Сказочная математика
Данный материал, предназначенный для детей дошкольного и младшего школьного возраста, будет полезен как педагогам, так и родителям
Эта книга в занимательной и сказочной форме приглашает детей в первое путешествие по стране Математики. Добрые сказки, стихи и игры сделают это путешествие радостным и творческим.
Математика накопила огромный багаж универсальных знаний, который не всегда может применить на практике маленький ребенок. С древних времен детей учили математике, потому что без Математики нельзя было вырастить урожай и построить жилье, способное отразить натиск стихий. Математика нужна была людям как воздух. В древние времена это было ГЛАВНОЕ ЗНАНИЕ, которое уважали и обожествляли.
Сегодняшние дети, как когда-то дети древних народов земли, нуждаются в осмыслении роли математики в жизни людей и в творческом проживании ее законов в своей игре и повседневной жизни.
Часть 1. Цифры и счет
«Мысль выражать числа десятью знаками… настолько простая, что… трудно понять, насколько она удивительна». (П.С. Лаплас)
Цифра 1
Я худая Единица,
Обожаю веселиться.
Девять цифр –
Мои друзья, –
С ними не скучаю я.
Все на свете мы считаем:
Складываем, вычитаем.
Если хочешь умным стать,
Научись у нас считать.
Вопросы и задания:
- Назови имена друзей цифры 1.
- Нарисуй цифру 1 в образе человечка.
- Назови и нарисуй, что в твоей жизни только одно.
- Поскачи на одной ножке по комнате и назови все, что в комнате только одно, например: люстра, шкаф и т.д.
Почему одному плохо?
Однажды цифра 1 увидела в лесу зайчонка и сказала ему:
– Из всех лесных зверей только у тебя длинные ушки, значит, ты один такой длинноухий.
– Я не один, – возразил зайчонок, – у меня много братьев.
Пошла цифра 1 дальше, увидела белочку и похвалила ее:
– Во всем лесу только у тебя одной пушистый хвостик, значит, ты одна такая красивая.
– Я не одна, – не согласилась белочка. – У меня много друзей бельчат.
Тут на поляну вышел медвежонок и запел: «Всех сильнее медведь в лесу».
– Ты один такой сильный зверь в лесу, – восхитилась цифра 1.
– Да, я один сынок у мамы, и я сильнее всех, – важно ответил медвежонок. Завтра у меня день рождения, и мне исполняется один год.
– Поздравляю! – воскликнула цифра 1, – надеюсь, ты будешь праздновать день рождения один и все угощение съешь сам?
– Одному плохо, – заревел медвежонок. – С кем я буду в прятки играть и песни петь? Это плохой праздник, если ты один.
Мама медведица услышала плач сыночка и тут же прибежала. Она дала медвежонку корзину с малиной и ласково сказала:
– Ты не будешь один, если пригласишь на свой праздник других зверей.
Медвежонок взял малину и пошёл по лесу, весело распевая песню:
Всех добрей медведь в лесу,
Всем малину я несу,
Всех зову на угощенье,
Жду гостей на день рожденья.
– Почему никто не хочет быть один? – грустно спросила сама себя цифра 1.
А как вы думаете, ребята, почему?
Подвижная игра «Озорная Единичка»
Все встают в круг. Выбирают водящего – озорную Единичку. При счете – «Один, два, три, Единичка, води!», все стараются на одной ноге у скакать отводящего. Единичка тоже скачет на одной ноге и старается дотронуться до кого-либо из детей. Тот, до кого она дотронулась, замирает на месте. Задача Единички – осалить как можно больше игроков. Если Единичка устанет и опустится на обе ноги, игра заканчивается.
Цифра 2
Цифра 2 собой гордится,
Две руки – ее сестрицы,
Две ноги – ее братишки.
Знают цифру все детишки
Вопросы и задания:
- Как ты думаешь, почему у человека один язык, но два уха и два глаза?
- Какие еще органы человека можно посчитать с помощью цифры 2?
