Родительский инсайт: ребенок тоже человек
Природа ребенка: вторая глава книги Пааты Амонашвили
Уважаемые педагоги и родители! Я верю, что 2025 год станет для вас периодом развития и познания себя и своих детей. А что же такое развитие? Вторая глава моей книги посвящена этому вопросу, и мы будем смотреть на развитие глазами ребенка. Вернее даже не глазами, а через призму его психологических зерен. Также в этой части я предлагаю поразмышлять над уникальностью природы детей. Приглашаю к прочтению!
Все люди отличаются друг от друга, но дети обладают своей уникальной психологией. По своей природе дети отличаются от взрослых, и понимание их психологии крайне важно для родителей и педагогов. Это знание можно и нужно применять в повседневном общении с детьми — как дома, так и в образовательных учреждениях. Давайте вместе разберем, в чем же главная особенность.
Если внимательно изучить природу ребенка, можно заметить несколько ключевых движущих сил, которые заложены в нем от рождения. Эти силы — как потоки энергии или страсти, определяющие поведение ребенка. Мы выделим три главные, на которых стоит сосредоточиться.
Развитие — первая главная движущая сила ребенка
Развитие — это процесс, в ходе которого заложенные в каждом ребенке зерна возможностей постепенно раскрываются и приносят плоды. Это не одномоментное событие, а длительный процесс, происходящий на протяжении времени. Развитие можно представить как проявление потенциала: от первых ростков до зрелых плодов.
У этого процесса есть свои внутренние законы и естественные этапы, которые нельзя ускорить или обойти. Каждое зерно являет собой потенциальную возможность определенных качеств. В процессе развития семена прорастают, формируясь в плоды, то есть в умения, навыки и черты характера.
Первым шагом на пути к осознанному воспитанию является понимание, какие именно психологические зерна заложены в ребенке и как способствовать их развитию.
Развитие эмоций происходит в очень раннем возрасте
Исследования показывают, что в первые недели и месяцы жизни ребенка особенно интенсивно развивается его эмоциональная сфера. Можно представить новорожденного как обладающего бесчисленным множеством зерен возможностей, среди которых есть особая группа — зерна чувствований и эмоций. Именно они начинают активно раскрываться в самые ранние этапы жизни.
Научные данные свидетельствуют, что к шестимесячному возрасту у ребенка происходит пик эмоционального раскрытия. Это означает, что эмоции — и позитивные, и негативные — начинают проявляться и формироваться в зависимости от окружающей ребенка среды.
Как среда влияет на эмоциональное развитие?
Представим метафорический образ: рядом находятся зерно любви и зерно гнева, оба они готовы раскрыться в зависимости от того, какую среду они наблюдают. Если окружение ребенка наполнено раздражением, конфликтами, гневом: родители ссорятся, родственники и соседи выражают недовольство, в доме постоянно работает телевизор с агрессивным контентом, — то зерно гнева распознаёт такую среду как подходящую для своего развития и начинает быстро раскрываться. В то же время зерно любви может «решить», что оно здесь не востребовано, и начнет угасать.
И наоборот, если атмосфера в доме наполнена заботой, поддержкой и любовью: родители проявляют любовь друг к другу и к окружающим, в доме царит гармония, — то зерно любви активно развивается. В этом случае зерно раздражения оказывается невостребованным и «засыпает».
Эмоциональный мир формируется с первых дней жизни
Эмоциональный мир ребенка начинает складываться значительно раньше, чем многие могут представить, — уже с первых недель и месяцев. Пик этого процесса приходится на шестой месяц жизни, когда происходит наиболее интенсивное раскрытие эмоций. Важно понимать, что речь идет не столько о формировании эмоций с нуля, сколько об их раскрытии — ведь каждое зерно уже заложено в ребенке от рождения.
Как создать среду для развития положительных эмоций?
Если родители спрашивают, как помочь ребенку раскрыть положительные эмоции, ответ очевиден: положительный чувственный мир самого родителя становится той самой питательной средой, в которой эмоции ребенка смогут развиваться. Эмоции взрослых, проявленные в присутствии младенца, создают основу для его собственного эмоционального мира. Это один из главных законов развития: зерна эмоций раскрываются по подобию той среды, в которой растет ребенок. Если атмосфера наполнена теплотой и заботой, такие же эмоции будут развиваться в ребенке.
