Современная детская литература в России: о чем она и для кого

Какие задачи решает детская литература сегодня? Чем современные книги принципиально отличаются от произведений прошлых лет? Ушла ли в небытие их «воспитательная функция»? Об этом мы поговорили с заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик МГПУ, руководителем авторского научно-практического семинара «Детские книги в круге чтения взрослых» Екатериной Асоновой.

— Какие темы сегодня поднимают авторы детской литературы?

— Российский книжный рынок настолько огромен, что составить полный список очень трудно. Если дать общую характеристику, то тематика детской литературы не отличается от предыдущих периодов ее развития — это поддержка родителей в вопросах воспитания ребенка. Книги, благодаря которым малыш учится называть предметы окружающего его мира, эмоции и чувства, человеческие отношения.

Так как мир меняется, про него можно бесконечно писать новые и новые книги для детей. Меняются не только техника или предметы быта, а правила человеческих отношений, наше представление о них, то есть то, что в школе принято называть «основной мыслью» и «тем, что хотел сказать автор».

Попробую выделить некоторые тренды развития новейшей детской литературы.

Во-первых, это инклюзия. Не тема инвалидности или инаковости, а именно идея инклюзии — включенности самых разных людей в социальные отношения. Современные произведения на эту тему «предлагают» читателю новую модель поведения. Сегодня это не обязательная награда исцелением, как в «Цветике-семицветике», не исключительные способности и победа, как в «Гадком утенке», а принятие мира таким, какой он есть, как в повести Дж. Паласио «Чудо» (возможно, кто-то знает фильм по этому произведению). Тема инклюзии, на мой взгляд, касается не только инвалидности, но и социальных проблем неравенства, обделенности, помощи нуждающимся.

Во-вторых, это тема познания, причем новая научно-популярная литература старается отвечать на самые трудные детские вопросы: почему люди пукают? Как устроена власть? Что такое грудное вскармливание? Как сказать «нет»? И в этом нет «падения нравов» — это всего лишь стремление талантливых взрослых протянуть руку помощи другим взрослым: родителям, которым предстоит отвечать на вопросы детей.

Мы же понимаем, что вопросы о том, как устроено наше тело, у ребенка обязательно есть. И от ответов на эти вопросы — со смешками от друзей или спокойно и нейтрально от родителей — зависит отношение ребенка к своему здоровью. Научиться спокойно говорить о своих физиологических потребностях, называть правильно части тела — вот что нужно человеку, чтобы вовремя обратиться к врачу за помощью, не стыдиться своего тела, уметь с ним договариваться.

Это не значит, что перестали писать книги о технике, истории. Напротив, о них пишут: есть прекрасная книжка об истории телефона Натальи и Василия Волковых, совершенно удивительные графические исторические исследования Александры Литвиной и Анны Десницкой «История старой квартиры», «История метро» и «Транссиб».

Ольга Громова, Ольга Колпакова, Юлия Яковлева, Эдуард Веркин, Марина Аромштам и многие-многие другие российские авторы обращаются к теме истории нашей страны (и не только нашей), чтобы найти слова для рассказа о самых сложных событиях прошлого. А переводная литература дарит нам новые способы рассказывать об истории: через предметы повседневности, историю моды, очень конкретных общественных явлений.

— Выполняют ли современные книги воспитательную функцию?

— Очевидно, что представления о том, как воспитывать детей, меняются. Но в чем-то они остаются неизменными, потому что в воспитании есть две составляющие. Первая — поддерживать ребенка и открывать ему мир вокруг, стараться создать для него безопасное пространство. Вторая — несколько циничная, но такова жизнь: чтобы выжить с ребенком, его нужно сделать «удобным», то есть научить правилам и дисциплине.

Современные книги продолжают помогать взрослым воспитывать своих детей. Причем поддерживают любой баланс названных выше составляющих: кто-то считает, что безопасность — в ограждении от вредной информации, кто-то, напротив, предпочитает обо всем предупреждать и говорить открыто, но на специальном детском материале. Книги есть и для первых, и для вторых.

Иными словами для детской литературы воспитательная функция — основная. Даже странное и кажущееся исключительно развлекательным при внимательном рассмотрении оказывается воспитательным, так как дает возможность ребенку узнать новое о себе и/или о мире, а взрослому — обсудить это с ребенком.

