Школьники узнали все о музыке на Всероссийском открытом уроке

6 октября 2022 года состоялся Всероссийский Открытый урок «Ритм жизни – музыка», посвященный Международному дню музыки, который отмечается 1 октября, а также 150-летию со дня рождения Александра Скрябина и 140-летию со дня рождения Игоря Стравинского. Трансляция прошла из Российского национального музея музыки, который не имеет аналогов в мире.

Ведущими стали София Хоменко и музыкант и автор песен Виктор Терехов, известный как AIVENGO. Вместе со зрителями они прошли по выставочным залам музея музыки, вспомнили о физической природе звука и многообразии его использования в музыке, а также узнали, что сделали для мирового музыкального искусства Игорь Стравинский, Александр Скрябин и другие великие композиторы, какие традиционные инструменты можно встретить в разных регионах нашей страны, как связаны музыка и математика, и не только.

Генеральный директор Российского национального музея музыки, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Михаил Брызгалов рассказал историю создания музея и открыл секрет самых уникальных экспонатов:

«В далеком 1912 году, это уже 110 лет тому назад, замечательные люди, которые работали в Московской консерватории, решили организовать музей. Выделена была небольшая комната, и, когда там появились архивные документы, которые на тот момент уже были сохранены, был брошен клич, что все самое интересное, все самое важное должно быть представлено в этом музее. Вот так на протяжении длительного времени сначала в небольшой комнате Московской консерватории, потом появилось чуть больше помещение, музей переезжал в различные здания. С 1980 года, в тот год, когда в Москве была Олимпиада, было построено здание, в котором и был организован большой музей».

Также ведущие пообщались с пианистом, композитором Иваном Бессоновым. С детства Иван занимался в музыкальной школе, а сейчас он пишет музыку к фильмам. Исполнительский талант помогает побеждать на престижных музыкальных конкурсах. Так, в 2018 году он стал первым российским исполнителем, победителем международного конкурса молодых музыкантов «Eurovision Young Musicians — 2018». Иван уверен, что секрет успеха – это продуктивные и регулярные занятия:

«В среднем минимум, если говорить про школьные года, я думаю, что это часов пять, наверное, для школьника. То есть со временем, когда становится достаточно много репертуара, когда приходится просто играть и учить большие объемы, то приходится сидеть и больше гораздо, но в целом самое главное – чтобы процесс занятий не был бездумный, чтобы каждая минута, проведенная за инструментом, имела толк».

Специальный корреспондент посетил музей Петра Чайковского в Москве, где встретился с прямым потомком семей фон Мекк, Чайковских, Давыдовых Денисом фон Мекк, чтобы узнать больше о жизни и творчестве великих русских композиторов. В беседе Денис отметил удивительную систему подготовки музыкантов в России:

«Наша страна отличается от почти любой страны в мире. У нас существует огромная государственная трехуровневая система: это музыкальные школы, музыкальные училища и консерватории музыкальные институты, которые дают колоссальные возможности по сравнению с любым другим обществом, которое есть на нашей планете».

В конце урока Институт Воспитания объявил конкурс детской песни. Участвовать можно всем: и детям, и взрослым. Чтобы принять участие, нужно сочинить песню – поздравление с днём рождения, записать ее в формате видео или аудио и внимательно заполнить анкету по ссылке. Победитель получит возможность профессиональной записи своей композиции в студии и съемку клипа. Все подробности на сайте институтвоспитания.рф.

Запись эфира доступна на сайте трансляции.институтвоспитания.рф и в официальных сообществах Института воспитания РАО и Министерства просвещения РФ во Вконтакте по ссылке.

Всероссийский проект «Открытые уроки» реализуется Институтом воспитания РАО при поддержке Минпросвещения России в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» нацпроекта «Образование».

Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО занимается научно-исследовательской деятельностью по изучению актуальных проблем воспитания и развития детей в современном обществе. Это ведущее научное учреждение, определяющее стратегические приоритеты развития воспитания в России. В числе проектов Института такие как: разработка программ воспитания и методических рекомендаций по их внедрению, Всероссийский конкурс педагогических работников «Воспитать человека», Всероссийские проекты «Открытые уроки» и «Открытые родительские собрания», журнал для родителей и педагогов
«Семья и школа» и другие. Институт реализует и поддерживает программы в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».