В 2022 году ЕГЭ отмечает 15-летие. История и полезная информация для выпускников, их родителей и учителей

Автором идеи единого экзамена в России стал Владимир Михайлович Филиппов – советский и российский математик, государственный деятель, экс-председатель Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России. В первый раз ЕГЭ в России провели в качестве эксперимента в 2001 году для учеников Чувашии, Марий Эл и Якутии, Самарской и Ростовской областей.

Единый государственный экзамен стал основной формой государственной итоговой аттестации для выпускников 11-х классов российских школ в 2009 году, а сам закон был подписан президентом РФ Владимиром Путиным в 2007 году.

С тех пор ежегодно совершенствуется как процедура проведения экзамена, так и ее содержательная часть. Сегодня на экзамене применяются самые современные технологические решения, включая технологии искусственного интеллекта.

В этом тематическом спецпроекте мы собрали актуальную и важную информацию о ЕГЭ: историю и нововведения, рекомендации учителей, которые имеют опыт подготовки 100-балльников, и самих выпускников, которые уже достойно прошли через это испытание. Пригодятся и советы психологов, чтобы меньше волноваться и собраться с мыслями перед экзаменами, а также ссылки на информационные ресурсы для самостоятельных занятий. Рассказываем, какой путь трансформаций прошел ЕГЭ и как он повлиял на систему образования в России.

Что было до ЕГЭ

Раньше, чтобы поступить в вуз, школьнику нужно было сдавать экзамены дважды: вначале выпускные в школе (не меньше пяти), а затем – вступительные испытания выбранного учебного заведения, не менее трех экзаменов.

Если вуз располагался в другом городе, то семью абитуриента ждали расходы на проезд и проживание там на время экзаменов. Кроме того, вопросы в экзаменационных билетах каждый вуз разрабатывал самостоятельно. И зачастую они не совпадали с программой, по которой ребенок учился в своей школе. Все это сильно осложняло подготовку будущих студентов.

Одна из главных задач ЕГЭ – создать равные условия для поступления в вузы для выпускников из разных уголков страны. Экзамен стал своеобразным социальным лифтом для многих школьников.

Плюсы ЕГЭ:
  • Равные права и возможности для всех учеников.
  • Независимая оценка качества знаний.
  • Открытость, объективность и безопасность экзамена.
  • Снижение эмоционально-психологического напряжения учеников в связи с сокращением экзаменов.
  • Особые условия проведения ЕГЭ для ребят с особыми образовательными потребностями.

Не угадываем, а аргументируем

Изначально ЕГЭ состоял из трех частей:
  1. Тест с выбором правильного ответа.
  2. Задания, где необходимо дать краткий ответ.
  3. Задания с развернутым ответом.

Со временем тестовую часть сократили. Сегодня экзаменационные задания направлены на проверку умения выпускников формулировать свою точку зрения и аргументированно ее доказывать.

А на экзамене значительную часть итогового балла дают задания с развернутым ответом, где ученики могут продемонстрировать свободное владение различными знаниями.


Источник