- Собери игрушки сначала с помощью одной руки, а затем с помощью двух. Как ты думаешь, почему с помощью двух рук все можно сделать быстрее?
- Нарисуй два предмета, связанных с цифрой 2. Например, велосипед (два колеса), варежки, лыжи, очки, спицы. Придумай весёлую историю о дружбе цифры 2 с этими предметами.
На кого похожа цифра 2?
Шла цифра 2 по дорожке и услышала чей-то плач под кустом.
– Я-я-я потерялся.
Заглянула Двойка под куст и увидела там большого серого птенца.
– Кто твоя мама? – спросила цифра 2 у птенца.
– Моя мама красивая и большая птица. Она похожа на тебя, – запищал птенец.
– Не плачь, мы ее найдем, – сказала цифра 2.
Она посадила птенца на свой хвостик, и они пошли искать маму. Вскоре Двойка увидела над лугом красивую плоскую птицу с длинным хвостом.
– Это не твой птенец, красивая птица? – спросила Двойка.
– Я не птица, а воздушный змей. У меня даже нет крыльев.
– Пи-пи, это не мама, моя мама похожа на тебя, – сообщил птенец.
Побежала Двойка дальше и у видела, как на большое поле садится огромная птица.
– У тебя не потерялся птенец, большая птица? – вежливо спросила цифра 2.
– Я не птица, а самолет. У самолетов птенцов не бывает, – ответил самолет.
И тут вдруг цифра 2 увидела, как с неба спускается белоснежная большая птица с такой же длинной шеей, как у нее.
– Мой лебеденок, я везде тебя искала, – прокурлыкала птица.
– Мама, познакомься с цифрой 2. Она меня спасла, – пропищал птенец.
– Спасибо за помощь, цифра 2. Ты очень добрая и похожа на лебедя.
Творческая игра «Сложим вместе»
Дети делятся на пары. Затем они берутся за руки и получают портфель или школьный рюкзак с разными предметами. Среди разных предметов есть несколько парных, например: две тетради, два карандаша, два ластика и т.д. Каждая пара, не разнимая рук, должна добежать до стола, быстро высыпать из портфеля все вещи на стол, а затем сложить их обратно в портфель с помощью двух свободных рук. Когда все возвращаются на место, дети рассказывают, сколько и каких парных предметов было в портфеле. Побеждает самая быстрая и внимательная пара.
Цифра 3
Светофор на свете жил,
Крепко с цифрой 3 дружил.
Глазками тремя мигал,
Никогда не отдыхал.
Вопросы и задания:
- Как ты думаешь, с кем еще дружит цифра 3?
- Что в твоей жизни связано с цифрой 3?
- Какие три качества помогут тебе хорошо учиться?
- Посмотри вокруг себя и найди три предмета разных размеров: большой, средний и маленький (из игрушек, посуды, мебели или одежды).
- Нарисуй три свои любимые игрушки: маленькую, среднюю и большую.
С кем дружит цифра 3?
Жил-был весёлый Светофор. Он стоял на перекрёстке и мигал тремя огоньками: зеленым, желтым и красным. Но однажды все три огонька потухли. Что тут началось! Машины не могли проехать, потому что ехали все сразу. Пешеходы не могли перейти улицу, потому что боялись попасть под машины К счастью, в толпе пешеходов была маленькая девочка. Она знала, что светофор дружит с цифрой 3, и скорее ей позвонила:
– Алло, ваш друг светофор заболел, и ему срочно нужна помощь!
Цифра 3 тут же прибежала и принесла ему три вкусных треугольных печенья. Она угостила светофор печеньем, и он сразу загорелся. Оказывается, светофор очень проголодался и поэтому не мог больше работать.
С тех пор цифра 3 каждый день приходит в гости к светофору. Когда светофор показывает машинам своим красным глазком и движение останавливается, цифра 3 кормит его тремя треугольным печеньями.
Светофор кушает печенье и пытается угадать, из чего оно сделано:
– Изюм, арахис и рис.
