В российских школах появятся сурдопереводчики
Специальные условия обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов предполагается дополнить услугами тьюторов и сурдопереводчиков.
Государственная дума приняла в третьем чтении законопроект, в котором прописаны условия, необходимые для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов для комфортной учебы в школе. Также документом заменяются слова «с умственной отсталостью» на слова «с нарушением интеллекта», «со сложными дефектами» – на «с тяжелыми множественными нарушениями развития», «с различными формами умственной отсталости» – на «с нарушением интеллекта».
Под специальными условиями для получения образования школьников с ОВЗ и детей-инвалидов понимаются условия обучения, воспитания и развития, обеспечивающие адаптацию содержания образования и включающие использование адаптированных образовательных программ, методов и средств обучения и воспитания, которые учитывают особенности психофизического развития детей и состояние их здоровья.
Предполагается, что такие дети будут обеспечены специальными учебниками, пособиями и дидактическими материалами, а также специальными техническими средствами, которые необходимы для того, чтобы ребенок учился индивидуально или в группе. В школах должны быть ассистенты (помощники), оказывающие необходимую техническую помощь, переводчики русского жестового языка – сурдопереводчики и тифлосурдопереводчики (общение со слепоглухими), а также педагоги в соответствии с рекомендациями психолого-методико-педагогической комиссии.
Данный закон поддержали и в Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Как пояснила сенатор Елена Писарева, законом предусмотрено дополнение категории учащихся, нуждающихся в создании специальных условий для получения образования, детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Что касается детей-инвалидов, то им условия будут создавать в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации, сообщили в «СенатИнформ».
Председатель Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова пояснила, что после того, как закон заработает, нужно будет сделать ревизию и вести мониторинг, сколько логопедов и психологов в стране. Также необходимо смотреть, насколько доступны для семей, особенно из сельской местности, услуги психолого-медико-педагогической комиссии, добавила сенатор.