Минпросвещения разрабатывает курс начальной военной подготовки в школах и колледжах

Разработка отдельного учебного курса идет в соответствии с инструкцией об организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны в образовательных организациях. Кроме того, в обязательную часть школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» входят модули, в которые включены вопросы по начальной военной подготовке.

Организация обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в учреждениях среднего и профессионального образования определяется соответствующей инструкцией в объеме 35 часов в течение пяти дней, сообщает ТАСС со ссылкой на сообщение замминистра просвещения Татьяны Васильевой.

Для предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработаны два варианта. Первый содержит привычные разделы по безопасности в быту, на транспорте, в социуме и в природных условиях. Во второй вариант включены модули: №9 «Элементы начальной военной подготовки», №2 «Основы обороны государства» и №3 «Военно-профессиональная деятельность», пишет «Российская газета».

Как следует из проекта Федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования, в рамках модуля в курсе ОБЖ, посвященного начальной военной подготовке, ученики 10 и 11 классов будут проходить строевую подготовку, изучать устройство, принцип действия, правила обращения с автоматом Калашникова и ручными гранатами Ф-1 и РГД-5, действовать в общевойсковом бою, создавать сооружения для защиты личного состава и укрытий для боевой техники, оказывать первую медицинскую помощь, познакомятся со средствами индивидуальной защиты.

Проекты Федеральных основных общеобразовательных программ (ФООП) начального, основногосреднего общего образования — одного из элементов «золотого стандарта» образования, вводимого в наших школах с 1 сентября 2023 года, и обеспечивающего формирование единого образовательного пространства России — опубликованы для общественного обсуждения. В каждой программе пояснительная записка; целевой, содержательный ‎и организационный разделы; учебно-методическая документация: федеральные учебный план и календарный учебный график, план внеурочной деятельности, федеральный календарный план воспитательной работы; рабочие программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ; программа формирования универсальных учебных действий у школьников; федеральная рабочая программа воспитания; программа коррекционной работы. Проекты программ — объемный документ и требуют внимательного вдумчивого изучения. Федеральные основные образовательные программы должны быть утверждены до 1 января 2023 года.

В начале октября депутаты Госдумы предложили вернуть начальную военную подготовку в школы и обратились с предложением к министру просвещения Сергею Кравцову. Авторы предложения напомнили, что в советское время на протяжении почти 60 лет в школах такая дисциплина существовала. Учителями были офицеры, на занятиях разбирали и собирали автоматы, учились надевать противогазы и оказывать первую медицинскую помощь. Также ученикам рассказывали об истории Вооруженных сил страны.

Впервые допризывную военную подготовку ввели в СССР в 1918 году для граждан 15–20 лет. С 1947-го ее отменили для всей неучащейся молодежи, а с 1962 года — для всех учащихся старших классов. В 1967 году военную подготовку решили возобновить для учащихся старших классов средних школ и профтехучилищ. В то время преподавателями НВП, как правило, назначались лица из числа офицеров в отставке. В среднем в неделю на этот предмет отводилось два часа. В период перестройки приказом Минобразования НВП в школах РСФСР фактически отменили. Было определено, что ее следует осуществлять на учебно-полевых сборах в оборонно-спортивных оздоровительных лагерях.

 

На зачете по НВП. СССР, 1980-е. / fishki.net

Ранее «Известия» написали, что Минобороны одобрило возвращение НВП в школах и колледжах. При этом министерство предложило выделить на эти занятия 140 часов на протяжении последних двух лет обучения, а к преподаванию допускать только людей с боевым опытом.

По словам первого замминистра Валерия Герасимова, польза от предмета в том, что школьники не только получат основные военные навыки, но и научатся оказанию первой медицинской помощи, а также ориентированию на местности.

Для того чтобы обучение граждан НВП было успешным, ведомство рекомендует предусмотреть профессиональную переподготовку имеющихся преподавателей по предмету. Если же потребуется доукомплектование кадрами, то их предлагается набирать из граждан, ранее проходивших военную службу по контракту на офицерских должностях, в приоритетном порядке военнослужащих — участников боевых действий. «При поступлении соответствующих предложений Минобороны готово их рассмотреть и принять участие в работе по внесению изменений в законодательство РФ по рассматриваемому вопросу», — подчеркнул Валерий Герасимов.