– Нет, таким печеньем я угощала тебя вчера, – смеется Тройка.
Цифра 3 всегда печет свое печенье из трех продуктов. Светофор никак не может их угадать, потому что проглатывает печенье слишком быстро. Ему разрешается отдыхать только три минуты, пока горит красный свет.
Подвижная игра «Кто знает цифру 3»
Один человек – водящий. Остальные встают в линию в 10–15 шагах от водящего. Водящий поворачивается ко всем СПИНОЙ и говорит:
— Тише едешь – дальше будешь. Раз. Два. Три!
Дети медленно идут вперед. При счете «три» водящий резко оборачивается, и все замирают. Тот, кто не успел замереть, должен сказать три добрых слова водящему. Кто не справился с заданием, возвращается назад. Тот, кто первым дойдет до водящего, становится новым водящим. В эту игру можно играть с разными вариантами слов: три вежливых слова, три цвета, три фрукта, три героя сказок и т.д.
Цифра 4
– У стола четыре ножки,
И у шкафа, и у кошки, –
Нам Четвёрочка сказала,
Целый день она считала.
Цифре кошка объяснила:
– Ножки могут быть у шкафа,
Ты, наверное, забыла,
У меня не ножки, лапы.
Вопросы и задания:
- Расскажи о тех, кто бегает на четырех лапах и летает на четырех крыльях.
- Перечисли все машины, у которых есть четыре колеса.
- Придумай стишок о цифре 4. Первые три строчки даны, нужно придумать четвертую:
Раз, два, три, четыре,
Мы опять в своей квартире,
Собираемся играть,
Но пора… (например, «…ложиться спать», или «…нам посчитать», и т.д.)
Четыре желания цифры 4
Однажды цифра 4 взяла с собой пакет с четырьмя печеньями и пошла гулять в лес. Не успела она дойти до леса, навстречу ей четыре волка бегут, еле дышат.
– Куда это вы бежите? – удивилась цифра 4.
– От страшного зверя убегаем. Раньше мы сами всех пугали, а теперь поселился в чаще леса огромный зверь с четырьмя глазами, четырьмя крыльями и четырьмя хвостами. Он так страшно рычит, что даже нас, волков, до смерти напугал, – сказали волки и убежали.
«Если это зверь с четырьмя глазами, четырьмя крыльями и четырьмя хвостами, значит, я с ним подружусь», – подумала цифра 4.
Зашла она в лесную чащу и услышала страшный рев:
– Кто пришёл ко мне?
– Это я – цифра 4, – сказала цифра.
– Что ты принесла? – снова зарычал зверь.
– Четыре сладких печенья, – ответила цифра 4.
– Скорее давай их сюда, – завопил страшный зверь.
Цифра 4 бросила зверю четыре печенья, и он мигом проглотил их.
– Я умирал от голода, а ты накормила меня, – вдруг замурлыкал зверь. – За это я исполню четыре твоих желания.
– Хочу, чтобы в мире было больше четвероногих, четверокрылых, четырехугольных и четырехглазых! – попросила цифра 4.
Подвижная игра «Найди четыре предмета»
Один человек–фантастический зверь, который любит цифру 4. Вокруг него рисуется берлога – круг диаметром в один метр. «Зверь» садится в круг на корточки и закрывает глаза. Все остальные бегают вокруг берлоги. Как только «зверь» просыпается, все убегают от него. Тому, кого он поймает, «зверь» дает приказание найти какие-либо четыре предмета.
Например: найти на кухне четыре предмета посуды (тарелка, кружка, ложка, нож). Найти в огороде четыре овоща (лук, морковь, картофель, огурец). Найти во дворе четыре растения и т.д.
Если пойманный человек перечисляет четыре предмета, «зверь» отпускает его. Если нет, сажает его в «берлогу», пока тот не вспомнит четыре предмета, или его может спасти любой, кто перечислит за него эти предметы.
Цифра 5
У Пятерки пять детишек,
Пять весёлых шалунишек.
