В вузах могут отказаться от защиты дипломов. Бакалавры вместо этого будут придумывать стартап

Министерство науки и высшего образования анонсировало изменение подходов к системе и нормам защиты дипломов – программу «Стартап как диплом». Речь идет о том, что итоговой работой бакалавра по окончании 4 лет обучения может стать реальный проект, который потом будет запущен в производство.

В последнее время в вузах много говорится (и кое-что делается) для сближения юного будущего нашей науки с реальным сектором экономики. Например, еще в 2010 году в некоторых ведущих университетах был запущен проект «прикладного бакалавриата». Цель его в том, чтобы студент в стенах университета приобретал не только академические знания, но и прикладные навыки, которые могут заинтересовать работодателей. Новая программа «Стартап как диплом» выглядит логичным продолжением «прикладного» обучения.

В идеале диплом-стартап – это проект, который придумывают и разрабатывают студенты, а воплощают потом производственники при помощи бизнеса, который дает на это деньги. Конечно, нагляднее и понятнее всего такая схема работает в направлениях инженерии и IT. Например, электромобиль КАМА-1, который разрабатывался «Центром компьютерного инжиниринга» СПбГУ и заводом КамАЗ и был впервые представлен на выставке ВУЗПРОМЭКСПО в 2020 году. Там, правда, все деньги были бюджетные. С программистами тоже все понятно. Половину крупных соцсетей и других интернет-гигантов основали вчерашние студенты. Победителей турнира ICPC и других престижных IT-чемпионатов зовут в них работать. Иногда крупные компании и сами устраивают подобные состязания, высматривая «золотые головы». И вот наконец наша академическая высшая наука решилась включиться в этот процесс.

«Мы внедряем подходы, связанные с изменением системы защиты дипломов, – сообщил замминистра Минобрнауки Григорий Гуров. – Есть отдельная норма, которая уже реализуется, и мы ее развиваем в рамках программы «Стартап как диплом». Выпускная квалификационная работа представляет собой реально существующий бизнес-проект, созданный одним студентом или командой, но может быть и в стадии идеи. Проект должен демонстрировать уровень подготовки выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности».

«Новые нормы» – новые ФГОСы, то есть государственные стандарты образования, которые сейчас меняются в России. ФГОСы нового поколения (3++) действуют уже с начала этого года. А самые смелые теоретики высшего образования приступили уже к разработке ФГОС 4.0… Эксперты подчеркивают, что без изменения этих самых норм все, кроме десятка топовых вузов, за которыми исторически закреплены собственные стандарты обучения (МГУ, ВШЭ, РАНхГИС и др.), не смогут внедрить ничего нового, как бы им ни хотелось. Ведь в этом случае все нововведения будут нелегитимными, они будут натыкаться на старые установки в законодательстве. Тем более если речь идет об итоговой аттестации качестве высшего образования – о дипломе. Например, профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина часто говорит о том, что любые преобразования нашей вузовской системы невозможны без корректировки законодательной базы в части ФГОС. «Поддержка осознанного выбора предметов учениками и студентами, который делается при помощи наставников, чрезвычайно важна», – заявляет Абанкина.

Проектная работа, о которой сегодня говорят в Минобрнауки и которую активно внедряют ректоры, и уж тем более проект, который может потянуть на стартап, предусматривает сотрудничество коллектива студентов или индивидуальную работу по разным направлениям. Стало быть, и учебу по разным направлениям – обучение в университетах со сменой специальностей, по гибридным индивидуальным программам. А это уже проект «2+2+2», который начнет свое действие в вузах с 2024 года. Лучше университеты мира, в том числе британские и другие европейские, американские, японские и др. давно работают по этой системе. Суть ее в том, что после 2-го курса бакалавриата можно поменять специальность, направление обучения и университет, и то же самое возможно сделать при поступлении в магистратуру.

– Проектные дипломы существовали и раньше, тут ничего нового нет, – рассказывает инженер московского НИИ по микроэлектронике Леонид Пилатов. – Да и не только в вузах – в техникумах тоже. Я заканчивал техникум электронных приборов, радиоаппаратостроение. У нас на факультете выпускной дипломной работой всегда был действующий аппарат, «машинка», как ее там называли. Если машинка хорошо работает, это была пятерка, если так себе – 4. Но и тройки бывали, конечно. Когда вроде все спроектировал, но ничего не работает. На остальных трех факультетах диплом полагался обычный, теоретический. Потом я учился на вечернем отделении МИРЭА – там, как не странно, мы рабочих моделей не собирали. Гоняли нас на производство, где мы всякие подсобные работы выполняли, типа упаковки готовых изделий или мытья пластинок для фотолитографии. А вот мой друг, который учился в МАМИ, защищал диплом прямо на производстве. На заводе, который рядом с вузом находился, он и сейчас есть. Кажется, это называлось тогда подшефное производство. Но до внедрения такие вещи вряд ли доходили. Все это шло на оборонку и, как правило, было засекречено.


Источник