Пример родителей: «Мы начали изучать гуманную педагогику после рождения нашей двойни. Детям было всего несколько месяцев. Конечно, мы заботились о них: кормили, ухаживали, гуляли с ними, укладывали спать. Но мы совсем не задумывались о том, какие чувства испытываем, наблюдая за детьми. Мы даже часто ссорились. Мама раздражалась, а отец не раз повышал голос. Мы и представить не могли, что наши эмоции каким‑то образом влияют на младенцев, ведь нам казалось, что они еще ничего не понимают.
Потом мы начали изучать литературу по развитию и поняли, что эмоциональная жизнь ребенка формируется с самого раннего возраста. То, каким будет этот мир, напрямую зависит от тех чувств, которые испытывают взрослые, находящиеся рядом с ребенком. Это стало для нас настоящим откровением.
С того момента мы решили осознанно заботиться о своих эмоциях ради наших детей. Мы начали давать друг другу возможность отдохнуть, старались не доводить себя до эмоционального выгорания. Если кто‑то из нас чувствовал раздражение, мы ненадолго уединялись, чтобы восстановить силы. Постепенно мы заметили, что и дети стали спокойнее. Теперь мы уверены: если родители ухаживают за младенцами с внутренней гармонией и уравновешенностью, то в подростковом возрасте им не придется учиться эмоциональному интеллекту — он станет для них естественной частью жизни».
Речь формируется в возрасте от нескольких месяцев до 5–7‑летнего возраста. Развитие речи: как зерна раскрываются в раннем возрасте
После раскрытия зерен эмоций наступает время для зерен речи. Эти зерна начинают интенсивно раскрываться уже к первому году жизни. Хотя речь на этом этапе еще находится в зачаточном состоянии, к трехлетнему возрасту она проходит значительное развитие. Психологи утверждают, что именно к этому времени складывается не только речь, но и основа личности ребенка. Личность формируется из сочетания эмоций, речи и следующего важного этапа — мышления, пик которого наступает после речи, примерно в два три года, и продолжается до младшего школьного возраста.
Как создать среду для развития речи?
Развитие речи ребенка напрямую зависит от того, как с ним говорят взрослые и какую речь он слышит вокруг себя. Подобно тому, как эмоциональное развитие требует чувственной и доброжелательной среды, для развития речи необходима богатая и разнообразная речевая среда.
Если ребенок слышит грамотную, красивую, эмоционально насыщенную речь, то именно так и будут раскрываться его зерна речи. Напротив, если среда наполнена грубостью и раздражением, ребенок будет усваивать этот стиль общения. И хотя малыш может еще не уметь говорить, он с раннего возраста впитывает каждое услышанное слово, интонацию и эмоцию.
Как говорить с ребенком, чтобы способствовать развитию речи?
Часто возникает вопрос: как правильно создать речевую среду? Ответ прост — нужно как можно больше говорить с ребенком, даже если он пока не может ответить. Обучать ребенка в буквальном смысле в этом возрасте бессмысленно, но разговаривать с ним—крайне полезно. Важно использовать добрую, содержательную речь с элементами юмора.
Полезно рассказывать ребенку о своих дневных впечатлениях, читать стихи и рассказы — причем одно и то же произведение можно повторять много раз. Дети обожают повторение: когда взрослые читают с выражением, ребенок буквально вбирает в себя каждое слово и интонацию. Можно заметить, как у малышей в такие моменты отвисает челюсть или текут слюнки—это признак того, что они поглощают каждую деталь услышанного, словно маленькие пылесосы.
Хотя результаты такого поглощения могут проявиться лишь спустя несколько месяцев, важно помнить, что основа речевого развития закладывается именно в этот ранний период. Чем раньше ребенок услышит богатую и выразительную речь, тем лучше будут раскрываться его зерна речи в будущем.
Пример папы: «Я не считаю себя грубым человеком, но иногда из меня все же вырываются резкие выражения. Я знаю, это идет из моего детства и юности. Я вырос в неблагополучном районе, где и дети, и взрослые часто разговаривали грубо, используя нецензурные слова. В семье я всегда старался проявлять уважение. Я искренне люблю свою жену и никогда не позволяю себе говорить с ней грубо.