Все подряд они хватают,
Только ночью отдыхают.
Как зовут их, угадайте,
Малышей пересчитайте.
Может их любой узнать,
На руке их ровно пять.
Вопросы и задания:
- Назови пять подарков, которые тебе подарили в день рождения.
- Назови пять самых нужных навыков, которым ты научился.
- Перечисли пять каких-либо дел, которые делают все вместе дружные пальчики на ладошке каждый день.
- Дай пяти пальцам руки смешные имена и объясни, почему ты их так назвал.
Пять органов чувств
Рано утром весёлое пение птиц разбудило девочку. Она открыла глазки и зажмурилась от солнышка. С кухни вкусно пахло блинами. Девочка вспомнила, что у нее под подушкой лежит леденец, и достала его. Леденец наполнил рот сладким малиновым вкусом. Мягкое одеяло обняло девочку, и она снова задремала.
Вдруг ушки девочки заговорили сердито:
– Мы услышали пение птиц и разбудили девочку, а вы, глазки, зажмурились от солнышка и не захотели просыпаться.
– Я позвал девочку завтракать вкусным запахом блинов, а ты, язычок, решил вместо завтрака скушать малиновый леденец, – упрекнул носик язычок.
– А вы, ручки, зачем спрятались под мягкое одеяло? – спросили хором нос и ушки.
Обиделись глазки, что их ругают, и рассердились:
– Раз так, мы больше не будем смотреть.
– Я тоже отказываюсь чувствовать вкус, – добавил язычок.
– А мы не хотим ощущать мягкое и твёрдое, холодное и горячее, – сказали ручки.
Услышала этот разговор цифра 5 и рассердилась:
– Что за безобразие! Вы – пять органов чувств и всегда должны работать вместе.
– Доброе утро, доченька, – вдруг услышали ушки.
Глазки тут же открылись и увидели маму. Ручки крепко обняли маму. Носик вдохнул нежный запах маминых духов. Ротик проголодался и сказал: «Как вкусно пахнут блины!»
«Хорошо, что все мои пять органов чувств помирились», – обрадовалась девочка.
Творческая игра «Пять органов чувств»
Предварительно попросите детей запомнить и посчитать свои органы чувств: слух – умение слушать; зрение – умение видеть; обоняние – умение чувствовать запах, вкус – умение отличать сладкое от кислого и горького, осязание – умение чувствовать пальчиками гладкое или шершавое.
Водящему завязывают глаза, и он вынимает из пакета что-либо съедобное: леденец, пряник, шоколадное яйцо. Все хором говорят:
Раз, два, три, четыре, пять,
Нужно чувства посчитать:
Зренье, слух и обонянье,
Сладкий вкус и осязанье.
Водящий, используя пять органов чувств, должен определить, что он достал из пакета. Если он угадывает правильно, то получает предмет в подарок.
Цифра 6
У Шестёрочки лицо
Словно круглое кольцо,
Сверху – хвостик озорной,
Важный очень и смешной.
Цифра 6 им дорожит,
Каждый миг за ним следит.
Хвостик ей нельзя терять,
Чтобы ноликом не стать.
Вопросы и задания:
- Друзья-цифры подарили Шестёрке шесть предметов, необходимых для дома. Что это за предметы?
- Если бы ты был фермером, какие шесть домашних животных ты завёл бы?
- Нарисуй цифру 6 с глазками, ротиком и носиком. Нарисуй на хвостике у цифры 6 шесть бантиков.
Чем цифра 6 отличается от цифры 9?
Одна девочка никак не могла запомнить, как пишется цифра 6. Иногда она писала овал внизу, а хвостик вверху, а иногда наоборот.
– Почему ты опять вместо цифры 6 цифру 9 написала? – сердилась мама.
– У цифры 9 большая умная голова. Цифра 6 решила стать такой же умной и перевернулась, – засмеялась девочка.
– Значит, твоя цифра 6 – цирковая акробатка? – удивилась мама.
