Школы изменятся благодаря нацпроекту «Образование»

В рейтинге стран по уровню образования населения, подготовленном в 2021 году ООН, Россия занимает 39 место. Последние десять лет позиции России в этом рейтинге существенно не меняются и колеблются в диапазоне 35-40 места. Очевидно, что такое положение вещей не может устраивать государство, которое стремится занять лидирующие позиции на мировой арене. В 2018 году президент Владимир Путин поставил цель — к 2024 году войти в топ-10 стран мира по качеству общего образования. Для того, чтобы эта цель была реализована, Минпросвещения России разработало национальный проект «Образование», основная цель которого — обеспечить возможность самореализации и развития талантов.

К цели через трансформацию

Амбициозные задачи, которые сегодня стоят перед отечественной экономикой, требуют высококвалифицированных кадров, обладающих глубокими, современными знаниями и навыками и готовые постоянно учиться чему-то новому.

«Несмотря на то, что советское, а затем и российское образование всегда славилось своей фундаментальностью и готовило кадры, которые были востребованы не только внутри своей страны, но и во всем мире, современные реалии требуют трансформации образования, внедрения новых подходов, форм, технологий, — говорит доцент департамента логистики и маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ Ольга Жильцова. — Без такой трансформации невозможно продолжать готовить качественные кадры, способные отвечать на современные вызовы».

Нацпроект как раз подразумевает трансформацию существующей системы образования. В частности, в школах будет создана новая образовательная инфраструктура.

Точки роста

В рамках нацпроекта «Образование» реализуется проект «Современная школа», которая подразумевает, в том числе, создание в сельской местности и небольших городах на базе школ «Точек роста», где дети смогут получить дополнительные знания и навыки, познакомиться с современными технологиями. Планируется, что к 2024 году таких «Точек роста» будет открыто почти 25 тысяч. Каждая такая «точка», или проще говоря — образовательный центр, будет иметь определенный профиль, например, цифровой, технический, гуманитарный или естественно-научный.

Создание подобных школьных образовательных центров объясняется тем, что в сельской местности и небольших городах дети не всегда могут получить такое же качественное образование, как их сверстники из мегаполисов. Связано это, в первую очередь, с отсутствием необходимой инфраструктуры. «Точки роста» призваны решить, в первую очередь, именно проблему материально-технического оснащения: они будут укомплектованы самым современным оборудованием. Например, на занятиях по физике или химии ученики смогут наконец проводить серьезные лабораторные работы, а на информатике заняться программированием или начать изучать робототехнику. Для этого будет и соответствующее ПО, и оборудование. По сути, «Точки роста» должны помочь нивелировать разрыв между качеством образования, получаемого школьниками в крупных региональных центрах и в российской глубинке.

На VI Всероссийском съезде учителей сельских школ министр просвещения РФ Сергей Кравцов отметил:

«Сельские школы требуют особого подхода, и важно, чтобы они отвечали всем современным требованиям и были охвачены всеми актуальными программами. Очень важно обновлять инфраструктуру школ, чтобы ребятам было интересно и комфортно учиться».

Современной школе — современный учитель

Однако «расти» сельские школы будут не только благодаря новому оснащению. Качество образования во многом зависит от квалификации преподавателя, его знаний и способностей. Поэтому согласно нацпроекту «Образование» к 2024 году 37 тысяч учителей должны будут пройти повышение квалификации. Сейчас во всех регионах страны открываются Центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, их создано уже 140. В таких центрах педагоги смогут овладеть цифровыми навыками, научиться работать с современным оборудованием, которым сейчас активно оснащаются школы, а также освоить актуальные методики преподавания с учетом новых реалий.

