В начале было Слово: корни детского словесного творчества

Следует ли учить детей владеть творческим Словом? И если да, то как?

— Зачем сочинять?

— Чтобы найти слова, которые светятся.

— Что это за слова такие?

— Это слова, приносящие радость и счастье людям.

— Как их найти?

— Это – тайна, давай искать её вместе.

Дети любят сочинять, это для них так же естественно, как играть. Детский фольклор (считалки, «страшилки», дразнилки, стишки) свидетельствуют об этом. Но поток стихийного детского творчества необходимо направлять к правде и красоте.

Во всех лучших школах дети активно занимались словесным творчеством: у Сухомлинского писали сказки, у Корчака выпускали газеты, у Шацкого делали альманахи, у Толстого сочиняли рассказы, в пушкинском лицее сочиняли во всех жанрах, а у Френе работало целое школьное издательство.

Сегодня работа со словом ещё важнее – учёные открыли механизмы воздействия слова на ДНК. В Институте Управления Российской академии наук под руководством молекулярного биолога П.П. Горяева, проводились исследования, с помощью которых ученые пришли к выводу: молекулы ДНК воспринимают человеческую речь. И более того, под воздействием человеческой речи эти молекулы — ответственные за наследственность, меняют свою форму и структуру. А это значит, что каждый человек своей речью влияет на собственную жизненную программу. Оказывается, если человек в своей речи постоянно употребляет мат — бранные слова, несущие разрушительный заряд, — его хромосомы начинают искажаться и деформироваться. Причем до такой степени, что происходит видоизменение молекулы ДНК, и она начинает вырабатывать отрицательную программу, ведущую к самоликвидации, — отсюда все связанные с ней негативные последствия жизни самого человека и его потомства.

С древних времен мудрые люди знали о великом значении слова, и только сейчас наука подтвердила и объяснила нам, почему слова Светлой молитвы, наполненные верой, надеждой и любовью, приносят здоровье и спасение. То есть слово — инструмент обоюдоострый. Человек строит себя, свое будущее, свой генетический аппарат САМ. Слово есть результат мышления. То есть, каков мыслитель, таков и результат.

Слово может быть животворным и губительным, смотря по заданию пославшего его. Словом действительно можно убивать и воскрешать. Как же необходимо овладеть Словом, как источником Истины и Благодати!

Раз тема такая важная, необходимо глубже понять:

  • Что есть Слово?
  • Что такое словесное творчество?
  • Зачем нужно детям словесное творчество?

Сразу оговоримся: наши поиски ответов идут в русле гуманной педагогики, понимаемой как синтез положений педагогической классики и современных научных достижений. Концептуальные основы, на которых мы базируемся, разработаны Ш.А. Амонашвили. В современной школе занимаются словом. Но в основном внешними его формами. Так получается из-за отсутствия связи лингвистики с «корнем» — философией и религией. Наша русская религиозная мысль представляет собой исключительный источник вдохновенной мудрости, но очень мало освоена педагогикой и ещё менее применена. В поисках фундаментальных оснований обратимся к русской религиозной философии.

И.А.Ильин считает, что через художественное слово прорекает себя созданная Богом сущность мира и человека. Слово есть верная риза Главного, Сказуемого, Предмета, т.е. прорекающейся живой тайны. И задача художника – не выдумывать слово, а провидеть и передать этот Предмет. В этом вдохновение и радость. С точки зрения И.А. Ильина, свободное вдохновение не означает безответственность и не оправдывает художественного произвола и беспутства. Напротив, вдохновение потому и необходимо, потому и священно, что оно есть прозрение высших духовных закономерностей и совершенных связей. Свобода нужна художнику для того, чтобы обрести подлинную художественную необходимость.