Ночью девочке приснился цирк. Вместо зверей там выступали цифры. Они кувыркались, показывали фокусы и жонглировали. Вдруг директор цирка объявил: «Выступают акробаты: девочка и цифра 6!». Девочка вышла на арену, и цифра 6 ловко поставила ее на голову.
– Теперь ты должна посчитать всех зрителей в зале, – сказала цифра 6.
– Как я могу считать, стоя на голове? – сердито спросила девочка.
– А как я могу считать до шести, если ты превращаешь меня в цифру 9? – заплакала цифра 6.
– Извини, я больше не буду тебя переворачивать. Я привяжу тебе на хвостик шесть красивых бантиков, чтобы не путать с цифрой 9, – предложила девочка.
В этот момент девочка проснулась. На столе лежала тетрадь, в которой она училась писать цифры. Цифра 6 была написана совершенно правильно. Ее хвостик плавно изогнулся над овалом, и на нем красовались шесть разноцветных бантиков.
Подвижная игра «Найди шесть изменений»
Дети встают в круг. С помощью считалки выбирается водящий.
Цифра 6 на лавку села.
Шесть огромных яблок съела,
Подкрепилась, потянулась
И скорее к нам вернулась.
Водящий выходит за дверь. Остальные делают шесть изменений в своей внешности, например: лохматят волосы, снимают очки, расстёгивают пуговицы. Затем зовут водящего. Он должен найти все шесть изменений.
Цифра 7
Семицветный мостик свой
Кто раскинул над рекой?
Это радуга-дуга
Засверкала в облаках.
Ее краски Цифра 7
Подарила щедро всем,
Чтобы люди не грустили,
Чтобы красоту ценили.
Вопросы и задания:
- Где еще, кроме радуги, встречается цифра 7? (Семь нот, семь дней недели)
- Как ты думаешь, почему цифра 7 так часто встречается?
- Перечисли все цвета радуги. Какой из них твой любимый?
- Нарисуй в прямоугольнике семицветную радугу. Попроси маму под радугой написать все семь дней недели и придумай, что интересного ты будешь делать каждый день.
Семь цветов радуги
После дождика появилась в небе красавица радуга. Увидели два мальчика радугу и заспорили:
– Самый красивый у радуги красный цвет, потому что у меня есть новый красный велосипед. Хорошо бы вся радуга была красная, – сказал один мальчик.
– Нет, пусть вся радуга будет зеленая. У меня есть любимая зеленая машинка, – сказал второй мальчик.
Долго они спорили, и каждый свой цвет считал самым лучшим. Расстроилась радуга, услышав этот спор. Она всегда думала, что людям нравятся все ее семь цветов. От расстройства радуга растаяла навсегда, и люди разучились радоваться.
– Что делать? Это я радугу обидел, – грустно сказал один мальчик.
– Не горюй. Давай попросим цифру 7 вернуть все семь цветов радуги, – предложил второй мальчик.
Цифра 7, выслушав мальчиков, пошла к художнику и рассказала ему о том, что радуга пропала.
– Я нарисую радугу, если ты, цифра 7, подаришь мне семь радужных красок, – сказал художник.
Цифра 7 произнесла волшебное заклинание, и перед художником тут же появились краски: красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя и фиолетовая. Художник рисовал картину целых семь дней недели. Когда картина была готова, на небе снова появилась радуга.
Подвижная игра «Радуга, появись»
Семь человек встают на скамейку и получают карточки с цветами радуги в неправильной последовательности. По команде «Радуга, появись!» дети должны перестроиться на скамейке таким образом, чтобы цвета радуги «стояли» в правильном порядке, начиная с красного. Если кто-то падает или касается ногой пола, «радуга гаснет», и игра начинается заново. Задача детей – помочь радуге появиться как можно быстрее.
Цифра 8
Паучок на свете жил,
С Цифрой 8 он дружил.
На нее он был похож,
Удивительно пригож!