«Современный российский учитель сегодня обязан уверенно владеть цифровыми навыками, — говорит доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова Инга Корягина. — Речь идет не только о пользовании компьютерами и другой техникой, которой начали активно оснащаться образовательные учреждения, но также о пользовании информационно-коммуникационными сетями, современными технологиями. Традиционная образовательная среда неизбежно трансформируется в цифровую. И происходит это достаточно быстро. Более того, с каждым годом такая трансформация будет только ускоряться, а также все больше интегрироваться в различные смежные образовательные среды. Поэтому задача педагога — постоянно восполнять дефицит актуальных знаний».

В рамках повышения квалификации учителей большое внимание будет уделяется не только прикладным направлениям, таким как «Программирование», «Ментальная математика», «Проектная работа со школьниками», но и навыкам в возрастной психологии. В частности, среди образовательных модулей есть такие: «Как решать конфликты в школе», «Как повысить концентрацию ребенка на уроке», «Как работать с жалобами родителей».

Каждый учитель сможет повышать свой профессиональный уровень по индивидуальному плану, в зависимости от своих потребностей, а также потребностей своих учеников и школы в целом.

Пединституты изменятся

Тех, кто только осваивает профессию учителя, также ждут нововведения. В профильных вузах будут созданы педагогические технопарки — «Кванториумы», в рамках которых студенты смогут обучиться новейшим методикам преподавания естественно-научных и технологических предметов с использованием современного оборудования. Создаваемые «Кванториумы» оснащаются по последнему слову техники. Будущие учителя смогут освоить и 3D-принтеры, и лазеры, и оборудование для конструирования роботов, и ПО для изучения основ программирования или создания мультфильмов и многое другое, научатся создавать проекты и видеопрезентации. Кроме того, студенты получат опыт реализации междисциплинарных и метапредметных проектов, научатся проводить исследовательские работы и многое другое. Вооруженные таким современным багажом знаний и навыков, будущие учителя смогут без труда не только освоить современное оборудование, но и сделать учебный процесс по-настоящему увлекательным для каждого ученика. Планируется, что к 2024 году будет создано 33 педагогических технопарка в профильных вузах, а в последствии «Кванториумы» появятся в каждом педагогическим вузе.

В ходе круглого стола «Педагогические вузы — агенты прогрессивных изменений в образовании» заместитель министра просвещения РФ Татьяна Васильева отметила: «Именно учитель работает и будет работать в тех новых условиях, которые создаются в рамках национального проекта «Образование». И добавила, что подготовка учителя — задача номер один.

По словам профессора кафедры философии образования МПГУ Олега Баксанского, важно не только создать «Кванториумы» в стенах вуза и оснастить их современным оборудованием, но и создать такую систему подготовки кадров, при которой педагоги будут иметь возможность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, создать систему непрерывного профессионального развития.

«Материально-техническая база вузов должна соответствовать актуальному технологическому уровню развития производства в рамках социального заказа», — отмечает Олег Баксанский.

«Кванториумы» — детям

Еще одна инициатива нацпроекта «Образование» — создание детских технопарков «Кванториум». Это федеральная сеть образовательных площадок, где дети смогут освоить перспективные инженерные направления. «Кванториумы» создаются на базе школ. Посещать их можно сразу после основных уроков — как дополнительные занятия по 13 направлениям — квантумам, среди которых роботостроение, проектирование космических аппаратов, 3D-моделирование, изучение искусственного интеллекта и нейротехнологий и многое другое. В «Кванториумах» школьники смогут разработать реальный проект с помощью высокотехнологичного оборудования, научатся работать в команде и решать нестандартные задачи. Цель «Кванториумов» — приблизить науку к школьникам, сделать ее «осязаемой» для них и, конечно, заинтересовать перспективной научной деятельностью в будущем. Сегодня создано уже 135 «Кванториумов» в 84 регионах страны. К 2024 году их станет еще больше — 359. Предполагается, что через два года в «Кванториумах» будут обучаться более двух миллионов детей.

По словам экспертов, создание новой образовательной среды в российских школах поможет в полной мере раскрыть таланты молодежи, выстроить социальные лифты и создать кадровый резерв для наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики РФ.

 

Евгения Мамонова

Источник