Танцы о важном

Могут ли школьные дискотеки научить подростков строить отношения.

Казарновский: Школа должна стать территорией уважения, которое — предтеча любви

Современным школьникам не хватает романтики. Это может в будущем сказаться на желании строить отношения и заводить семью. Такими опасениями поделилась директор департамента госполитики в сфере воспитания, допобразования и детского отдыха министерства просвещения Наталья Агре. По ее словам, всего 8 процентов детей видят себя в семейной жизни в возрасте от 18 до 21 года.

 

В ритме диско

Что делать? У Натальи Агре есть предложение — школьные дискотеки. «Где наши школьные дискотеки?… Мы не создали детям условия для романтических отношений. Нам нужны места, куда мальчик может пригласить девочку на свидание», — сказала она на недавнем круглом столе, посвященном повышению демографии в стране.

И сразу запустила настоящий «снежный ком».

«Ударим дискотеками по рождаемости!» — примерно в такой интонации вихрем покатились по Сети комментарии. Дошло до того, что вылетевшее слово превратилось в «инициативу Минпросвещения по повышению рождаемости».

Ведомству пришлось оперативно реагировать: «Минпросвещения России в настоящее время не работает над какими-либо проектами, связанными с демографией, и не заявляло об этом». Вместе с тем, в ведомстве подчеркнули, что демографический вопрос — важный для нашей страны.

«В рамках внеурочных занятий «Разговоры о важном», уроков обществознания учителя обсуждают со школьниками семейные ценности, меры поддержки семей с детьми, — пояснили в Минпросвещения. — Благодаря единой программе воспитания мы стремимся привить детям уважение к духовно-нравственным ценностям, в том числе к традиционной большой семье. Это поможет им в дальнейшем уметь брать ответственность за себя, родных, близких и страну».

 

И жизнь, и слезы, и любовь

Ну а дискотеки-то? Быть им или нет? Школьные танцы никто не отменял. Да, в период пандемии коронавируса отменили все массовые мероприятия, в том числе дискотеки. Но у ковида в этом году уже мини-юбилей — пять лет, а школы живут нормальной жизнью. Проходят и дискотеки. Другое дело, что готовиться к ним надо основательно и, прежде всего, — учителям. Это ответственность, это контроль. Нет, конечно, не такой, чтобы школьные танцы превратились в «дискотеку строгого режима», но тем не менее. Учитель должен быть начеку. Правда, с проблемой демографии танцы в школьных залах имеют мало общего.

— Дискотеки в школе — это прекрасно. Но я бы не ставила знак равенства между ними и ростом рождаемости, — говорит Екатерина, мама детей 9 и 13 лет. — Вряд ли это тот самый «волшебный» инструмент решения проблемы для государства. Семейные ценности и дискотека — разные страницы пусть и одной книги. Но с точки зрения сплочения класса, развития межличностных отношений — это здорово. У нас были дискотеки, воспоминания положительные.

А вот другой взгляд — от мамы старшеклассника: «А у нас была новогодняя дискотека. Туда пришли ребята из соседнего корпуса школы. И устроили массовую драку. С ранением холодным оружием, травмами, приездом полиции и скорой помощи. Какая романтика и семья, о чем речь?!».

А вот собственное воспоминание: школьных дискотек ждали все. Но по-разному. Влюбленные, конечно, ждали возможности пригласить на танец. Помню, как девочки хихикали, когда объявляли «белый танец», сидели полтанца на скамейках, а потом все же вытаскивали на танцпол понравившегося парня. Мальчишки были смелей — приглашали сразу. Первые влюбленности почти всегда проходили испытание дискотеками. Ведь пригласить на «медляк» — это как публично признаться в любви.

Но были и те, кто приходил просто посмеяться, порой унизить «противника», а иногда и подраться. Были и те, кто просто любил танцевать. Думаю, все эти роли есть и на современных школьных дискотеках, хотя музыка уже совсем другая. Это та самая школьная жизнь, которая в целом мало меняется. Но к воспитанию детей в духе семейных ценностей этот вид школьного быта вряд ли относится.

 

Сергей Казарновский: Школа должна стать территорией уважения, которое — предтеча любви

А что поможет нам воспитывать детей в духе любви, внимания, эмпатии? Поговорили об этом с заслуженным учителем России, директором школы «Класс-Центр» Сергеем Казарновским:

— Дискотеки никто не отменял. Просто это вызывает у многих напряжение: этим надо заниматься, надо остаться вечером с детьми, обеспечить порядок. Почти уверен, что всегда есть и страх «кабы чего не вышло». Но история про то, что дискотеки как-то вдруг вернут детям романтику и заставят думать о семье — очень странная. Я работаю в школе более 40 лет. Я вижу эти романтические, совершенно прекрасные отношения на каждом шагу. Наблюдаю, как влюбляются, как переживают, когда расстаются. Вот на школьном дворе парень подтягивается на турнике, а девочка просто сидит рядом на лавочке — смотрит. Любовь. Недавно подглядел в коридоре школы: она подкрашивает губы, глядя в зеркало, а он — стоит за углом и просто смотрит на нее. Все это есть в школе. И дискотеки тут ни при чем.

Школа — это социализация, это отношения, которые проявляются каждый день на уроках, на переменах, в совместных каких-то делах. Придумывайте, делайте с ними что-то коллективное, придумайте спектакль, литературный или музыкальный вечер, там все отношения будут видны. И учите детей уважать — себя, друг друга. Учите сочувствию и эмпатии. Школа должна стать территорией уважения, которое — предтеча любви.

Источник