Например, вы видите на прилавке книгу с «пугающим» названием «Капитан Подштанник». Почему туалетный юмор — это смешно? Что скрывается за смехом? Что такое «чувство неловкости»? И почему у книги столько положительных отзывов родителей, которые пишут о том, что после нее ребенок начал читать?

— Как вы относитесь к «повзрослению» детской литературы: «фекальному» юмору, разговорах о «многополости»?

— Смеяться над словом «какашка» — это как раз не про повзросление, а про признание чего-то детского. Я уже сказала выше, повторю и тут: снять запреты с физиологических тем в диалоге взрослого и ребенка важно для выстраивания доверительных отношений.

Если взрослому не нужна для этого книга, то пусть расскажет о газах, анусе, половых органах сам. Но отказываться об этом говорить — это выводить тему «в подворотню». Смешные книги о неприятном или страшном — повод говорить с ребенком о смеховой культуре на очень простом и понятном материале из его личного опыта.

— Где-нибудь за границей в детских книгах присутствуют темы патриотизма, национальной идеи, веры в ту или иную идеологию?

— Во всем мире издается много книг и иной печатной продукции о родном крае. Нет образования без такого рода материалов. Просто для кого-то патриотизм — это про танки и военные победы, а для других — про современных художников или экологию. Идеология — это про ценности. Что важнее, личность или коллектив? Общественное выше личного? Отношения в семье — это иерархия или доверительные отношения?

Книги на гражданские темы, социальные — это идеология? А книги о трудных вопросах истории воспитывают патриотизм? Давайте договоримся о том, что любовь к родине может быть и в случае, когда признаются ошибки, приведшие к необратимым последствиям, когда видны несовершенства, которые хотелось бы исправить, когда ценно буквально все. Но может быть и другая точка зрения на эту тему. Думаю, она вам известна: когда патриотизм связан с опорой только на позитивный и неприступный образ родины. В Европе такого мало, если не сказать, что нет совсем, потому что людям не страшно признавать ошибки прошлого.

— Какой должна быть современная русская детская литература с учетом советского и иностранного опыта?

— В первую очередь, детская литература должна быть поддерживающей взрослых, дающей им опору для выстраивания доверительных отношений с ребенком и подростком. Например, такими являются небольшие истории с картинками Туве Аппельгрен и Саллы Саволайнен про девочку Весту Линнею, сказки Астрид Линдгрен, рассказы Виктора Драгунского или стихи Михаила Яснова.

Детская литература должна помогать находить слова для описания всего на свете, особенно нового, непонятного, сложного. Для детей это книги Аллы Беловой, Петра Сохи, Оскара Бренифье.

Подростковая литература должна поддерживать молодых людей в их самоопределении, в трудных ситуациях. Не предлагать им стерильный мир, а честно рассказывать о его трудностях, помогая понимать мотивы поступков и делать собственный выбор. Об этом повести Нины Дашевской, Евгения Рудашевского, Ларисы Романовской, Ульфа Старка, Дэвида Алмонда, Гарри Шмидта.

Детская и подростковая литература должна быть проводником в мир чувств, творчества, игры и искусства: это первые поэтические опыты, внутренняя работа с образом, вербальным и визуальным. Поэзия Артура Гиваргизова, Михаила Яснова, Григория Кружкова, Марины Бородицкой, Алексея Олейникова раскрывает для детей возможности современного языка, приглашает к эксперименту, вовлекает в наблюдения. Современные сказки, лирические зарисовки — должны отвечать потребности молодого человека наблюдать и любоваться миром вокруг.

— Произведения кого из современных российских детских писателей и поэтов вы могли бы рекомендовать самой широкой детской аудитории? А какие призвали бы игнорировать, а то и вовсе запретить?

— Смотрите каталог «Гайдаровки» (Центральной городской детской библиотеки имени А. П. Гайдара — прим. ред.) «100 лучших детских книг». Это ежегодный перечень новых изданий, которые рекомендуют лучшие взрослые читатели детской литературы. А запретить… запретить надо запрещать. Читаем мы, чтобы думать. И принимать свои решения.


Источник