Как применить эти мысли педагогу-словеснику? Прежде всего, сочиняя с детьми, необходимо помнить о Высшем Мире как источнике истинного творчества. Глубокие мысли мы находим у С.Булгакова в его капитальном труде «Философия имени». С.Булгаков считает, что слово космично, ибо принадлежит не только сознанию, где оно вспыхивает, но бытию. И человек есть мировая арена, ибо в нём и через него звучит мысль. Он считает, что не существует мыслей без слов и слов без смысла. Это чрезвычайно важно для педагогики, ибо если мы хотим, чтобы дети обрели свой смысл жизни, мы должны знать, что он не существует вне слов.

С.Булгаков пишет также, что получить живое слово, несущее на себе теплоту жизни, вовсе не так легко даже от живого человека, потому что последний употребляет часто омертвелые слова. Поэтому поэзия представляет единственный в своём роде материал для постижения слова. Бытовой речи присущ автоматизм. Разумеется, он ограничивает творчество. Однако только бессмысленная болтовня может обходиться этим автоматизмом, всякая же нарождающаяся мысль ищет для себя форму и тем самым пробивает брешь в автоматизме. И в этом выражается акт не только мыслительного, но и словесного творчества.

Потому так важно помочь детям овладеть живым словом. Живое слово наполнено сердцем. Оно своим огнём мощно воздействует на жизнь и меняет её, в отличие от мёртвого слова – сухого, рассудочного, бездушного, схоластического. Понятие живого слова восходит к понятию «живознание», т.е. знание, переосмысленное применительно к себе, своим страстям, своему опыту (С.Франк). Такое знание становится для человека осмысленным, смыслом. Одним из лучших образцов такого живого слова являются произведения А.С.Пушкина, исполненные здорового, весёлого духа, чуждого всякой односторонности и унылости. Эта тема широко исследуется в современной науке, о чём свидетельствует ряд работ, посвящённых личностному знанию (М.Полани, В.Сериков, Е.Бондаревская, С.Кульневич и др.).

Итак, задача словесного творчества – научить детей живому слову. Такое слово творит жизнь. Поэтому с ним надо уметь обращаться бережно, художественно. Если главной целью педагогики является воспитание Благородного Человека, то путь развития детского словесного творчества мыслится как восхождение вместе с ребёнком от увлекательной игры со словом через художество к Небу Высшего Слова как источника Истины и Благодати.

Однако не следует ставить цели вырастить писателей и поэтов – для этого нужен особый дар, и он редок. Но помочь ребёнку научиться красиво выражать свои мысли и чувства – необходимо. Таким образом, специальная цель словесного творчества – овладеть красотой слова. Для этого надо помочь каждому ребёнку сделать шаг в этом направлении относительно себя, не сравнивая его с другими детьми.

Словесное творчество безгранично в возможностях выражения детской души, её переживаний и смыслов. Благодаря этому мощно идёт самоосознание и самостроительство личности ребёнка, поскольку словесное творчество даёт для этого все средства! Вл. Соловьёв утверждал, что записывание своих мыслей для него – способ познания мира: «начинаю писать – и понимаю».

Первая предпосылка детского словесного творчества – беспредельность творчества. Как она реализуется педагогически? Дети часто спрашивают: «А можно, я вот так напишу?» «Можно всё! Кроме безобразного и чужого!» – отвечаем мы. Именно в силу беспредельности творчества невозможны жёсткие программы по словесному творчеству. Здесь, как нигде, требуются самостоятельные, необычные подходы. Никакие методики и приёмы по развитию детского словесного творчества не могут применяться механически. Творчество невозможно по трафарету.

Свою программу каждый учитель должен составить сам, своим сердцем выбирая тот материал, который наиболее близок именно сейчас ему самому и его детям. Учитель должен твёрдо знать цель и основные вехи пути, всё остальное необходимо предоставить его свободной творческой воле. Такое свободное отношение к программе необходимо вытекает из сущности творчества. Нельзя учить творчеству не творчески. При таком подходе необходима огромная работа учителя по развитию в себе умения сочинять свои приёмы развития детского словесного творчества. Любая вещь, любой случай в классе может стать великолепным приёмом.