Цифру паучок любил,
Каждый день ей говорил:
– Ты похожа на очки
И на толстые круги.
Вопросы и задания:
- Как ты думаешь, почему фигура цифры 8 состоит из двух овалов?
- В доме у цифры 8 собраны все предметы, на которые она похожа. Расскажи об этих предметах.
- Возьми две баранки, два ореха или два кольца и придумай историю, как из этих предметов родилась цифра 8.
- Нарисуй портрет цифры 8 из двух колёс (двух колец, двух лепёшек и т.д.).
Кто помог цифре 8?
– Ой-ей-ей! – плакала цифра 8, – я упала, ушибла бок и опаздываю на урок. Сегодня дети должны учить цифру 8. Если я не приду, они меня не выучат.
– Давай мы поплывём на урок вместо тебя. Из двух овальных облаков дети могут сделать цифру 8, – сказали два облака.
– Нет, вы слишком большие и не поместитесь в классе, – грустно возразила цифра 8.
– Может, я полечу на паутинке в школу вместо тебя? Я похож на маленькую Восьмёрку, и у меня восемь ножек, – пропищал паучок.
– Нет, ты слишком маленький, и ветер может отнести твою паутинку совсем в другую сторону, – печально ответила цифра 8.
По дороге ехал мальчик на велосипеде. Он предложил:
– Цифра 8, садись скорее на мой велосипед. Он похож на тебя и быстро отвезёт тебя на урок.
На уроке все дети сразу запомнили цифру 8, потому что она объяснила:
– Я похожа на велосипед, который всегда вовремя довезет вас туда, куда вы спешите.
Подвижная игра «Нам нужна цифра 8»
Начерти классики из восьми клеток. Допрыгни до восьмой клетки и загадай какой-либо предмет, который в количестве восьми штук нужен твоему другу. Попроси друга отгадать, что это за предмет. Например: «С помощью этих предметов ты нарисуешь красивый рисунок (восемь карандашей). Эти предметы нужны в школе, чтобы в них писать (восемь тетрадей).
Цифра 9
Цифра 9 спит в кроватке.
Снится сон Девятке сладкий.
Девять звездочек в нем светят, —
Нет чудесней их на свете.
Цифра их берет в ладошки,
До чего же сон хороший!
Греют звездочки Девятку,
Вся в лучах ее кроватка.
Вопросы и задания:
- Какая цифра тебе кажется самой главной?
- Как ты думаешь, почему в сон к цифре 9 прилетели 9 звездочек?
- Нарисуй цифры от 1 до 9 разными цветами. Расскажи, почему те или иные цвета подходят данной цифре.
Счастливая цифра 9
– У Пятерки есть пять пальчиков, у Семёрки – семь ноток, а у меня ничего нет, – загрустила цифра 9.
– Ты можешь посчитать сразу девять предметов, – стали утешать цифру 9 другие цифры.
– Но мне нечего считать, – чуть не заплакала Девятка.
Солнышко пожалело цифру 9 и подарило ей девять солнечных лучей. Обрадовалась цифра 9 и весь день считала свои девять лучиков. Когда наступил вечер, цифра9 спрятала лучи в янтарные камушки, чтобы они не растаяли в темноте.
На другой день цифра 9 увидела на улице плачущую девочку. Девочке исполнилось девять лет, но ее мама с папой поссорились, и поэтому она плакала. «Нельзя оставаться без подарка в день рождения», – решила цифра 9 и подарила девочке все девять янтарных камушков. Прибежала девочка домой и радостно сказала:
– Мама, папа, цифра 9 подарила мне девять янтариков.
Девять янтарей ярко сияли в руках дочки. Родители улыбнулись, и мама сказала:
– Пойду испеку праздничный торт.
– А я потороплюсь в магазин за подарками, – засмеялся папа.
В этот день девочка получила девять подарков. Папа сказал: «Девять – счастливая цифра!» И все согласились с ним.
Как ты думаешь, какие подарки получила девочка на день рождения?
