В России останутся и бакалавриат, и магистратура

Отечественная система высшего образования в России должна претерпеть существенные изменения. Об этом заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Он объяснил, с чем они связаны и как будут происходить. 

По его словам главы Минобрнауки, это обусловлено кардинальной перенастройкой технологических и экономических процессов и адаптацией экономики к новым реалиям. Кроме того, Валерий Фальков отметил: за прошедшие два десятилетия Болонской системы России стало очевидно, что некоторые ее особенности не способствуют достижению важных целей.

«Например, поступление в магистратуру без профильного образования зачастую ведет к снижению качества образования, — приводит слова министра пресс-служба ведомства. — Из этого, однако, не следует, что нам необходим коренной слом. На старте нового этапа развития отечественной системы высшего образования надо прагматично подойти ко всему накопленному опыту, отделить зерна от плевел».

Фальков подчеркнул: в новой системе должно быть интегрировано все лучшее, что было в нашей истории и в советское время (опыт МИФИ и Новосибирского госуниверситета), и в новейшей истории — последние 20-30 лет.

«Мы понимаем, что образование «живет» длинными циклами, и любые непродуманные, скороспелые решения способны принести больше вреда, чем пользы. Но целеполагание менять пора. Стратегический вектор развития должен быть иным», — добавил Фальков.

Систему высшего образовании в России ждет «плавная и последовательная перестройка», которая займет многие годы. При этом отказа от бакалавриата и магистратуры не будет. Об этом министр рассказал в интервью «Коммерсанту».

Он отметил, что формулировка «выход из Болонского процесса» не совсем верная, потому что «мы туда и не входили»: Болонский процесс — это не международное юридическое обязательство, не договор, а совокупность принципов, которые были встроены в российское законодательство.

«Речь не идет о том, что мы в одночасье вдруг отменим все, с чем жили больше 20 лет, и вернемся только к специалитету. Вовсе нет. Будут и бакалавриат, и магистратура», — подчеркнул глава Минобрнауки.

Также он назвал причины, по которым полный отказ от Болонской системы невозможен. Во-первых, есть выпускники школ, которые симпатизируют этим форматам образования, и им необходимо дать возможность реализовать себя через получение бакалаврского или магистерского образования. Во-вторых, миллионы людей в России уже получили бакалаврское образование, а без степени магистра не смогут дальше продвигаться. И в-третьих, Россия входит в топ-7 стран по числу иностранных студентов, и для них это понятная система, в рамках которой они потом могут возвращаться домой и продолжать там обучение.

Ранее глава Госдумы Вячеслав Володин заявил, что все думские фракции поддерживают выход РФ из Болонской системы. По его словам, тема образовательной реформы требует скорейшего рассмотрения.

Ректор МГУ им. Ломоносова, президент Российского Союза ректоров (РСР) Виктор Садовничий рассказал, какой ему видится новая национальная система высшего образования.

«Целесообразно расширить практику обучения по программам специалитета в высокотехнологичных и имеющих общественно-государственное значение отраслях экономики, — заявил Садовничий на расширенном заседании РСР 2 июня. — Кроме того, нужно закрепить модель обучения по программам интегрированной магистратуры в наукоемких отраслях». И тщательно обсудить вопрос о сохранении двухуровневой системы «бакалавриат плюс магистратура» для отдельных областей образования и подготовки иностранных специалистов. Садовничий особо отметил, что во всех трех случаях предполагается продолжение обучения в аспирантуре.

Виктор Садовничий особо отметил, что, несмотря на унификацию систем высшего образования в Европе и в мире, многие страны продолжают одновременно развивать свои собственные национальные системы, повышая конкурентоспособность своих университетов и выпускников.

«Так, дающие политехническое образование инженерные школы Франции (а их более двухсот) и сегодня реализуют пятилетние программы, выдавая диплом инженера, который соответствует уровню магистра, — рассказал Садовничий. — А в Китае, например, есть возможность выбора обучения по программам пятилетнего специалитета или двухуровневой системе «бакалавр плюс магистр». И после обеих траекторий возможно продолжение обучения в аспирантуре».

 

Источник