Переход из поля профдефицитов в область возможностей: как помочь учителю его совершить?
Своим опытом делится директор школы из Челябинской области Наталья Сергеевна

Наталья Никифорова. Фото из личного архива
Методическая работа может строиться очень по-разному в зависимости от приоритетов, сложившихся представлений и укоренившихся практик. Например, директор из Челябинской области Наталья Никифорова считает, что возможность выбора и отсутствие утомительной отчетности мотивируют педагогов к содержательной методработе как нельзя лучше. Своим опытом Наталья Сергеевна поделилась в декабрьском номере журнала «Директор школы». Предлагаем вашему вниманию первую часть ее публикации, где рассказывается о структуре методической работы и проектировании этой деятельности.
Выявление дефицитов
Проектируя методическую работу, мы опираемся на принцип выбора. Это означает, что нет единого алгоритма для всех, а есть конструктор, из которого каждый для себя собирает ресурсы. То есть все проходят через проектирование своего образовательного маршрута, а потом реализуют его (см. схему «Проектирование и реализация образовательного маршрута»).
В июне я провожу индивидуально с каждым педагогом мотивирующую беседу, в процессе которой он анализирует свою работу, достижения и недостатки, итоги урочной и внеурочной деятельности. На этом этапе я прошу педагога назвать два его профессиональных достижения, наиболее значимые для него (высказывания бывают самые неожиданные, одна молодая учительница, например, назвала достижением, что ни один ребенок не ушел из ее класса), и актуальные для него проблемы (с коллегами, администрацией, детьми), обращая внимание на то, какая помощь нужна в связи с этим. Иногда педагог говорит, что никаких достижений в учебном году не было, тогда своей задачей я вижу найти вместе с педагогом точки профессиональных удач (методическая находка, удачный урок, отзыв родителей…).
В процессе подобных диалогов происходит выявление дефицитов, что позволяет формировать методическую работу в следующем году. Все выявленные проблемы можно структурировать в несколько основных линий, чтобы в августе на педсовете планировать работу на следующий год. К примеру, больше восьми лет назад благодаря этой схеме родилась идея проблемно-творческой группы для планирования общения с детьми на актуальные для них темы: дружба, честь, волонтерство. Группа разрабатывала методические материалы для таких бесед. После разработки ими могли пользоваться коллеги.
Для любого специалиста важна обратная связь и возможность рассказать о важных проблемах и успехах в своей работе. Беседа один на один дает такую возможность. Во время беседы педагог субъективно оценивает свои компетенции в разных областях (предметные знания, психологические знания, коммуникативные навыки).
Кроме этого, в нашей области существует система, дающая возможность в течение года пройти оценочные процедуры и получить объективную оценку своего профессионального уровня. Она позволяет педагогу более реалистично взглянуть на уровень его профессионализма.
Разнообразие возможностей
Выявив дефициты, мы перемещаемся в поле возможностей, чтобы определить, как компенсировать недостатки. Кому-то поможет система повышения квалификации. Для кого-то наиболее приемлемым вариантом окажется взаимодействие с наставником. Кто-то предпочитает самостоятельный путь развития, выбирает для себя курсы и стажировочные площадки. И школа ищет возможность оплатить это обучение. А другие могут работать в школьной проблемно-творческой группе.
У нас были группы, разрабатывавшие различные направления. К примеру, компетентностно ориентированные задания в соответствии с требованиями стандартов. Была группа, работавшая в направлении эмоционального интеллекта, результаты ее работы оказались востребованными после анализа причин конфликтов. Произвести полноценный методический продукт в соответствии с поставленной задачей у этой группы пока не получилось. Зато коллеги разобрались в новой для себя проблематике и вышли на педсовет со своим видением того, что собой представляет феномен эмоционального интеллекта (ЭИ) и каким образом можно развивать ЭИ в урочной и внеурочной деятельности.
Отмечу, что в проектирование у нас закладываются ресурсы не только школы, но также города и региона. К примеру, в городе функционирует мощный Центр повышения квалификации и методической работы. В Центре есть Школы молодых педагогов по разным предметам, проблемно-творческие группы городского уровня, городские профессиональные объединения. И каждый педагог выбирает для себя необходимое.
Что актуально для проблемных групп сейчас? Самая проблемная точка — коммуникация с родителями. Мы пока не умеем давать качественную обратную связь и воспринимаем вопросы родителей как претензии, не умеем выстраивать позитивный диалог. Этому нужно учиться.
Часть дефицитов купируется с помощью наставничества. У меня в прошлом году было 9 молодых специалистов. В первые месяцы они ходили на уроки разных педагогов и в конце октября сказали, с кем хотели бы поработать. Интересно, что две пары организовались, не совпадая по предмету, например, молодой учитель английского языка выбрал наставником учителя русского языка и литературы.
Одним из результатом такого взаимодействия стал майский фестиваль, где все молодые специалисты дали открытые уроки, на которых присутствовала вся школа. Молодых специалистов мы просили обсуждать свой индивидуальный образовательный маршрут с наставником.
- S. Методическая работа в школе № 5г. Магнитогорска строится как цикличный процесс: анализ, коррекция целей и задач, выбор нового вектора. Подробнее об этом, а также о том, как организовано административное и консультационное сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов, рассказывается во второй части публикации. Полная версия материала доступна подписчикам журнала «Директор школы» по этой ссылке. Там же можно ознакомиться с «Картой индивидуального образовательного маршрута педагога».