Однако работа иногда вторгается в домашнюю жизнь. Приходится решать вопросы по телефону, и в моменты раздражения я мог позволить себе накричать на подчиненных или даже выругать их. Все изменилось, когда меня пригласили в детский сад, куда ходит мой сын. Воспитатели сказали, что дети в группе начали использовать нецензурные выражения и среди них особенно выделился мой сын. Родители других детей начали жаловаться, что те приносят из садика грубую речь домой.
Сначала я подумал, что надо поговорить с сыном. Но, представив, как это будет, понял: мне трудно будет контролировать себя и не сорваться на резкие выражения. Воспитатели дали понять, что дети перенимают речь взрослых и начинают говорить так, как слышат вокруг себя. Я осознал, что прежде чем воспитывать сына, нужно изменить свое собственное поведение.
Признаться, это оказалось непросто. Но ради сына я решил измениться. Я начал тщательно следить за каждым своим словом. Жена активно поддержала меня и придумала напоминание — она подарила мне изящный перстень. Каждый раз, глядя на него, я вспоминал, насколько важно, какую речь слышит мой сын.
Спустя несколько месяцев я заметил, что речь сына изменилась — он перестал использовать грубые слова. Я горжусь тем, что смог преодолеть эту привычку и стать примером для своего ребенка».
Мышление развивается с 2 лет до 7-10‑летнего возраста. Развитие мышления: как раскрываются зерна мыслительной деятельности
Мышление — это третья группа зерен, которая начинает активно раскрываться примерно с двух-трехлетнего возраста. Признаком того, что этот процесс запущен, становятся многочисленные вопросы, которые дети задают в этом возрасте: «откуда?», «почему?», «кто?», «как?». Эти вопросы, как в песне о почемучке, могут сыпаться без конца, порой доходя до сотни за день.
Как создать среду для развития мышления?
Если для развития эмоций нужна чувственная среда, а для речи — богатая речь вокруг, то мыслительная среда создается за счет разговоров, которые побуждают ребенка к размышлениям. В отличие от эмоций или речи, мышление не видно напрямую. Однако его можно заметить в детской реакции: стоит задать интересный вопрос или предложить ребенку решить простую проблему, и взгляд ребенка меняется — он погружается в раздумья. Порой дети при этом сосредоточенно кладут палец в рот и начинают предлагать неожиданные версии и объяснения.
Очень интересно слушать такие детские версии — это настоящий кладезь креативных идей! В детском возрасте мышление проявляется в самых необычных формах, иногда даже абсурдных, но всегда оригинальных. Порой можно подумать: если бизнесу требуются креативные решения, то ему стоит отправиться за ними в детский сад. Дети буквально фонтанируют интересными и нестандартными идеями, которые взрослым уже сложно придумать.
Мышление как этап раскрытия личности
Развитие — это процесс реализации внутренних возможностей, которые заложены в каждом ребенке. По-научному этот процесс можно назвать актуализацией потенциала, а по-простому—это раскрытие и воплощение тех способностей, которые изначально были скрыты.
Последовательность этого процесса важна. Сначала раскрываются эмоции, затем речь, и только потом наступает время для мышления. Эти три составляющие вместе формируют основу личности ребенка. Создавая благоприятную среду для каждого из этих этапов, родители помогают детям развивать все аспекты их внутреннего мира.
Пример папы: «Однажды мой сын, ему тогда было четыре года, задал мне вопрос: „Папа, а почему идет дождь?“ Вопрос простой, и таких вопросов в этом возрасте сотни. Каждый из них открывает для ребенка возможность размышлять. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что именно в таких ситуациях и формируется мышление. Но в тот момент я еще не знал, как правильно отвечать, и перебрал в голове несколько вариантов.
Сначала я ему отвечал примерно так: „Иди бабушку спроси. Она знает все“. Многие родители так отвечают. Но разве такой ответ развивает мышление ребенка? Так обрывается детский интерес на корню.
Тогда я подумал, что лучше давать ребенку научные объяснения: „Знаешь, вода испаряется, потом конденсируется в облака, а затем выпадает дождем. Сейчас я покажу тебе схему круговорота воды“. Но затем задумался: кто в этот момент действительно мыслит? Ни я, ни сын. Я просто повторяю известные факты, которые сам выучил когда‑то, а он просто слушает и запоминает. Пересказ готовой информации тоже не создает пространство для мышления.
