Слова-паразиты в речи учителя: как от них избавиться

Слово — основной инструмент педагога. Но далеко не все могут похвастаться чистой, плавной речью, которую можно слушать без потери концентрации на протяжении нескольких минут. Особенно сильно на восприятие влияют «сорные» слова. Преподаватель ораторского мастерства Кристина Гортман рассказывает, как избавиться от речевого «мусора» в домашних условиях.

Что такое слово-паразит

Самые распространенные паразиты в русском языке — «типа», «как бы», «короче», «ну», «это самое» и пара слов сниженной лексики. Однако речевым мусором может стать абсолютно любое слово, фраза, частица, междометие, звук и даже движение, которые употребляются слишком часто и не нагружены никаким смыслом.

«Паразитами» часто становятся:

  • в принципе;
  • в общем-то;
  • понимаешь;
  • собственно;
  • допустим;
  • слушай(те);
  • кстати;
  • значит;
  • на самом деле;
  • просто;
  • вот.

Подобными словами наполнена речь персонажей В. М. Шукшина, А. П. Чехова, современных авторов, которые через речь формируют образы героев. Почтмейстер в «Повести о капитане Копейкине» Н. В. Гоголя без устали повторяет «судырь ты мой», «можете себе представить», «в некотором роде», «так сказать». А главный герой фильма «Любовь и голуби» Василий Кузякин запомнился зрителю сорным словосочетанием «ёшкин кот».

Эта «болезнь» не обходит стороной и учителей:

«Наш историк постоянно и не к месту повторяет фразу «образно говоря» или просто «образно». Рассказывая про Древний Египет, говорит: «Ну, образно, египтяне обрабатывали землю так-то и так-то». Непонятно, зачем тут это слово», — говорит Софья, ученица 5-го класса.

Почему слова-паразиты появляются в речи

Бытует мнение, что это явление вызвано недостатком словарного запаса или низкими аналитическими способностями. Но Кристина Гортман утверждает, что наличие мусора в речи никак не связано с интеллектом человека:

«В умных лекциях политолога Екатерины Шульман мы периодически слышим слово-паразит «значит», в блестящих выступлениях Дмитрия Быкова нечасто, но появляются «так вот», «понимаете ли», «в общем-то», короткое вопросительное «да?». Дело в том, что слова-паразиты рождены и используются, скорее, человеческой психикой, нежели интеллектом».

В норме речь должна быть потоковой, непрерывной, и пауза в мысли расценивается мозгом, как сбой. Даже если эта заминка незначительна, психика мгновенно реагирует на нее одним из следующих сигналов:

  • «Мне нечего сказать, я выгляжу глупо»;
  • «Мой слушатель отвлечется, надо удержать его внимание»;
  • «Нужно держать нить повествования — что говорить дальше?»

Тут-то и появляются слова-паразиты, которые выполняют важную психологическую функцию — «функцию подпорки». Они приходят на «помощь» и тогда, когда речь не подготовлена или выступающий очень волнуется — например, во время собеседования или экзамена.

Мозг ставит «сорные» слова в паузы, чтобы речь не выглядела сбивчивой, причем это происходит настолько молниеносно, что человек не успевает осмыслить этот процесс. Вот почему он не замечает слова-паразиты в своей речи.

Кристина Гортман сравнивает слова-паразиты с кочками на дороге.

«Чем больше кочек, тем сложнее путнику идти. Слушающий как бы спотыкается о слова-паразиты в чужой речи и может упустить саму суть высказывания».

Чтобы слушать выступление, переполненное речевым мусором, аудитории нужно прикладывать дополнительные усилия. Поэтому, если говорящему важно, чтобы слушающие запомнили содержание, то от слов-паразитов обязательно нужно избавляться.

Как поймать «паразита»

По словам Кристины Гортман, в процессе избавления от слов-паразитов неизбежно возникают две сложности:

  1. Невозможно убрать то, чего не видно. 

Если человек не замечает «мусор» в своей речи, он не может перестать его употреблять.

  1. Если убрать подпорки, рухнет то, что они поддерживают.

У слов-паразитов есть важная психологическая функция, и кардинальное удаление их из речи — заведомо провальная тактика.

Эксперт советует избавляться от речевого «мусора» в два этапа.

Этап первый: услышать свои слова-паразиты.

Хорошо работает следующая техника:

Запишите на аудио десятиминутный рассказ на абстрактную тему. Во время записи отслеживайте сказанные слова-паразиты и после каждого делайте короткую отметку на бумаге (черточку, галочку). Прослушайте запись и снова сделайте отметки, когда слышите слова-паразиты. Если количество отметок на первом и втором листе бумаги совпало, значит, первый этап пройден, можно идти дальше.

Этап второй: заменить свои слова-паразиты.

По словам эксперта, самый лучший выход — не просто удалять слова-паразиты, а заменить их на более «чистый» аналог.

«Таким аналогом, как ни странно, может стать пауза, которую мы так привычно прикрывали словами-паразитами», — говорит Кристина Гортман.

Не бойтесь пауз

В обществе существует стереотип, что тишина во время беседы или выступления — это что-то, связанное с разрывом коммуникации. Есть даже устойчивое выражение «неловкая пауза».

«А ведь пауза — это один из мощнейших инструментов в ораторском искусстве. Еще Шекспир говорил: «Где мало слов, там вес они имеют», а Достоевский писал, что «молчание хорошо, безопасно и красиво». Тот, кто умеет вовремя молчать, обладает по-настоящему элитной речью», — считает эксперт.

Вопреки стереотипам, пауза — это огромный магнит для аудитории. Когда класс шумит на уроке, учитель может повысить голос, призвав учеников к порядку. Но спустя какое-то время дети вновь поднимут гул. Однако стоит учителю замолчать и спокойно встать перед классом, как через некоторое время ученики сами успокоят друг друга: что-то случилось, раз учитель молчит. Такая тишина держится гораздо дольше.

Промолчать в тот момент, когда наружу просится слово-паразит, — задача сложная. На первых этапах для облегчения процесса можно сделать небольшой вдох.

Важны регулярные ежедневные упражнения: как только чувствуете, что хочется сказать слово-паразит, — делайте микропаузу, пропускайте это ненужное слово и продолжайте выражать свою мысль. С каждым разом делать это станет все легче, и через некоторое время чистая речь войдет в привычку.


Источник