего, но и всех предыдущих или потенциальных. Даже если это может быть чем-то полезно подписчикам, подобная критика настолько неэтична, что оставляет осадок и бросает тень на ваши личные качества, с профессионализмом и качеством работы никак не связанные. Если работодатель так плох, что страшно вспомнить, – не вспоминайте. Если плох сейчас – не сотрудничайте. Кстати, о студентах и учениках, нынешних и бывших, тоже не стоит плохо отзываться в соцсетях.
- Дружить в соцсетях со студентами и учениками.
Как бы цинично это ни звучало, слишком душевное и живое общение в соцсетях (переписка, взаимное комментирование фотографий и видео) рано или поздно приводят к нарушению личных границ и – денежных договоренностей. И то и другое навредит учебному результату и/или репутации и/или доходу.
Ну, и вишенкой на торте – универсальное правило соцсетей: when in doubt, don’t do it (если вы сомневаетесь, не делайте этого).
Преподавателю предписывается
Примечание: предписывается опять же здравым смыслом и перспективой светлого будущего.
Соблюдение правил, перечисленных ниже, с большой долей вероятности, укрепит репутацию, упрочит отношения с работодателем, будет приводить стабильный поток студентов и учеников.
- Писать о своей работе и профессии – с гордостью и без стеснения.
Социальные сети – зеркало, в котором наряду с удачными фото «рабочей» стороны лица отражается внутренний мир и «просвечивает» жизнь. А работа и профессия – важная часть жизни.
Многим из нас кажется, что окружающим неинтересны все наши профессиональные тонкости и «заморочки», но это не так! Даже бухгалтеру, который целыми днями отражает проводки и подшивает первичные документы в папки, есть что интересного о своей работе рассказать. Что уж говорить о преподавателе, который: 1) часто встречает новых людей; 2) работает удаленно; 3) делает жизнь людей лучше, помогая достигать целей, выходить на новый уровень, путешествовать по миру без страха быть непонятым!
- Делиться пользой с подписчиками.
Мы вовсе не призываем вас не покладая мыши и клавиатуры обучать сетевых друзей английскому языку. Но каждый из них будет признателен вам, если периодически вы будете рассказывать о способах преодолевать трудности, о популярных ошибках и поиске мотивации, об интересных лайфхаках, которые сами для себя придумали или необычных инсайтах, на которые случайно наткнулись в процессе работы. Главное, не будьте «кэпом» – и не пересказывайте сведения из грамматических справочников.
- Целенаправленно строить личный бренд.
Профессиональные достижения, выложенные в соцсети, – это нескромно? Вовсе нет! Окружающие буквально ожидают от нас, что мы будем расти и развиваться. Посещение профильных конференций, обучение на тренингах, курсах и семинарах, получение сертификатов может, конечно, вызвать зависть у некоторых подписчиков, но большинство ощутят гордость, что общаются с вами. И, конечно, вспомнят о крутом специалисте, когда потребуется подтянуть язык. Кроме того, не стесняйтесь делиться личным мнением о профессиональных инфоповодах: новых методиках, выступлениях спикеров-экспертов, новостях, касающихся английского языка.
- Активно заниматься нетворкингом.
Работая удаленно, рискуешь разучиться разговаривать с людьми. При этом всем нам нужны не только друзья и родственники, но и люди, которые говорят с нами на одном «профессиональном» языке. Стремитесь оставаться частью сообщества преподавателей, оказывать услуги, помогать советом и прислушиваться к мнениям. Это «заряжает» на развитие, расширяет привычную картину мира, помогает избежать консерватизма и рутины.
- По мере возможности быть в курсе новостей и интересов своих студентов и учеников.
Этот совет вовсе не перечит пункту из блока «запрещается». Полезно быть подписанным на тех, кто с вами занимается английским языком. Знание «внеучебной» изнанки их жизни помогает находить «крючки», за которые можно зацепить новые учебные темы, поддержать мотивацию, вызвать приязнь. Но есть важный нюанс: инициатива подписаться друг на друга должна исходить не от вас.
- Сохранять позитивный сетевой образ.
Это нелегко. Это иногда фальшиво. Но от пессимизма, жалоб, публичных рассказов о детских психологических травмах и высказанных вслух (=на своей странице) обид на знакомых еще никому не становилось легче.
Выбирая преподавателя для себя и/или своего ребенка, люди осознают, что общаться придется много. Если передозировка негатива – явление частое (и неприятное!), то от позитивного взгляда на мир еще никто не пострадал. Стартаперы, которые переоценили потенциал рынка, не в счет.
Будьте внимательны с тем, чем делитесь, что ретвитите. Держитесь подальше от холиваров. И будьте аккуратны с шутками: не страшно если их не поймут, но неприятно – если неверно истолкуют.
Подведем итог. Было бы проще разделить страницы и фильтровать информационный поток: тут – личный, под грифом «секретно», там – профессиональный, в формате «преподаватель вещает». Вот только психологи утверждают, что такое «сетевое раздвоение личности» приводит к депрессии. А пользователи соцсетей все чаще отмечают фальшь, «скучность» и «не-человечность» профессиональных страниц. Решать вам, но компромисс здесь возможен. Достаточно оставаться в соцсетях лучшей версией себя.