Неформальные средства коммуникации педагога и ученика: образовательный телеграм-канал

81 % подростков заходит в интернет, чтобы подтянуть знания

Согласно статистическим данным последних лет, жители России старше 12 лет ежедневно проводят в интернете по 4,5 часа. Почти половина (47%) этого времени приходится на социальные медиа. Если разбить время, которое подростки проводят в сети, на темы, то выделяются топ-3 крупнейших и примерно равных по доле: видео, социальные сети и мессенджеры.

Однако, согласно исследованию «Подростки 360», в котором приняло участие почти 140 тысяч школьников со всей России, среднестатистический подросток достаточно часто использует интернет для учебы. По данным опроса, 81 % подростков заходит в интернет, чтобы подтянуть знания. Ребята также используют Сеть, чтобы реализоваться в творческой или профессиональной сфере.

Очевидно, что полностью исключить пребывание школьников в интернете просто невозможно. Мы ограничиваем использование гаджетов в учебное время, но в свободные часы дети чаще всего погружены в телефоны, планшеты и компьютеры. Считаю, что наша задача в таком случае – предложить альтернативу, показать, что в интернете можно находить не только развлекательный, но и образовательный, полезный контент.

Телеграм-канал мною был создан в январе 2023 года, существует уже почти 2 года. Целью создания было размещение образовательного и развлекательного контента в удобной для учителя и учеников форме. На сегодня канал насчитывает 119 подписчиков: это ученики, коллеги, родители. Посты на канал выкладываются чаще всего регулярно, в этом учебном году – ежедневно.

Что привлекает учеников в канале?

  • Возможность узнавать что-то новое за пределами урока (80 %). На канале размещаются интересные факты из биографии писателей, история создания произведений, культурологические сведения и многое другое. Используем и материалы, сгенерированные нейросетью.
  • Возможность неформально общаться с учителем, одноклассниками, единомышленниками (32 %). В комментариях ученики могут обсудить заинтересовавшие их вопросы не только со своими одноклассниками, но и учениками других параллелей, выпускниками. Это становится объединяющим фактором, которого иногда не хватает школьникам.
  • Возможность принимать участие в интерактивах, конкурсах и опросах.

Помимо информативных постов на канале появляются опросы, конкурсы и розыгрыши, что особенно нравится подписчикам. Например, к Дню учителя был проведен большой розыгрыш среди подписчиков канала, в котором приняло участие около 30 человек.

Какие возможности дает канал учителю?

  • Предложить варианты интеллектуального досуга.
  • Расширить знания, полученные на уроках.
  • Рассмотреть идеи внеклассных и досуговых мероприятий.
  • Создать ситуацию успеха, научиться новому у детей.

Таким образом, современному учителю просто необходимо непрерывно развиваться, чтобы обеспечить последовательное развитие ребенка. Иногда мы вынуждены обращаться к нестандартным, неформальным методам коммуникации, чтобы повысить ее эффективность.

Хочу отметить, что положительной стороной творческого подхода является не только творческий результат ученика, но и предотвращение профессионального выгорания, вызванного монотонностью текущих образовательных задач.

Виктория Паладий, учитель русского языка и литературы, ФГБОУ СОШ № 1699