Поговорим о домашке: как мотивировать детей её делать
Речь о начальной и средней школе.
Что точно не будет работать в качестве мотиваторов выполнения домашней работы
- Дальние цели. Если ты не будешь делать уроки, то не сдашь ЕГЭ, не поступишь в вуз, из тебя ничего не выйдет. Умный подросток сразу же припомнит вам и Альберта Эйнштейна и с десяток других мозговитых парней, которые не блистали в детстве.
- Манипуляции, торг. Если ты закончишь четверть без троек, мы купим тебе айфон (собаку, хомяка), поедем кататься на горных лыжах.
Ребенок не должен учиться за оплату. Точка.
Ребенок бы и рад получить бонус, но связать планомерное ежедневное выполнение домашки с таким неочевидным бонусом крайне сложно. Опять же – бонус когда-то потом,.. а работать нужно сейчас. Ну начну завтра… А там тройка, опять тройка, ну вот, все равно уже не получилось.
- Страх. Физические и моральные наказания, гиперконтроль.
- Игнорирование проблемы. Сам разберется, это его жизнь. С одной стороны, подход видится наиболее здравым. С другой, к сожалению, способность к самоорганизации не заложена в нас от природы. Кто-то умеет балансировать и вовремя «браться за ум» перед важными контрольными и зачетами. Кто-то копит хвосты, загоняя себя в ситуацию, когда без чужой помощи разобраться с материалом уже не представляется возможным. Кого-то двойки бодрят и тонизируют, кто-то просто выпадает из учебного процесса на годы.
Давление не самая лучшая стратегия родителей, но равнодушие может ранить не меньше.
Что можно сделать, чтобы, учась в школе, «играть по правилам», не испортить отношения с ребенком и выйти сухим из воды?
- Посмотреть в лицо своим страхам. Что для вас значат уроки ребенка? Потеря репутации, потеря места в школе, страх перед будущим, потеря контроля? О чем это для вас? Настолько ли проблема критична? Насколько ее в принципе необходимо решать? Идет ли речь о том, что ребенок выпал из учебного процесса? Или же речь идет всего лишь о негативизме по отношению к конкретным учителям? В любом случае, проблему нужно озвучить максимально конкретно. В конкретно поставленном вопросе уже содержится ответ.
- Критично взглянуть на расписание ребенка. Есть ли у ребенка время на себя, на свои увлечения, на общение с друзьями, на серфинг в сети, чтение книг, слушание музыки? Или все четко расписано по минутам, и на уроки выделено то единственно свободное время, которое остается?
И обратная ситуация. А есть ли у ребенка собственные увлечения? То, что его действительно мотивирует. То, во что он готов вкладываться? Есть ли ритм в его расписании? Он ничего не хочет делать или речь идет только о школьных уроках? Апатия или нежелание тратить время на пустое?
- Творчески отнестись к постановке учебных задач. А каков тот необходимый минимум, который нужно выполнять? Можем ли мы сесть с ребенком и вместе расставить приоритеты – например, по математике мы берем дополнительные занятия онлайн, а на биологию «забиваем» (забиваем с умом). А может быть, если два-три предмета ребенок постоянно игнорирует – как выход можно договориться с учителями и подготовить рефераты по этим предметам. Зачем мучить себя и других?
Сейчас в школах охотно используется очно-заочная форма обучения или обучение по индивидуальному учебному плану. Почему не освободить ребенка от этой комедии абсурда и не показать ему, что к процессу организации своей учебы можно отнестись творчески. Не хочешь долбить географию весь год и получать тройки, погрузись в предмет, подготовь ряд работ, сдай и забудь. Это реально!
- Научить ребенка самоорганизации и тайм-менеджменту. Нам почему-то кажется, что мы учим этому ребенка, когда говорим «ну давай, соберись» или «ну ты же тратишь время впустую». Самоорганизации мы учимся всю жизнь и не всегда эффективно. Навык крайне полезный и необходимый человеку успешному – пожалуй, поважнее, чем, собственно, то, что мы учим в школе. Не всегда мы сами можем научить этому ребенка, но есть тренинги, курсы, книги, тьюторы, наконец.
Мы говорим о том, что планировать свое время – это драйв, что управлять собой – может быть интересным.
Что «слона можно есть по частям» (терминология тайм-менеджмента). Мы говорим о приоритетах и о том, что важное, но неинтересное тоже можно и нужно уметь выполнять. Но так, чтобы расходовать на это лишь необходимый минимум ресурсов. Говорим о самомотивации.
Следовательно, уроки при таком подходе становятся лишь полигоном для саморазвития, элементом в общей картинке. Акцент же смещается на повышение навыков самоконтроля и управления собой.
- Помочь ребенку найти себя, найти свои сильные стороны, свои зоны интересов, понять свои склонности. Не важно, будет ли ребенок делать уроки в школе, важно, чтобы в принципе ему было интересно жить и учиться – для себя.
- Быть заодно с ребенком. Самая частая ситуация, с которой я сталкиваюсь, это когда родители и ребенок на ниве уроков становятся по разные стороны баррикад. Родители выставляют требования, ребенок пассивно сопротивляется. Отказ от требований воспринимается родителями как педагогическое фиаско.
Долой требования! Вы не на войне, вы в одной лодке… Вы – проводник, штурман, коуч, друг.
Ваша задача – вместе найти решение проблемы под словом «надо», найти внутренний интерес, обойти, поддержать, сделать это наиболее эффективно и экологично. Ребенка действительно может «вымораживать» тема полной бесконтрольности того, что происходит в школе, полного безволия. Какая уж тут мотивация, какой полет. Так дайте ему повод ощутить, что даже в такой организации, как школа, он, и только он, отвечает за свое образование.