Подвижная игра «Назови девять имен»
Дети выполняют команды взрослого:
- Ударяя мячом о пол, назови девять имен.
- Подбрасывая мяч, назови девять домашних и девять диких животных.
- Хлопая в ладоши, назови девять цветов.
- Делая наклоны, назови девять фруктов.
- Подпрыгивая, назови девять марок машин.
Если один игрок сбивается, команду заново выполняет следующий.
Цифра 0
Ноль собой весьма хорош:
На бараночку похож,
И на бублик, и на шар,
И на круглый самовар.
Нолик дружит с колобком,
Жить нескучно им вдвоем:
Круглый шарик надувают,
Круглый год на нем летают.
Вопросы и задания:
- Как ты думаешь, для чего нужен 0?
- В какое время года на улице чаще всего бывает 0 градусов?
- За одну минуту найди вокруг как можно больше предметов, похожих на ноль.
- Нарисуй в прямоугольнике цифру 0 в виде разных предметов: лужи, солнышка, баранки, обруча.
Появление ноля
— Я собою так хорош, я на солнышко похож, и на бублик, и на шарик, – громко распевал Нолик, шагая по дороге.
Все цифры тут же окружили его.
— Ой, ты овальный, как блин! Как тебя зовут? – спросила цифра 2.
— Меня зовут Ноль, и я известная личность. Куда ни посмотрите, всюду меня найдёте, в любом колесе, – гордо сказал Нолик.
– А что ты можешь посчитать? – поинтересовалась цифра 9.
– Все что угодно могу посчитать, – важно ответил Нолик и принялся считать. Но сколько он ни считал, выходил всегда ноль.
– Зачем ты нужен, если с твоей помощью нельзя посчитать даже один предмет? – засмеялись цифры.
– Неужели я совсем никому не нужен? – заплакал Нолик.
– Не грусти, Нолик. Конечно, ты нужен. В тебе скрыта какая-то тайна, но мы ее обязательно отгадаем, – пожалела Ноль цифра 1 и пригласила его к себе в гости.
Творческая игра «Крестики и нолики»
Нарисуйте на листе бумаги девять клеток.
Играют двое. Первый игрок рисует в какой-либо клетке нолик. После этого нолики можно ставить только в клетках рядом с другими ноликами. Второй человек играет крестиками. Он пытается закрыть ими все клетки рядом с ноликами. Побеждает тот, кто сможет нарисовать больше своих знаков: ноликов или крестиков.
Число 10
Нолик мне терять нельзя,
Без него исчезну я,
Стану тощей единицей,
Буду плакать я и злиться.
Число 10 на обед
Уплетает винегрет.
В нем десяток овощей.
Перечисли их скорей.
Вопросы и задания:
- Перечисли десять овощей, из которых число 10 приготовило винегрет.
- Цифры 1 и 0 вырастили в саду десять разных фруктов. Расскажи, какие фрукты они вырастили.
- Возьми два любых предмета, похожих на цифры ноль и один, например: карандаш и баранку; палочку и колечко. Положи зги предметы так, чтобы получилось число десять, и нарисуй его.
Как появилось число 10
Цифра 1 привела Нолик к себе домой, усадила гостя за стол и говорит:
– Извини, Нолик, я не смогу тебя хорошо угостить. У меня в домике все по одному: одна чашка чая и один пирожок.
Затем она пригласила в гости остальные цифры.
– Спасибо за приглашение, но у тебя в домике всего один пирожок и одна чашка чая, а нас много, – отказались цифры.
– Это раньше так было, но Нолик все изменил и чудесным образом увеличил все в десять раз, – объяснила цифра 1.
Цифры недоверчиво покачали головами, но все-таки пошли в гости. Когда все вошли в домик, цифра 1 быстро села рядом с Ноликом. Мгновенно одна чашечка чая превратилась в 10 чашек чая, а один пирожок – в 10 пирожков.
– Это настоящее чудо! – обрадовались цифры и сели пить чай.