Изучив вопрос развития глубже, я решил попробовать третий вариант. Я посмотрел на сына и сказал: „У тебя такой интересный вопрос! Мне сложно ответить на него сразу. Давай попробуем подумать вместе. Как ты сам думаешь, почему идет дождь?“
Реакция сына меня поразила. Он задумался, остановился, закусил губу и, нахмурив лоб, выдал свою версию: „Я думаю, либо облака становятся тяжелыми и роняют воду, либо ангелы плачут, когда смотрят, как плохо ведут себя дети“.
И знаете, что я понял? Для развития мышления надо дать ребенку возможность искать ответы самостоятельно. Когда ребенок ощущает, что его мысли важны, он начинает думать глубже и свободнее. Такой подход не только развивает мышление, но и помогает сформировать уверенность в своих силах и интерес к познанию.
С тех пор я стараюсь отвечать именно так. Важно не просто передавать знания, а создавать пространство для совместного размышления. Ведь когда мы вместе ищем ответы на вопросы, ребенок учится мыслить, а не просто повторять чужие истины».
После трех правда уже поздно?
Рекомендую обратить внимание на книгу японского ученого Масару Ибуки «После трех уже поздно». Основная идея этой книги заключается в том, что к трехлетнему возрасту многие внутренние зерна — эмоций, речи и мышления — уже начинают приносить свои первые плоды. После этого этапа эмоциональный мир ребенка уже не формируется с нуля, а скорее нуждается в корректировке. Речь тоже перестает раскрываться естественным путем — ее уже приходится осознанно учить.
Таким образом, дошкольный возраст — это лучшее время для развития эмоций, речи и мышления. Конечно, никто не собирается усаживать трехлетних детей за парты, как в университете. Но, создавая подходящую среду, мы можем помочь каждому зерну раскрыться в полной мере.
Хочу еще раз подчеркнуть первый закон развития: развитие происходит в соответствии со средой. Какая среда окружает ребенка, таким и будет результат — зерна раскрываются именно в той атмосфере, которую они впитывают.
Какой взрослый идеально подходит для развития?
Пример мамы: «Однажды на одном семинаре я услышала о силе педагогической любви. У меня тогда случился сильный инсайт. Я поняла, как дети нуждаются в поддержке и поощрении и как мешает их развитию критика и претензии взрослых.
Эта мысль заставила меня вспомнить свой опыт обучения вождению. Когда я готовилась к получению водительских прав, у меня был инструктор, которого трудно забыть. Он был вечно хмурым, с длинным носом и суровым выражением лица. Каждую мою ошибку он не просто замечал — он жестко критиковал: „Откуда у тебя руки растут? Почему такая тупость? Неужели трудно запомнить, что сначала включаешь поворотник, потом переключаешь первую скорость и плавно выжимаешь сцепление?“
Слушая его, я испытывала только одно желание—выйти из машины и бросить эту затею с правами навсегда. Казалось, что все мои попытки бессмысленны.
Эта история всплыла на семинаре, где я услышала о педагогической любви, и меня осенило: точно так же чувствуют себя наши дети, если вместо поддержки они слышат только критику.
Я представила: что было бы, если бы мой инструктор хвалил меня за каждый маленький успех? Ведь хоть что‑то у меня получалось, и я действительно постепенно продвигалась вперед. Представляю, как бы мне было легче и приятнее учиться, если бы я получала похвалу и поощрения вместо упреков.
Для меня это стало настоящим откровением. Дети, как маленькие ростки, нуждаются в тепле и свете — в той самой безусловной любви и поддержке, которая дает им силы развиваться. Без этой „солнечной энергии“ способности ребенка раскрываются с трудом. Теперь я уверена: безусловная любовь — это основа для развития всех талантов и возможностей наших детей.
С тех пор я стараюсь не критиковать сына за ошибки, а поддерживать его и радоваться каждому, даже самому маленькому успеху. Ведь как любое растение тянется к солнцу, так и дети тянутся к любви, и только в такой атмосфере они могут раскрыться в полной мере».
С любовью, Паата Амонашвили.
P.S.: Всегда рад вашему отклику на своих страницах в соцсетях: t.me/pamonashvili, https://vk.com/pamonashvili
- Первая глава книги сына и продолжателя идей Шалвы Амонашвили, руководителя Международного движения гуманной педагогики Пааты Амонашвили «Родительский инсайт: ребенок тоже человек» вышла в конце декабря 2024 года.