Однако из этого не следует отсутствие вообще границ и ориентиров. Эти ориентиры заключаются в сердце педагога, призванного вести детей к вершинам высшего творчества. Путь этот лежит через развитие сердца. Собственно, развитие детского словесного творчества есть прежде всего развитие сердца. Потому что не столько сами слова важны, как переживания, которые стоят за словами. Поэтому учить слову, значит, прежде всего учить думать и чувствовать, а потом уже – выражать это. И только сердце умеет вместить в едином слове точную мысль (наука), вдохновение красоты (искусство) и благоговение перед Жизнью (религия). Это и будет полнота бытия! Под полнотой бытия мы понимаем умение жить всем сердцем, всем своим существом – мыслью, чувством, волей. Основой такого творчества является вдохновение.

В.И.Даль определяет вдохновение как высшее духовное состояние и настроение; восторженность, сосредоточение и необычное проявление умственных сил; наитие, внушение, ниспосланное свыше. От вдыхать — внушать, передавать духовным путем чувства и мысли. Воодушевить, по В.И.Далю, — оживить, оживотворить, вдохновить; придать бодрости, жизненной, духовной силы, горячей любви к чему-либо и к деятельности; направить воображение, мысли, чувства. «Воодушевляться — как бы проснувшись ото сна, от косности, покоя, воспламенившись, взяться за что горячо, увлечься».

Вдохновение есть проявление всеначальной энергии, задача педагога – вместе с детьми научиться владеть ею. На этом пути важны не столько внешние приёмы, сколько умение педагога владеть своим внутренним состоянием, его «умное делание», которое мы понимаем, как способность настраивать душу на созвучие с Высшим Миром. Учиться этому можно у Сергия Радонежского, Серафима Саровского и других великих учителей, которые много времени посвящали «умному деланию» – сердечному размышлению о высших явлениях жизни. Так и учитель должен уметь настраиваться на высокий и чистый лад. Напомню, речь идёт не о внешнем приёме, а о состоянии души. Это состояние незримо влияет на учеников, проявляясь во всём облике учителя – в его жестах, словах, интонациях, излучаясь в пространство. Перед каждым уроком учителю следует обратить сердце к тому Высшему, что он любит и почитает. И тогда сердце его преисполнится духом – воспламенится и вдохновится. От такого качества переживаний родится и соответственное слово.

Выйти к высшим смыслам бытия и вершинам художественности можно лишь постепенно. Сначала с детьми надо играть. И в слова тоже. Возникает вопрос — вредно или полезно такое вольное, игровое отношение к языку? Не повредит ли оно развитию чувства вкуса и меры у детей? По этому поводу священник П.Флоренский пишет: «Чтобы язык жил полною жизнью и осуществлял свои возможности, надо освободить индивидуальную языковую энергию и не бояться множества неудачных, уродливых и нежизненных порождений. Тогда среди многого неудачного осадится кое-что удачное и безысходно нужное,.. отсутствием чего болеет сейчас впечатлительная душа. Откликнемся природе по-детски, всем телом и всею душою».

В качестве примера П.Флоренский приводит речетворчество футуристов. Мы согласны с П.Флоренским в том, что игровое отношение к слову может помочь овладению им. Однако для нормального развития ребёнка одних только игр недостаточно, поскольку наслаждение безграничностью собственного творчества легко увлекает детей в сторону безвкусицы и безобразия. Для преодоления этого недостатка надо уравновесить вдохновенное фантазирование знакомством с шедеврами детской литературы. А также развитием умения рецензировать литературные произведения. Два этих рычага надёжно спасают от опасностей, если педагог сознаёт свою ответственность за души детей. И искренно стремится к Небу Высшего Слова.

Думается, что основы развития детского словесного творчества нуждаются в дальнейшем обосновании. И обойтись детям без овладения живым словом – невозможно.

Киршин Игорь Александрович, руководитель студии “Солнечный Сад” при лицее №49 г.Калининграда, преподаватель словесного творчества


 

источник